Гиперактивность у детей — как вырастить вождя, а не бандита
Все чаще дети кажутся нам слишком активными, неусидчивыми, неспособными сосредоточиться — не такими, как мы. Гиперактивность у детей — сегодня этот диагноз словно клеймо приклеивается к детям, чья активность не укладывается в общепринятые рамки...
«Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной моторной и психической активностью ребенка».
Все чаще дети кажутся нам слишком активными, неусидчивыми, неспособными сосредоточиться — не такими, как мы. Гиперактивность у детей — сегодня этот диагноз словно клеймо приклеивается к детям, чья активность не укладывается в общепринятые рамки.
Гиперактивные дети мало спят, часто плачут, во время бодрствования подвижны и возбуждены. У таких детей наблюдается повышенная чувствительность к внешним раздражителям — шуму, свету, духоте и т. п.
По мере взросления становится очевидным, что ребенок не способен сосредоточиться и заниматься чем-то одним, не может спокойно дослушать сказку до конца, постоянно вскакивает с места, не любит играть в тихие игры.
Для таких детей характерны эмоциональные всплески — они неуравновешенны, вспыльчивы, проявляют нетерпимость к своим неудачам. На этом фоне наблюдается нарушение отношений с другими детьми и взрослыми.
Импульсивность гиперактивных детей приводит к тому, что они очень часто попадают в переделки и постоянно получают замечания от взрослых. Несмотря на все усилия родителей и педагогов, с такими детьми невозможно справиться. Они не признают никаких авторитетов, сбегают из дома, становятся частыми гостями детской комнаты милиции.
Среди этих детей очень высок процент травматизма и детской смертности.
Гиперактивность у детей с точки зрения официальной психологии
Психологи называют целый ряд признаков гиперактивного ребенка. Я приведу здесь основные характеристики, на основе которых ставится этот диагноз:
-
ребенок не способен сосредоточиться даже на интересном занятии;
-
игнорирует обращение взрослых;
-
часто теряет вещи;
-
отказывается выполнять задания, которые кажутся ему скучными;
-
с энтузиазмом берется за задания, но редко доводит их до конца;
-
испытывает трудности в организации учебной или игровой деятельности;
-
не способен долго сидеть на одном месте;
-
забывает важную информацию;
-
даже в младенчестве мало спит;
-
не подчиняется правилам как в учебе, так и в играх;
-
часто отвечает, не дослушав вопрос;
-
беспрестанно находится в движении;
-
вмешивается в чужие разговоры, перебивает собеседника.
По мнению современных психологов, наличие трети из перечисленных признаков говорит о гиперактивности и необходимости поведенческой коррекции. В ход идут занятия с психологом, медикаментозные препараты, коррекция распорядка дня…
Вот только эффект этих мер подчас практически незаметен, а в отдельных случаях родители и воспитатели наблюдают реакцию, противоположную ожидаемой. Чем больше оказывается давление на ребенка, тем сильнее проявляются «негативные» стороны его характера, тем более он превращается в неуправляемого ребенка. Кроме того, таблетки убивают биохимию головного мозга детей, нарушая их здоровое развитие.
При этом специалисты признают, что вопрос о причинах развития гиперактивности у детей до сих пор остается открытым. Кто-то ищет корни проблемы в отягченной наследственности, кто-то спешит списать все на патологии внутриутробного развития и родовые травмы. Некоторые специалисты склоняются к тому, что гиперактивность у детей провоцируется неправильным подходом к воспитанию.
Почему же принимаемые меры малоэффективны? Почему гиперактивный ребенок «скатывается по наклонной», несмотря на все воспитательные меры? Почему чем больше взрослые оказывают давление, пытаясь вырастить ребенка примерным членом общества, тем сильнее идет противодействие — его все время «выносит за флажки»?
Гиперактивный ребенок с точки зрения системно-векторной психологии
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкий ответ на вопрос, почему очень активный ребенок кажется нам порой ненормальным, а принимаемые воспитательные меры оказываются неэффективными.
Дело в том, что борьба ведется не с симптомами заболевания, а с врожденными свойствами, характерными для определенного типа людей. В подавляющем большинстве случаев диагноз «гиперактивность» ставится детям с уретральным вектором. Тем самым детям, в которых заложен потенциал самородных вождей, рожденных, чтобы вести за собой миллионы. Впрочем, диагноза «гиперактивный» также часто удостаиваются дети с кожным вектором — шустрые и непоседливые. Но такие дети, в отличие от уретральных, легко воспринимают дисциплину и ограничения.
