«Интердевочка». Фильм, разрушающий нравственность
Взрывная, социально табуированная на протяжении последних 70 лет проблематика была освещена лучшими советскими киноталантами и оказала влияние на людей значительно более губительное, чем трансляция московского путча двумя годами позже...
Морозный январь 1989 года. В московские кинотеатры вьются километровые очереди – советская публика в небывалых для этого десятилетия масштабах спешит попасть на премьеру «пикантной» киноленты. С афиши вполоборота игриво смотрит главная героиня фильма и будущий образец для подражания целого поколения юных советских девушек – интердевочка.
«В нашем государстве проституция как социальное явление отсутствует полностью»
Впервые для 286-миллионного советского народа, воспитанного на отечественном кинопрокате и доверяющего ему больше, чем себе, была показана «запретная» тема о сексе, которого «в стране нет», и о тех, кто им торгует. Взрывная, социально табуированная на протяжении последних 70 лет проблематика была освещена лучшими советскими киноталантами и оказала влияние на людей значительно более губительное, чем трансляция московского путча двумя годами позже. Как и почему это произошло, помогает понять Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Интердевочка – это продукт!
Когда советский писатель военных лет, лауреат Госпремии и премии Ленинского комсомола, Владимир Кунин гостил в Варшаве, польские проститутки в гостинице настолько часто попадались ему на глаза, что он решил написать о них повесть. Вернувшись в Ленинград, он попросился в 4-е отделение уголовного розыска, с сотрудниками которого отслеживал жизнь местных проституток, работающих в гостинице «Приморская».
Этот опыт лег в основу повести «Фрекен Танька», быстро распространившейся среди советского читателя после публикации в популярнейшем литературном журнале «Аврора». Сам Кунин считал эту повесть весьма посредственной, но заявленная тема вызвала небывалый ажиотаж, разделив читающую аудиторию (а она в СССР была максимальной по сравнению с другими странами) наполовину: одни были в восторге от новой «перестроечной темы», другие же хотели отдать автора под суд.
Опубликованная повесть была настолько на слуху, что ее экранизация с большой вероятностью имела бы успех. Именно об этом подумала супруга известного советского режиссера Петра Тодоровского Мира. «Интердевочка – это продукт!» - пронеслось в голове женщины, и кожная предпринимательская жилка в ней уже просчитывала возможный успех после нескольких лет творческого затишья супруга. Именно она, со свойственной оральному вектору убедительностью, принялась уговаривать серьезного военного режиссера, посвятившего свое искусство исследованию Человека, снять фильм про проститутку. «Это было смешно», но ей удалось. Мира возила мужа к гостиницам, показывая проституток-интердевочек, искала возможности финансирования, проходила все инстанции «Москино» и убеждала мужа анонсировать будущую киноленту в интервью. Так, вследствие временных материальных затруднений, супруга Тодоровского искала для себя новую реализацию в продюсерском деле.
Петр Тодоровский, известный оператор и режиссер вдумчивого, со смыслом кино, лауреат премии «Оскар» за фильм «Военно-полевой роман», никогда не видевший проституток «живьем», долго сопротивлялся. До конца жизни он считал, что его «обязали» снять этот фильм. Выбор на него, как режиссера экранизации нашумевшей повести, пал также и со стороны ЦК, где понимали, что он способен снять не порнографию, а лирическую сторону сюжета. Сам факт того, что в стране, где больше полувека преподносимая населению информация перепроверялась и подвергалась жесткой цензуре ради поднятия нравственности, культивации гуманистических ценностей, сплочения народов, внезапно разрешают подобную экранизацию – тревожный звоночек. И звонить он начал с той поры, когда руководящий состав страны начал прислушиваться к «голосам из-за океана».
«Я женщина или где?»
Сам себе Тодоровский, обладатель анально-звуковой связки векторов, объяснял свою работу так: «Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те, советские времена!» Действительно ли это было так? Ведь показанный в фильме типаж кожно-зрительной женщины в состоянии война Тани Зайцевой имел на самом деле массу возможностей для реализации в советские времена.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, именно они, свободные кожно-зрительные женщины, вдохновляли на революционные достижения, за несколько лет реализовали программу ликвидации безграмотности населения, первыми вышли на общие рабочие рубежи с мужчинами. Санитарками бесстрашно спасали раненых во время войны, а потом создавали ту самую, неповторимую элитарную советскую культуру. О них и снимал Тодоровский.
