Гиперактивный ребенок – несуществующий диагноз или реальная проблема?
Ребенок до года разломал свою детскую кроватку? В год забрался под потолок по ручкам на серванте? Ведет себя как «вечный двигатель»? Гиперактивный ребенок или просто такой активный малыш? Где границы нормы и как не пропустить патологию? Разберемся с помощью рекомендаций медиков, педагогов и системно-векторных психологов
«Спокойствие, только спокойствие» — под этим девизом обычно живут родители чересчур шустрого малыша.
Если ребенок:
-
не способен ни минуты усидеть на одном месте, все время куда-то бежит, начинает что-то делать и тут же бросает;
-
страдает дефицитом внимания — не может сосредоточиться на какой-то даже интересной ему деятельности;
-
не «слышит» слов, обращенных к нему, игнорирует запреты взрослых,
— то эти проявления, закономерно, заставляют родителей волноваться.
Гиперактивный ребенок? Или просто такой активный малыш? Где границы нормы и как не пропустить патологию? Может быть, ребенку необходима помощь специалистов?
Разберемся с помощью рекомендаций медиков, педагогов и системно-векторных психологов.
Синдром гиперактивности — мнение медиков
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.
Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).
Дефицит внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Часто теряет вещи | Совершает импульсивные движения руками или ногами |
Избегает задач, требующих умственного напряжения | Не может ждать своей очереди |
Ребенок забывчивый | Вмешивается в разговор или деятельность других |
Часто переключается с одного занятия на другое | Отвечает прежде, чем был закончен вопрос |
Не может выполнить задание до конца | Совершает шумные выходки, выкрики |
Не слушает | Не может играть тихо, спокойно |
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно | Действует как будто «заведенный» |
Легко отвлекается | Чрезмерно много бегает |
Часто встает с места |
При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром гиперактивности — мнение педагогов
Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.
Чаще всего встречались следующие характеристики:
-
малыш активнее других детей;
-
ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;
-
совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);
-
не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;
-
находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;
-
ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.
Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?
Сложность постановки диагноза
- Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
- Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
- Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.
Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.
Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.
Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).
Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).
Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.
Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.
Пути коррекции | Ответственный за помощь ребенку |
Психокоррекционная работа | Психолог |
Коррекционная педагогика | Воспитатель в доу, учитель в школе |
Улучшение микроклимата в семье ребенка | Родители |
Правильное воспитание | Родители |
Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.
Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.
Гиперактивный ребенок — почему он такой?
Чаще всего признаки синдрома гиперактивности родители усматривают у ребенка с кожным вектором. Он от природы обладает огромным потенциалом гибкости, ловкости, скорости — и тела, и психики.
Ребенок до года разломал свою детскую кроватку? В год забрался под потолок по ручкам на серванте? Ведет себя как «вечный двигатель»? Все хватает, везде лезет, передвигается исключительно бегом, заставляя родителей постоянно быть начеку, а бабушек пить успокоительное?
Это гиперактивный ребенок? Это малыш с кожным вектором. Такие свойства необходимы ему, чтобы вырасти инженером, руководителем, организатором, изобретателем, спортсменом, предпринимателем.
Этот ребенок, при правильном развитии, сможет в будущем с легкостью зарабатывать деньги, управлять коллективом, будет способен принести пользу обществу своим инженерным талантом и логическим мышлением.
Около 24 % детей рождаются с кожным вектором, и нам, взрослым, важно уметь отличать природные свойства ребенка от синдрома гиперактивности.
Советы системно-векторного психолога по воспитанию ребенка с кожным вектором читайте здесь.
Гиперактивный ребенок «не слышит» родителей. Почему?
Чаще всего у ребенка подозревают синдром дефицита внимания и гиперактивности, если у него в сочетании с кожным вектором есть еще и звуковой вектор.
С рождения звуковому ребенку присущи способности и склонности к сосредоточению, вслушиванию, поиску смысла.
Психотравмирующая ситуация для него — громкие звуки и оскорбительные слова. Если родители не ладят между собой и/или ругаются на ребенка, если в доме не соблюдается режим звуковой экологии и у малыша нет возможности побыть в тишине, то психика стремится защитить чувствительные ушки. И ребенок «уходит в себя», не находя снаружи необходимый покой и вожделенную тишину.
А для родителей это выглядит так, как будто ребенок не слышит их: «понимает только с двадцатого раза», «не реагирует на мои слова», «весь в себе». Может возникнуть проблема в общении с другими людьми, сверстниками, педагогами. Чем больше вы повышаете голос на ребенка, пытаясь докричаться до него, тем больше усугубляется проблема.
При этом ребенок выглядит гиперактивным (в кожном векторе) и неспособным сосредоточиться, удерживать внимание (в звуковом векторе). Тогда и говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Об особенностях воспитания и обучения малыша со звуковым вектором читайте здесь.
Неуправляемый! А не просто гиперактивный ребенок
Вожди, президенты, полководцы, яркие личности (поэты, актеры, музыканты, общественные деятели) — эти люди своей харизмой увлекают сотни, тысячи, иногда миллионы людей. За ними идут, им доверяют, на них равняются. А они, в свою очередь, готовы жизнь отдать за свой народ, свой коллектив.
Как вы думаете, Петр Первый или Владимир Высоцкий были послушными детьми? Синдром гиперактивности это самый мягкий диагноз, который могли бы им поставить современные медики.
Ребенок с уретральным вектором рожден стать вождем. Вам очень повезло, если вы его родители. Таких детей рождается меньше 5 %.
Уретральный ребенок производит впечатление гиперактивного. Он не воспринимает запретов и указаний, потому что его природные свойства — быть главным, выше всех в иерархии. Если родители признают это его право, они направляют его беспрецедентную энергию в ответственность за всех окружающих.