Давайте разберемся, почему вышеперечисленные признаки кажутся нам симптомами заболевания «гиперактивность».
Поведение других людей и детей в частности мы воспринимаем через призму собственного мировосприятия. Это касается не только родителей и педагогов — психологи также оценивают своих пациентов субъективно.
А теперь давайте ответим на вопрос: «А судьи — кто?»
Как тенденция психологи-мужчины наделены свойствами, характерными для анального и зрительного вектора. В подавляющем большинстве случаев это спокойные, даже степенные люди, умеющие анализировать большие объемы информации и склонные к перфекционизму.
Кроме того, психологи обладают способностью сочувствовать и сопереживать — эти свойства характерны для зрительного вектора. (Более подробно о свойствах этих и других векторов вы можете узнать, пройдя тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.)
С точки зрения степенного анально-зрительного психолога гиперактивен даже тот ребенок, который рожден со свойствами кожного вектора. Этот шустрый, длинноногий, легкий на подъем малыш кажется анальному мужчине слишком активным ребенком — ведь он оценивает его, взяв в качестве точки отсчета собственную активность. В итоге диагноз «гиперактивность» напрашивается сам собой.
Однако дети с кожным вектором, в силу врожденной способности к самоограничению и адаптации к окружающему ландшафту, сравнительно редко получают этот диагноз. А если вдруг психолог и посчитает ребенка гиперактивным, то введение строгого режима, длительных прогулок и спорт для гиперактивных детей окажутся очень полезными.
Совсем другое дело — дети с уретральным вектором.
Если дети с кожным вектором считаются гиперактивными, то у детей с уретральным вектором, с точки зрения степенного психолога, наблюдается гиперактивность в степени «бесконечность».
Природа уретрального ребенка изначально не терпит ни малейшего давления и ограничений. Это не значит, что уретральные дети — прирожденные бунтари и хулиганы. Напротив, дети с уретральным вектором обладают врожденной предрасположенностью к ответственности, они прекрасно знают, чего и почему хотят.
Им не нужны законы, потому что уретральный ребенок — сам закон, основанный на справедливости и милосердии.
При правильном подходе эти дети, несмотря на прирожденную гиперактивность, не только не доставляют хлопот ни родителям, ни педагогам, но и становятся их активными помощниками — неформальными лидерами классов и групп, несущими ответственность за всю «стаю».
Однако при попытках их подчинить, «сломать», сделать более спокойными уретральные мальчики начинают воспринимать окружающий мир враждебным и «объявляют ему войну» со всей бескомпромиссностью прирожденного вождя.
Уретральный мальчик — особенности воспитания будущего вождя
Петя вырвался во двор, словно маленький смерч — рубашка нараспашку, волосы всклочены, на лице — широкая ухмылка, а в глазах — чертики. Он запрыгнул на лавочку, пробежал по ней, спрыгнул, упал, тут же вскочил на ноги, словно подкинутый пружиной, и помчался дальше свободный как ветер.
Ребята, скучавшие у подъезда, сорвались с места и помчались вслед за Петей — ватага маленьких дикарей дождалась своего вожака и отправилась «в кругосветку» по крышам и деревьям.
И не важно, что родители будут ругать за то, что «опять играл с этим хулиганом»: против Петиного обаяния (читай феромонов вождя) не способен устоять самый послушный «маменькин сынок».
Мама Пети, глядя в окно вслед сыну, только головой покачала: ну что за неуемный ребенок растет? Дома не удержишь — хоть привязывай, никого не слушается…
Узнали в этой краткой зарисовке своего сорванца? Налицо все признаки гиперактивного ребенка — неусидчивый, мало спит, отказывается признавать авторитеты, постоянно попадает в переделки и получает замечания от взрослых.
Однако с точки зрения системно-векторной психологии все это не патология, а свойства, характерные для людей с уретральным вектором — прирожденных вождей. Если ваш ребенок подходит под вышеприведенное описание, то очень высока вероятность того, что вы воспитываете уретрального ребенка.