Люба из его «Военно-полевого романа», Рита из «Любимая женщина механика Гаврилова» - все это собирательные образы чувственной, влюбчивой и эмоциональной кожно-зрительной женщины. Именно так режиссер и представил себе «Интердевочку», подбирая актрису для главной роли «по душе, а не по фигуре». Бессознательно точно выбрав актрису Елену Яковлеву, режиссер показал переживающую, эмоциональную и достаточно развитую в своих свойствах медсестру, волею судеб оказавшуюся в номерах гостиницы «Приморская».
Но форма оказалась понятнее, чем суть, и зритель увидел вовсе не несчастную женщину, добирающую себе материальное обеспечение в тяжелых условиях перестройки. В первый же год показа фильма «Интердевочка» 41 миллион советских граждан прямо в кинотеатрах получил искаженное представление о новом коллективном будущем, о богатстве, свободе и легкости жизни валютной проститутки, для общества прикрывающейся статусом медсестры.
Интердевочка: «Кисуль, а я вот у тебя хочу спросить: тебе твой диплом Института культуры в постели с партнёром помогает?»
Поначалу презирающий Таню зритель с усмешкой «подсматривает» необычный для советского настоящего быт представительницы «древнейшей профессии». Номера гостиниц, обслуживание иностранных делегаций и регулярные обыски милицией – лишь мелочи жизни в сравнении с суммами, которые может получить за ночь интердевочка. В отличие от «товарок по цеху», Таня не покупает себе автомобили и дипломы вузов. Она покупает шубу маме и старается обеспечить ее будущее, изредка балуя себя обновками гардероба.
Таня Зайцева помогает тем, кому хуже, чем ей, участвуя в жизни соседки, заботясь о тех, кто все-таки угодил в милицию после очередного налета. Она – добрая и заботливая медсестра, знающая свое дело. Таня не наживается на ближнем, как окружающие ее архетипичные кожные женщины.
Таня Зайцева – не путана, она просто мечтает о хорошей жизни, она нашла свой «хороший способ», чтобы стать фрау Ларссон и ярко жить за границей. И кажется, она в этом не виновата... Так будут думать, вспоминая ее образ, сотни тысяч российских студенток, учительниц, молодых матерей, решивших вследствие материальных трудностей в 1990-е годы продавать свое тело, как новая «героиня труда», показанная лидером кинопроката.
«Испытание сытостью иногда труднее испытания бедностью»
Петр Тодоровский
С этого времени девочки все чаще не выбирали себе профессию медика или воспитателя детского сада. Зачем тратить годы на учебу, если потом не получать и прожиточный минимум? Ведь можно, как Таня Зайцева, неплохо зарабатывая, попасть, наконец, в сытую и счастливую «заграницу». И как ни старался режиссер показать всю невозможность жить счастливо в чуждой русскому человеку стране, где по меркам западного кожного менталитета он всегда будет «второго сорта», в голове молодого поколения на долгие годы закрепился образ нового авто, полной тележки в супермаркете и «звездной» устроенности. На самом же деле жизнь в Швеции превратилась в беспросветную тоску по Родине, переносимую только благодаря надежде хоть на время вернуться домой. Надежде, которая обернулась гибелью…
Валютная проститутка – новый герой нашего времени
В течение двух серий фильма интердевочка Таня становится очень близка зрителю: вместе с ней мы чувствуем горечь от предательства отца и его двуличия. С ней больно за мать, которая как многие советские женщины согласна на все, лишь бы ребенку было хорошо. С ней стыдно за меркантильного жениха-шведа, пересчитывающего счет в ресторане. Напряженная кульминация фильма, наполненная зрительными предчувствиями, слезами и тревогой передается с экрана так явно, что Таня, валютная «питерская потаскуха» вызывает очень сильное сочувствие. Как же можно не понять отчаяние женщины, в слезах мчащейся домой и закрывающейся руками от надвигающейся катастрофы? Это острое сострадание, вызванное умелым режиссерским замыслом Тодоровского, резко сократило расстояние между советским человеком и презираемой в обществе «древнейшей профессией».
Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе. Также как и ее всплеск при сильных социальных деформациях, таких как война, распад политического строя и т.п. Но возведение этого в красочный миф для огромного народа – отнюдь не естественный процесс.
«В Гамбург что ль податься? Говорят, там нынче русские девки в моде»
Подмена образа драматической героини банальной проституткой не прошла для советского зрителя даром. «Интердевочка» стала «классикой нового кино», в котором уделом женского счастья становилась исключительно проституция. Эта тема культивировалась с экрана настолько грубо и прямо, что за очень короткий срок нравственность, носительницей которой является женщина, обернулась в свою противоположность.
