Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование — это шанс на полноценное развитие и социализацию ребенка. Но у родителей возникает много вопросов. Как объяснить педагогу верный подход к ребенку? Пробовать приходить в общий класс или быть целиком на индивидуальном обучении? Если отпустить ребенка в класс, как быть уверенным, что он не получит там ущерб от насмешек и издевательств?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок максимально развил свои таланты и способности. Успешно вписался в школьный коллектив. Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование — это шанс на полноценное развитие и социализацию ребенка. Но воплотить сокровенную мечту о том, чтобы твой ребенок был достаточно развит и нашел свою реализацию в обществе, не всегда получается легко. Мешают многочисленные проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ, с которыми сталкиваются родители в школе:
-
не все педагоги имеют знания, позволяющие не на словах, а на деле реализовать задачи инклюзивного обучения (интегрировать детей с нарушениями здоровья в условия общеобразовательной школы);
-
ребенок может стать объектом насмешек, унижения или агрессии со стороны одноклассников;
-
дети с нарушениями здоровья могут иметь поведенческие особенности, которые серьезно затрудняют их адаптацию в среде ровесников.
У родителя такого ребенка в процессе инклюзивного обучения возникает много вопросов. Как объяснить педагогу верный подход к ребенку? Пробовать ли на отдельные уроки приходить в общий класс или все-таки быть целиком на индивидуальном обучении? Если отпустить ребенка в класс, как быть уверенным, что он не получит там ущерб от насмешек и издевательств?
Ответить на эти вопросы помогут знания, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Безопасная среда — главное условие развития и обучения
Любой ребенок, особенно с нарушениями в развитии, нуждается в создании благоприятных условий, комфортных и безопасных.
Сегодня не секрет, что среди самих школьников много откровенной агрессии. Тут и со здоровым ребенком могут случиться неприятности. Иногда встречаются и такие педагоги, которые сами могут срывать зло на ребенке. Как быть уверенным, что твой ребенок с нарушениями здоровья не получит в школе дополнительную психологическую травму?
Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?
Роль классного руководителя, особенно в младших классах, трудно переоценить. Это человек, который формирует детский коллектив как целостную группу. Оказывает колоссальное влияние на то, будет ли в коллективе царить дух взаимопомощи или, наоборот, — травли слабого. Как определить, станет ли учитель вашим союзником при адаптации ребенка в коллективе?
-
Качественно справиться с ролью педагога по инклюзии может только человек с развитым зрительным вектором. Это большой эмоциональный диапазон, способность тонко чувствовать переживания других людей, настоящая доброта к детям. Развитый обладатель таких свойств от всей души сопереживает, сострадает и стремится помочь слабому, не дает его в обиду. Он передает своим ученикам ценности гуманизма и человеколюбия. Это вдвойне актуально, если в общеобразовательной системе среди здоровых ровесников обучаются дети с нарушениями здоровья, дети инвалиды.
Если обладатель зрительного вектора находится в неблагоприятных состояниях — вы увидите перед собой человека эмоционально нестабильного. Настроение у него постоянно меняется. Может проявляться истеричность или тревожность. Такой человек сосредоточен на своих переживаниях, ему гораздо сложнее учитывать состояние детей.
-
Если речь о педагоге младших классов — в его работе трудно обойтись без свойств кожного вектора психики. Это быстрая переключаемость, способность делать несколько дел одновременно, прекрасные организаторские и лидерские качества. Будучи дисциплинированным и организованным сам, такой учитель может задать классу четкие правила и ограничения, в том числе и на проявления травли или агрессии в классе. Он способен к созданию целостного коллектива из разрозненной детской группы.
Однако и здесь все зависит от степени развитости и состояния человека. Стоит насторожиться, если вы видите перед собой человека подвижного, но «мельтешащего», несобранного. Который не дослушивает до конца, обрывает вас. Переключается с одного дела на другое и не доводит ничего до конца. Обладатель кожного вектора в таких состояниях не сможет обеспечить должный порядок, организацию и дисциплину в классе.
Профессию педагога часто выбирают люди с анальным вектором психики. Их отличает обстоятельность, тщательность, внимание к деталям. Природное желание таких людей — накапливать и передавать знания, поэтому от природы у них действительно педагогический талант — это лучшие учителя.
Но будьте осторожны: именно обладатели этих свойств могут быть склонны к вербальному садизму и физическому насилию над детьми, если находятся в плохих состояниях. Тяжелый взгляд исподлобья с упреком и укоризной, критиканство в речи должны насторожить вас сразу.
Мы описали только мелкие внешние детали. Полный курс тренинга «Системно-векторная психология» позволяет определять психику любого человека с одного взгляда, глубоко изнутри. И с выбором педагога вы точно не ошибетесь.
Благоприятная атмосфера в классе — главный принцип инклюзивного образования детей с ОВЗ
Конечно, отношение класса к ребенку с ограниченными возможностями в основном зависит от учителя. Но и родители могут внести свою посильную лепту, если обладают достаточной психологической грамотностью. Совместные усилия обязательно дадут хорошие плоды.
