Игры для детей, развивающие внимание
Дидактические игры на внимание сегодня можно встретить не только в форме настольных пособий, картотек или книжных заданий. Существует масса онлайн-игр на внимание, когда дети выполняют аналогичные задания на компьютере. Каким детям они подойдут?
Способность к сосредоточению внимания — одно из условий для успешного обучения ребенка в школе. В этой статье мы рассмотрим интересные игры для детей, развивающие внимание. Они помогут малышам подготовиться к роли будущих школьников, успевающих на «отлично».
В дошкольном возрасте дети усваивают огромный объем информации. Активно развиваются их высшие психические функции — происходит формирование зрительного и слухового восприятия, развиваются мышление, внимание и память. Малыши демонстрируют непроизвольное внимание: сосредотачиваются на том, что им важно. Взрослые поддерживают это непроизвольное внимание — рассказывают об интересных для ребенка предметах и процессах. Но роль будущего школьника требует, чтобы ребенок сам умел сосредоточиться на информации, которую дает взрослый. Этот навык называется произвольное внимание, и без него в учебном процессе не обойтись.
Наработать устойчивость произвольного внимания помогают игры для детей, развивающие память и внимание. Использовать их можно в дошкольном возрасте, полезны они и для младших школьников. Подобрать задания с учетом способностей и свойств ребенка поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Дидактические задания и настольные игры, развивающие внимание
-
«Найди отличия». Один из способов тренировать внимание — поиск отличий между двумя изображениями. Для детей младших и средних групп детского сада подходят задания, где отличий немного и они крупные. В подготовительной группе задания содержат до 10–12 мелких отличий.
-
«Неподходящая картинка». Эта игра, развивающая внимание, также нацелена на поиск зрительных отличий между изображениями. Среди нескольких идентичных изображений находится одно, которое отличается от остальных. Нужно его найти и объяснить, почему не подходит эта картинка.
-
«Подбери пару». В картотеке находятся изображения нескольких пар предметов. Например, пары рукавичек или носочков разной расцветки. В этой игре на развитие внимания задача детей — разобрать перемешанные изображения по парам.
-
«Найди недостающий кусочек». На картинке изображен предмет, часть которого отсутствует. Ребенку предлагаются фрагменты разной расцветки и формы. В этой игре на развитие внимания задача — выбрать фрагмент, подходящий к картинке.
Такие дидактические игры на внимание сегодня можно встретить не только в форме настольных пособий, картотек или книжных заданий. Существует масса онлайн-игр на внимание, когда дети выполняют аналогичные задания на компьютере. Каким детям они подойдут?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что высокой устойчивостью произвольного внимания и особой усидчивостью обладают дети, наделенные свойствами анального вектора.
От природы их мышление системно-аналитическое, они сосредоточены на мелких деталях и подробностях. Поэтому им подойдут именно настольные дидактические игры на внимание или их аналоги на компьютере (онлайн-игры на внимание для детей).
Дидактические игры на внимание подразумевают опору на наглядность. Поэтому хорошо справляются с такими играми, развивающими внимание, также и дети со зрительным вектором. Их глаз отличает намного больше оттенков цвета и особенностей формы, чем у остальных ребят. Они моментально видят нюансы в отличии изображений.
А как тренировать внимание малыша, если он не может усидеть на месте? Он подвижный и шустрый, для него характерно поминутное переключение внимания с одного на другое. На помощь приходят подвижные игры, развивающие внимание.
Подвижные игры, развивающие внимание
Тренировать внимание шустрого ребенка легче всего через движение. Так, детям с кожным вектором присуще логическое мышление, они хорошо ладят с числами. Все эти свойства надо учитывать при выборе игры.
-
Игра, развивающая внимание: «Спортивный тренажер». Ведущий зачитывает разные слова. Если слово обозначает предмет, относящийся к категории «спорт», — малыши бегают. Если нет — замирают.
-
«Съедобное-несъедобное». У этой старой доброй игры, развивающей внимание, сегодня множество модификаций. Например, можно «ловить» только то, что обозначает предметы одежды, мебели, игрушки.
-
«Зарядка». Ведущий зачитывает правила. На слово из определенной категории нужно выполнить действие. Например: овощи! — присесть «на грядку», фрукты! — руки вверх, как «дерево», транспорт! — бегаем и «крутим руль». Когда дети запомнили инструкцию, начинается сама игра, развивающая внимание. Ведущий зачитывает слова, дети выполняют нужные действия.
-
«Волшебный мешочек». Эта развивающая игра подразумевает развитие внимания ребенка через тактильную восприимчивость. Дети ощупывают и передают по кругу несколько небольших предметов. Затем все предметы складывают в непрозрачный мешочек. В этой игре, развивающей внимание, задача детей — вытащить на ощупь определенный предмет по просьбе ведущего.
Это лишь некоторые примеры игр, привлекающих внимание ребенка с кожным вектором. Его природные таланты — логика, интерес к числам, подвижность, тактильная восприимчивость, быстрое переключение внимания. Зная эти особенности, можно придумать разные способы, как привлечь внимание ребенка через игру. Не дидактическую, а подвижную или сюжетно-ролевую.
Главное — помнить, что кожный ребенок никогда не будет обладать такими же свойствами, как у носителя анального вектора. Ему труднее быть усидчивым и сосредоточенным на деталях, он не станет подолгу заниматься с дидактическими пособиями. Требовать от него таких качеств не нужно — у него другие таланты и развивать его произвольное внимание нужно иначе.
Игры, развивающие внимание, при слуховом восприятии
Для благополучного обучения в школе важно с детства тренировать внимание ребенка на слух. Ведь ему предстоит сосредотачиваться на речи педагога. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее чувствительными ушками наделены мальчики и девочки со звуковым вектором. Часто у них музыкальный слух, бывает и абсолютный. Игры, привлекающие внимание ребенка к звукам, способствующие слуховому сосредоточению, необходимы таким малышам с ранних лет. Важно учитывать, чтобы звуки не были слишком громкими и резкими.
-
Музыкальное задание «Высокий-низкий». Эта развивающая игра поможет в развитии внимания для детей младшей и средней группы детского сада. Педагог играет поочередно в верхней части клавиатуры — дети показывают пальчиками «дождик», затем в нижней части — при низких звуках дети топают, «как мишки».
-
«Что шумит?». В игре внимание привлекают к звучанию различных предметов — погремушки, колокольчика, деревянных ложек. Затем педагог отворачивается и «шумит», а дети отгадывают, что звучало.
-
«Игрушки». В этой игре на развитие внимания дети должны хлопнуть в ладоши, только если в речи взрослого звучит название игрушки. Аналогично можно брать другие категории (одежда, посуда).
-
«Что не подходит?». Эта игра на развитие внимания детей используется в старшей и подготовительной группе. Звучит ряд из 4 слов, одно из которых не подходит. Например, все слова обозначают цветы, а одно — одежду. Ребенок определяет, какое слово «лишнее».
Произвольное внимание: развиваем детей грамотно
Понимание психологических особенностей ребенка позволяет подобрать оптимальные игры, тренирующие и развивающие внимание. Не составит труда также выбрать игры, развивающие память или другие навыки. Вы будете знать все о том, как развить природные таланты ребенка:
Хотите, чтобы малыш рос развитым, благополучно учился в школе? Узнайте больше о его психологических свойствах на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.