Григорий Распутин. Часть 1. Между царем и его народом
Повествуя о жизни Распутина, современные историки ссылаются на западные источники и воспоминания людей, большинство из которых не только не было знакомо с Григорием Распутиным, но и никогда его не видело. Исследователям жизни Отца Григория выгодно наделять простого русского мужика свойствами «стрелочника» истории, создававшего угрозу царской династии, а следовательно, и России...
Ровно 100 лет назад началась одна из самых страшных войн в истории человечества — Первая мировая, повлёкшая за собой Русскую революцию и геополитический передел Европы. Предотвратить участие России в этой войне пытался простой русский мужик Григорий Распутин, крестьянин из Тобольской губернии, ставший впоследствии самым известным русским во всём мире.
Между царем и его народом
Трудно найти жанр, в котором не отражены в той или иной степени жизнь и участие Григория Распутина в российском обществе накануне двух последних русских революций. Наибольшее число исследований и описаний жития Святого Григория, ожидающего своей канонизации, создано за границей. Мифологизацией и демонизацией сибирского старца по сей день благополучно спекулируют на Западе, раскручивая его имя в качестве бренда и тиражируя от этикеток на водочных бутылках до мультфильмов и мюзиклов. Посредством зловещего образа Распутина создаётся отрицательный имидж самой России как государства варварского, тёмного, с полудикими и бесноватыми обитателями.
Повествуя о жизни Распутина, современные историки ссылаются на западные источники и воспоминания людей, большинство из которых не только не было знакомо с Григорием Распутиным, но и никогда его не видело. Исследователям жизни Отца Григория выгодно наделять простого русского мужика свойствами «стрелочника» истории, создававшего угрозу царской династии, а следовательно, и России, придумывать самые неправдоподобные мистические черты его характера, начиная от способностей, якобы направленных на массовое психологическое воздействие, дьявольский магнетизм, и заканчивая отмеченным у старца психиатром Бехтеревым даром к обладанию так называемым «половым гипнотизмом».
Человек божий
Итак, одним он по сей день представляется нечистой силой, а другие видят в нём светлого «человека божия», народного печальника и молитвенника, пострадавшего за грехи наши, прославляемого неседальным гимном — акафистом мученику Григорию Распутину-Новому, пророку и чудотворцу Российскому. У Григория Ефимовича не было никаких других помыслов, кроме одного — постичь Бога и познать пути спасения, а сведав, нести это осмысление людям.
Испокон веков на Руси «человеком божьим» называли всех, кто пророчествовал и прорицал, молился и юродствовал. Божие люди много странствовали от города к городу, от села к селу, аскетствуя и ограничивая себя во всём... Божьих людей на Руси всегда и везде принимали, кормили и выслушивали. Крестьяне делились с ними своим последним скудным куском, а зрительные купчихи и пугливые русские барыньки, опасаясь кары небесной за отвергнутого и прогнанного божьего странника, подкармливали их в людских или на закопчённых кухнях своих имений.
Традиция странствующих божьих людей уходит глубокими корнями в древность и характерна, пожалуй, только для России, если рассматривать её в ряду европейских государств. В Европе были разрешены странствующие монахи, но их цель заключалась не в выражении жалости и утешении страждущих и несчастных, как это делал Лука в пьесе Горького «На дне», а в вовлечении своими беседами о Боге в представляемую ими конфессию новых верующих и христианских приверженцев.
Правда, в Западной Европе эта практика завершилась ещё в Средние века почти поголовным католицизмом и протестантством, и любые другие трактовки христианства если и не преследовались, то, во всяком случае, не поощрялись.
Кожный Запад урегулировал и эту, духовную, сторону человеческого бытия стандартизированным законом. Насаждение «огнём и мечем» веры крестоносцев и их последователей резко ограничило европейцев в любых попытках духовного поиска.
В прежние времена, да и сейчас, западным законом о церковном налоге учтён каждый житель государства, официально объявляющий себя верующим. Любой странник, несущий «благую весть», не санкционированную Римско-католической церковью и самим Папой, объявлялся бродягой и бездельником, незамедлительно арестовывался, изолировался от общества, дабы не смущать своей ересью чистые умы достопочтенных бюргеров.