-
Можно предложить преподавателю хотя бы раз в полугодие проводить классный час о людях с нарушениями в развитии. Возьмите на себя информационную подготовку и организацию мероприятия. А вот презентовать доклад или реферат поручите тем одноклассникам вашего ребенка, которые наделены зрительным вектором психики. Эти дети очень эмоциональные, склонные к сопереживанию, у них близко стоят слезы. После курса тренинга вы научитесь определять таких детей без труда.
-
Подберите информацию так, чтобы она не звучала просто «сухими фактами» или статистикой. Наоборот, подача должна быть чувственной, эмоциональной. Для описания самих нарушений хватит и пары абзацев. Остальная часть реферата должна чувственно вовлечь детей в переживания и трудности разных людей с нарушениями развития (не стоит делать акцент именно на своем ребенке). Если вам удастся эмоционально вовлечь маленьких зрительников в процессе подготовки доклада — они передадут своим одноклассникам всю палитру эмоций. Смогут объединить класс на совместном сопереживании тем ребятам, которые в этом нуждаются.
Лучше, чтобы такой классный час прошел без присутствия самого ребенка с нарушениями в развитии. Ему может быть неловко и некомфортно, что обсуждают те проблемы, которые его непосредственно касаются.
Помните: сама по себе детская группа, без участия взрослых, организуется только по принципу «первобытной стаи», где выживает сильнейший! Тогда травля слабого — неизбежна, поскольку дети объединяются по принципу «против кого-то». По-другому они пока просто не умеют. Поэтому делайте максимум, чтобы помочь вашему педагогу развить в детях навыки сопереживания и сострадания. Это позволит классу объединиться уже на совсем других началах: культурных, гуманистических.
Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?
Интегрировать ребенка с нарушениями в общий класс часто мешает его нестандартное поведение. Это может быть и высокая тревожность с приступами плача, истерики. Могут быть приступы агрессии или аутоагрессии. Навязчивые движения, хождение по классу. Погруженность в себя и низкая способность к диалогу с учителем и ребятами.
Тренинг «Системно-векторная психология» позволяет родителям глубоко понимать причины любых негативных поведенческих симптомов. И дает знания, как устранить их целиком или хотя бы свести к минимуму. Проблема в том, что в основном мы воспитываем своих детей, пытаясь дать им «благо» в нашем собственном понимании. Но психика ребенка может существенно отличаться от материнской.
Например, подвижная и активная мама, желая лучшего, во всем торопит и подгонят своего неторопливого малыша. Но у него другой ритм жизни, другая психика. На ее действия он реагирует еще большим ступором и вязкостью мышления. Со временем становится упрямым и агрессивным. Формируется устойчивый негативный сценарий поведения, который мешает интегрировать ребенка в общество.
Или, например, эмоциональная, впечатлительная мама постоянно «щебечет», фонтанирует чувствами — ее ребенок-интроверт еще глубже уходит в себя, отстраняется от контакта. Для его чувствительного уха непереносимы громкие звуки и эмоциональный прессинг.
Очень сильное воздействие на ребенка имеет и состояние мамы. Даже если она крепится из последних сил, но в душе страдает от депрессии, одиночества, обид или страхов — это неизбежно скажется на ребенке. Причина в том, что до 16 лет психика ребенка имеет тесную связь с материнской. Только при хорошем психологическом состоянии мамы ребенок получает необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.
Тренинг «Системно-векторная психология» дает маме возможность избавиться от любых негативных состояний, и это в корне меняет состояние ребенка к лучшему. Кроме того, когда вы глубоко понимаете психику ребенка, то выбираете именно такую модель воспитания, которая учитывает все его особенности. И «проблемное поведение» сходит на нет.
Нужна ли вам инклюзивная программа? Психогенные нарушения в развитии — устранимы
Среди детей с нарушениями развития есть определенный процент детей, имеющих генетическую или органическую природу болезни. Например, синдром Дауна, ДЦП и т. д. Однако сегодня становится все больше детей, которые имеют задержку в развитии при том, что врачи не находят у них патологических нарушений в строении и функционировании организма.
Вы прошли массу анализов, получили нормальные результаты по МРТ, энцефалограмме и прочим обследованиям? А ребенок все равно отстает в развитии? Значит почти наверняка: природа его нарушений — психогенная.
Родители таких детей соглашаются на инклюзивное образование своих детей с ограниченными возможностями здоровья, оформляют своим детям статус инвалида. Соглашаются на облегченную программу обучения. Подыскивают тьюторов (помощников) для сопровождения ребенка на занятиях. И даже не подозревают о том, что такие «модные» нынче диагнозы как аутизм, гиперактивность и другие могут быть устранимы, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь и знания о том, как устроена психика ее ребенка.
«Ежедневные монотонные раскачивания под монотонное мычание — и это было невыносимо. Я не могла понять, что происходит, что с моим сыном не так? Я металась, я не знала, что делать… Все причинно-следственные связи я узнала на тренинге.Сейчас сыну 5,5 лет. Он полностью контактен. Ходит в обычный детский сад, играет с детьми...»
«Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7…Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка...Камень свалился не передать какой...»
«Видели бы заслуженные психиатры и психологи эту картину и мое системное счастье!!! В творческом беспорядке по комнате разложены инструкции, батарейки, отвертки, лего и рисунки самолетов. Инженер растет! А вы говорили СДВГ...»
За более подробной информацией о том, как помочь своему ребенку, приходите на ближайший бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».
Корректор: Наталья Коновалова