Позиция родителей как регентов при маленьком царе: «помоги, пожалуйста, без тебя нам никак не справиться!» — снимает протестное поведение, воспринимаемое как синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Это не гиперактивный ребенок, его врожденное свойство — отвага, справедливость! При правильном воспитании он никогда не бросит товарищей в беде, поможет нуждающемуся, заступится за слабого. Подвиги и достижения уретральных людей остаются в героическом наследии страны.
О том, как воспитывать уретрального вектора ребенка читайте здесь.
Гиперактивный ребенок — что делать взрослым?
Хорошие родители всегда переживают за своих детей, если их поведение отличается от принятой в обществе нормы. Причина волнения — непонимание того, что действительно нужно малышу.
Случается, что ребенку с синдромом гиперактивности действительно нужна врачебная помощь. Но в подавляющем большинстве случаев за «симптомами» СДВГ скрываются природные особенности ребенка, позволяющие ему развиваться в правильном направлении, обеспечивающие его счастливое и успешное будущее. И «лечить», подавлять эти проявления крайне опасно.
Понимание причин поведения гиперактивного ребенка, особенностей его психики дает родителям возможность найти эффективные методы воспитания, подобрать верную программу обучения. Часто этого достаточно, чтобы избавить ребенка от проявлений, определяемых как синдром гиперактивности.
Это работа не только внутри семьи — воспитатели, учителя, тренеры должны понимать особенности малыша.
Родители в ответе за своего ребенка. Иногда достаточно перевести его в группу к другой воспитательнице (например, с кожным вектором, как и у него), и снимаются вопросы о синдроме гиперактивности. По равенству свойств воспитатель будет понимать малыша и не требовать от ребенка невозможного.
Основные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1. Любой ребенок должен расти в ситуации защищенности и безопасности. Он должен чувствовать, что вы его любите, понимаете. Важно, чтобы сами родители находились в сбалансированном состоянии, то есть не испытывали страхи, депрессии и другие плохие состояния.
2. Категорически нельзя бить, кричать, оскорблять ребенка — это только усугубит проявления синдрома гиперактивности и приведет к задержкам психического развития ребенка.
Родители, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология», уже нашли ответы на все свои вопросы о воспитании детей.
Они знают, почему ребенку с кожным вектором важны дисциплина и ограничения, соблюдение режима дня. Могут выбрать подходящий малышу вид спорта и упражнения, развивающие его логическое мышление. Понимают, что конструктор для их ребенка — лучшая игрушка. Умеют грамотно мотивировать сына или дочь на учебу и хорошее поведение.
Родители ребенка со звуковым вектором понимают, как вырастить гения. Они не сомневаются в необходимости занятий музыкой и в еще большей необходимости — предоставить ребенку тишину. Карта звездного неба и физико-математические задачи заменяют маленькому звуковичку игрушки и развлечения.
Родители малыша с уретральным вектором перестают видеть в нем гиперактивного ребенка. Они понимают, какое чудо растет в их семье, и воспитывают человека, ценность которого для общества сложно переоценить.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволит вам узнать своего ребенка и разобраться в тонкостях его воспитания. Вместо проявлений синдрома гиперактивности вы увидите настоящие особенности и возможности вашего родного человечка.
Читайте отзывы людей, которым это уже удалось:
«После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой.
Уже ближе к концу моего обучения тренер по каратэ стал хвалить моего сына, и мы прошли экзамен на «11 Кю». Слезы полились у меня, когда я услышала от воспитательницы, как хорошо Лева играет свою роль, что он лучший!»
Да , я воспитал 2-х детей и проблем с ними не было, но вот третий ребенок родился у нас гиперактивным проблемы начались почти сразу он спал в сутки 2-4 часа, мы обращались к врачам, но нам говорили все в порядке. В садике нас обвиняли постоянно, что ребенок много бегает и непослушный. Когда пошли в школу, он был подвижен, но учился неплохо и нас постоянно вызывали в школу когда говорили, что нам перевести в другую школу, нам отвечали он повышает успеваемость класса. Кризис начался в 3-4 классе (9 лет), снизилась успеваемость из -за того, что развилось плавающее косоглазие и вот тогда со школы понеслось - в чем только его не обвиняли и в воровстве и во всем, что можно, но постоянно проходила фраза дети сказали. Перед операцией на глаза в Краснодаре, нас врачи отругали, почему мы не лечим от гиперактивности по анализам и записям четко просматривается. Мы занялись этим вопросом. Постоянно возили к психиатору в Ставрополь на прием. В течении 2-х лет. При лечении его в 5-м классе возникло много проблем, нас классически начали изживать со школы доходило вплоть до криминала и постоянно слышали, а вот дети сказали, а от руководства уйдите с нашей школы (Я прекрасно знаю, что в другой школе будет тоже самое). После первого курса лечения от нас отстали (Было сказано дети сказали, что Ярик измазал стену яблоком, я прибежал в школу, еле уговорил показать мне стену и когда мне показали стену на ней ни чего не было. Т.е ее ни кто не расписывал т.к пектин от яблок вымыть непросто). От нас отстали на 2 года. За 2 года мой сын стал какой- то ленивый, начал терять свое имущество, успеваемость снизилась, непослушание как было так и оставалось все время (что только не делали с непослушанием и ремень и уговоры и беседа ни чего не помогает правда заметили как у него нет увлечения оценки хорошие, а как увлекся чем нибудь (смастерить танчик , модель корабля или создать мультфильм) все учебе конец и разговоры до бесконечности об увлечении.) За два года появились друзья, стал уверенным в себе, в школе перестали его делать мальчиком для битья. Но оказалось, что школа выжидала момента от него избавится и вот у на криминал на который в наше время ни кто бы не обратил внимания.