Зарождающаяся в XVI веке кожная европейская цивилизация войнами и религиозными чистками вытеснила на Восток иноверцев, не желавших принимать христианство, чётко определяя и регламентируя культовые интересы Запада.
Несёт религиозную идею, как правило, человек со звуковым вектором, а вкупе с кожным он способен к индуцированию больших групп людей, чья вера может быть доведена до фанатизма. Когда к звуковому добавляется зрительный вектор, то проповедуется смирение, прощение, всеобщая любовь, сердобольность и сострадание.
Идеи любви, милосердия и справедливости всегда вызывали отклик в душах россиян, а люди, к ним призывающие, — уважение и поклонение. Особенно заметной и всеобъемлющей становилась их религиозная экспансия, если пророки несли в себе сочетание двух векторов — уретрального и звукового.
Мощь уретрального вектора и чистота звукового во все времена выделяла Великих духовных учителей, отдававших свои жизни за идею, которая своей благостью созидала миръ или вела его к саморазрушению.
За просторами и огромными расстояниями между населёнными пунктами, отсутствием дорог и какой-либо другой связи божьи странники, повидавшие белый свет, побывавшие на Афоне, в Иерусалиме и других святых местах, являли собой знатоков — толкователей, перепевших каждый на свой лад Святое Писание. Они объясняли его постулаты безграмотному населению Сибири и Зауралья, попутно становясь видавшими виды рассказчиками-сказителями, несущими новую информацию о событиях, происходящих западнее Урала. Эти пешие вестники соединяли словом дальние имперские территории с Россией. На местном «сибирском» наречии Россией называлось всё пространство от Петербурга до Уральских гор.
Григорий Распутин тоже был таким сподвижником божьим, странником, а не юродивым. Он не был блаженным, хотя и проводил много времени в молитвах и отрешении, прося у Господа милости для других. Долгие паломничества научили его быть аскетом, отказываться от всего, что мешало сконцентрироваться на главной звуковой идее — поиске Бога.
В миру Григорий Ефимович вёл обычный для любого человека образ жизни и, как православный христианин, не любил пустословия, сознательно ограничивал себя постами, отказом от винопития и табака. Отправляясь в длительные паломничества, он не задумывался о хлебе насущном, часто по-звуковому он мог просто забыть поесть и вспомнить об этом лишь через несколько дней, когда ноги подкашивались от усталости и голода.
Всеми же качествами юродивого, выражающимися во внешнем безумии, чудаковатости, ненормальности или «недосягаемой» святости, его наградили те, кому хотелось видеть Распутина таковым. А кому-то было выгодно создать из старца мистическую, распутную, согласно его фамилии, личность. Саму же фамилию до сих пор смакуют на все лады, выискивая в ней отзвуки чего-то неприличного, непристойного. Но у Распутина была и другая фамилия — Новый. В ряде источников обе они встречаются вместе.
Отец Григорий, как почтительно называли Распутина некоторые его адепты, научившийся простым и доступным языком излагать Святые православные истины часто в собственной интерпретации, сам, будучи неграмотным, жадно на слух воспринимал всё услышанное в монастырях и пеших паломнических походах.
Однажды в своих длительных звуковых молитвах у чудотворной иконы Казанской Богородицы «узрев волю небес», Григорий Ефимович покинул родное село Покровское и пошел странствовать по святым местам, преодолевая по 40 — 50 вёрст в день, «вкушая самую малость». Два года он провёл послушником в монастыре. Три года он учился носить вериги, подчиняя свою плоть сильнейшему испытанию.
Вери́ги — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов. (из Википедии)
Григорию Ефимовичу понадобилось немало времени, чтобы, пройдя через многие условности, традиции и православные обряды, понять, что добровольное ношение на себе железных оков не приближает к Богу, не приносит ни пользы, ни долгожданного понимания себя, ни успокоения душе.
«Духовной жаждою томим»
Русский человек, ищущий Бога, среди других народов занимает особое место. Россияне, воспитанные в духе уретральной справедливости и милосердия, в жажде духовного познания, всегда были склонны обласкать любых блаженных и юродивых. Им отводилась роль праведников и пророков, из них то творили великомучеников, вознося и канонизируя, то со всем кликушеским азартом попирали и втаптывали в грязь. Такая же, может быть, даже ещё более трагическая участь постигла Григория Распутина-Нового.