И только от вас зависит, вырастет ли он президентом крупной компании или даже страны — либо седины ваших волос покроет позором выросший в вашей семье криминальный авторитет, не щадящий ни свою, ни чужую жизнь.
Воспитание гиперактивного ребенка с уретральным вектором окажется более простым, если четко осознать, что вы воспитываете человека, который рано или поздно будет распоряжаться судьбами миллионов. Согласитесь, при подобных перспективах стандартные схемы воспитания не актуальны.
Воспитание детей с уретральным вектором имеет свои особенности. Если у вас родился ребенок с уретральным вектором, вы должны стать для него не родителем и воспитателем, а «регентом при маленьком царе».
В детях с уретрой необходимо развивать чувство ответственности
«Вся надежда только на тебя!» — вот наилучший девиз, под которым должно проходить воспитание уретрального мальчика.
Чем больше развито чувство ответственности, тем более развит уретральный мальчик, тем больше шансов, что он вырастет полноценным членом общества.
Уретральные дети очень рано взрослеют. Если дети с другими наборами векторов до самого пубертата, а порой и дольше, зависимы от родителей, то дети с уретральным вектором очень рано начинают ощущать ответственность за свою «стаю» — семью.
Шестилетние уретральные дети — это уже сформированные личности, способные нести ответственность, непосильную для других детей, а порой и взрослых.
«Сынок, быстрее завязывай шнурки. Если мы опоздаем в садик, маму уволят с работы, у нас не будет денег и вся семья останется голодной. Сам понимаешь — все зависит только от тебя!» — примерно так можно провоцировать гиперактивного ребенка с уретральным вектором на выполнение нужных вам действий.
Приказной тон — неприемлем! А вот взывание к ответственности будет весьма эффективным.
Уретральных мальчиков нельзя хвалить «сверху вниз»
Оставьте снисходительные похвалы для детей с другими векторами. Уретральный мальчик воспринимает похвалу «сверху вниз» как унижение — такая похвала приводит ребенка в бешенство.
Представьте себе, что вы снисходительно похвалили своего начальника — порадует ли его такая похвала?
А вот восхищение «снизу вверх» подчеркивает статус такого ребенка и доставляет ему искреннее удовольствие.
Уретральных мальчиков нельзя наказывать
Особенно это касается телесных наказаний — они воспринимаются ребенком как понижение ранга.
Развитие подобного жизненного сценария возможно в семье, где у отца с анальным вектором рождается уретральный сын. Пытаясь добиться от сына послушания любой ценой, такой отец «забивает» сына. Это приводит к тому, что у ребенка фиксируется ощущение враждебности окружающего мира.
Реакцией на телесное наказание может стать инициация эрогенной зоны: мальчик начинает «метить» мочой углы собственного жилья, доказывая тем самым свой статус «вожака».
Когда ребенок подрастает, реакцией на физическое наказание становится побег из дома — уретральный мальчик вырывается из-под давления на свободу и начинает воевать с окружающим миром, ведя за собой «стаю» — дворовую ватагу. Так растут вожаки самых опасных преступных группировок.
Подведем итоги
Воспитание любого ребенка — долгий и кропотливый процесс. Однако ответственность перед ребенком и перед обществом многократно возрастает, если приходится воспитывать будущего вождя.
В этом случае нельзя полагаться на врожденные инстинкты и «опыт предков». Нужно четко дифференцировать свойства, заложенные в этих детях природой, и правильно их развивать — только в этом случае ваш ребенок вырастет по-настоящему счастливым и полноценным членом общества, готовым к великим свершениям.
Корректор: Наталья Коновалова
А как тогда воспитывать уретральную девочку?
Здравствуйте rei raffe!
Воспитывать уретральную девочку так же как и мальчика. Не хвалить, а восхищаться. Не приказывать, а призывать к ответственности. Не ограничивать, а просить помощи.
Часто таким девочкам говорят "ну ты же девочка, девочки так себя не ведут". В последствии уретральная девочка будет изображать из себя мальчика: одеждой, прической, походкой - всем своим видом она будет стремиться стать мальчиком-вожаком.
Но для начала необходимо точно понимать, что девочка с уретральным вектором, а не с кожным.
Очень часто путают проявления этих двух векторов, хотя они абсолютно разные и подход к ним тоже должен быть разный.