Узнать более глубоко об особенностях русского уретрального менталитета, благодаря которому в нашей стране существует особое отношение к людям, ищущим Бога, можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/
Корректор: Анна Катаргина
Спасибо за статью, но есть вопрос:
В статье сказано, что "кожная европейская цивилизация" зарождалась в XVI веке. Разве кожный менталитет (поставлю знак равенства с цивилизацией) не зародился гораздо раньше уретрального российского? Во времена Древнегреческой и Древнеримской цивилизаций? Ведь именно тогда кожные ценности (закон, римское право, масскультура в виде гладиаторских боев и многое другое...) смогли выразить себя государствами соответствующего типа: Греческими полисами и Римской республикой, как гораздо позже выразит себя уретральный менталитет государством Ивана Грозного.
Спасибо.
Сегодня на лекции Юрия услышала, что в библиотеке есть статьи о Григории Распутине и сразу же примчалась читать!!! Спасибо за Ваше исследование!!! После сериала на ТВ "Григорий Р." читала в интернете много, а теперь и с позиции СВП узнаю!!!
Спасибо, Светлана. На одном дыхании прочитала статью. Очень интересен этот человек. Недавно на ТВ показали фильм "Григорий Р". Угадали с актёром. Уретральный Машков его сыграл. Конечно, он без звука, поэтому всё таки по зрительному мистифицирует его, но в некоторой степени он его понял правильно. Ваша статья очистит имя Распутина от оговора, мистицизма. Поможет глубже понять, что такое чистый звук. Очень жду продолжения
Я, к своему великому стыду, ничего не знаю об истории своего народа. В школе нас учили истории Украины, которую мой мозг отказывался принимать. Но может это и к лучшему. Теперь я историю буду учить уже вместе с сыном. И история эта будет системной и точной наукой, а не сочинением какого-нибудь звуковика-фантаста на вольную тему. Спасибо за системные исторические экскурсы. Учиться никогда не поздно!
Спасибо, Светлана! Ваш очередной шедевр СВП-библиотеки как раз вовремя. Недавно читал книгу о революции 1917 и о роли Распутина в судьбе России. С нетерпением жду дальнейшего системного разбора!
Спасибо, Роман! Русская история уникальна. Пришло время очитить ее от лжи и оговоров, восстановить через понимание личностей, которые были к ней причастны.
Светлана, спасибо за тему тем... Чувствую дальнейшее системное раскручивание личности Григория Распутрина, никем еще не раскрытого в истине своей, приближенного семьи последнего царя русского. Но настолько раскрученного в мифах и легендах, мало что напоминающего самого Распутина. Жду с нетерпением продолжения...
Сплошные мифы и выгораживания царя современыми истриками, сделали из него святого мученика, а того не знают, что никому Николай не нужен был. Жаль его как человека, но не жаль, как императора, не тянул даже на управдома.
да, пришло время развенчания мифов и реконструкции истории нашей без предвзятости и субъективных мнений историков. Системно мы понимаем, что такое историк и на что они способны, в самом хорошем смысле. Что было не изменить, но полное раскрытие фактов и смыслов прошлого, даст нам и силы и способность двигаться в верном направлении в будущее.
Наконец-то Григорий Распутин предстанет в истинном облике, без истерик и больного мистицизма. Уретральный звук, самим провидением посланный в царские палаты, мышечный крестьянин накануне великого передела судьбы России, он сам был знАком, знАмением, но когда и кем вовремя они прочитывались, эти знаки?.. Жду с нетерпением продолжения этой захватывающей системной истории!
Им там, в их кожной суете, не до знаков было. История Григория Распутина уникальна. Не барин, а вот поди ж ты, попал в палаты каменные и такого там шума наделал, что эхом в ХХI веке отзывается. Никто так и не понял его предназначения, так и не догадался зачем сибирский мужик босой пешком в столицу пришел.
А мы знаем)
Прочитала просто на одном дыхании! Как интересно смотреть на уже давно известные вещи по-новому, системно. Как глубоко можно понять теперь историю. Представляю какая огромная работа проведена! Спасибо, Светлана! С нетерпением жду продолжения!
Спасибо, Наталия. Продолжение скоро последует. СВП не дает шанса ошибиться, тем она и уникальна.