Это было время, когда многие женщины легко и рано вступали в отношения с целью «пользы-выгоды», соглашались на любую форму эксплуатации с целью выехать за границу («Америкэн бой, уеду с тобой…»). Культурные ценности стали считаться уделом «убогого совка», а мерилом всего стали денежные отношения. Так общество с наибольшим процентом невинных девушек, вступающих в брак за последние двадцать лет, за считанные годы приобрело популярность «дешевой сексуальной силы», поставляющей девочек в публичные дома десятка стран.
При этом женщины шли на это сознательно, не столько из-за социальных ограничений дома, сколько из-за романтизации жизни «за бугром», даже не утруждая себя поисками других путей реализации. Кожно-зрительные женщины, роль которых заключалась в развитии культуры и искусства, вместо этого жили подобно интердевочкам, часто приходя и к финалу, показанному в фильме.
Интердевочка: «Заграница нам поможет»
Как и любой скандальный фильм, так или иначе порочащий ценности коммунистического государства, фильм «Интердевочка» был проспонсирован из-за границы. Средства для финансирования фильма, на который «Москино» не планировало ни копейки, Мире Тодоровской удалось найти в Швеции через случайно встреченного знакомого.
«Интердевочка» - первое коммерческое кино, которое снималось на дорогостоящую по тем временам пленку «Кодак». Нужды экономить ее не было, поэтому съемки удалось завершить за три месяца. Спонсором киноленты оказался шведский фермер, вскоре оказавшийся в тюрьме за неуплату налогов по причитающейся за фильм прибыли и продавший права на фильм постороннему агентству. Снятый для шведской стороны вариант фильма был урезан и имел другую концовку, резко меняющую замысел киноленты. В Европе этот вариант фильма не имел успеха, тогда как российский получал награды и премии вне СССР.
«Интердевочка» - по праву трагический фильм, появление которого оказалось в одном русле с общим разрушением экономики, идеологии, жизни в стране. Под рухнувшим государством оказались погребены многие ценности и достижения, которые стоили нашему народу в свое время немало сил и жизней. И, несмотря на благие режиссерские намерения, фильм внес свою посильную лепту в это разрушение. Дезориентированное общество, доверяющее СМИ, как никакое другое в мире, лишь опытным путем сумело понять всю абсурдность такого пути – без нравственности и цели. Только сегодня оно, наконец, отошло от дурмана пропаганды и готово самостоятельно выстраивать свое новое будущее. Поэтому сегодня, как никогда ранее, очень актуально глубоко и максимально точно распознавать и оценивать все, происходящее в обществе, включая и смыслы фильмов, независимо от того, когда они вышли на экраны страны. Если хотите узнать больше о системном подходе к анализу фильмов, заметных общественных событий и других важных процессов, происходящих в современном мире, регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training
Я ещё помню, когда смотрела премьеру этого фильма, концовка было вызвала у меня дрожь по коже - зачем так-то? Классный захватывающий фильм, такая потрясающая игра актёров и с таким жестоким концом... в мои 18 мне было не понять... Сейчас думаю, что имея фильм другой конец - счастливый - этот фильм мог бы и не получить доступа на большой экран.
И, вот только сегодня, прочитав статью, "КОНЕЦ ПЛОХОЙ - ЗНАЧИТ ВСЯ ЖИЗНЬ СПЛОШНАЯ ОШИБКА!" - вот такой вывод должна была я сделать тогда... оказывается !?! И все, кому кожа диктует отношения «пользы-выгоды» это естественно, должны призадуматься к чему такие отношения ведут... ну-ну-ну!!! :-) Только, не свидуще им, что без двайва-то, новизны, перемен - НИКАК !!! КОЖА ТРЕБУЕТ АЖ СВЕРБИТ !!!
Но ведь это всего лишь фильм и "конец" трагический таких, как героиня Тани в реале не настиг, ибо эта героиня и в СССРе была социально реализована (медсестра!) и за кордоном такие "Тани" быстренько адаптируются и реализуются - получают местную проф-квалификацию и минимум через 3 года они снова на конях: идут в замуж, выдают замуж своих одиноких мам, подружек, рожают детей, перетаскивают своих родных к себе.... вообщем создают сами вокруг себя ландшафт и живут сегодня и думают о насущьном, а не "тоскуют по Родине"... Им это просто не дано, поверьте, сама такая...
В эту героиню фильма "Таню" автор имплантировал почему-то два разных типа: развитую и реализованную и совсем другой тип - склонный ко всяким зависимостям... вот и получился такой сурогат с трагическим концом... В реальности же "Тани", склонные к зависимостям (эмоционально-алкогольно-наркотическим) действительно пропадают и погибают за бугром физически - они попросту сами себя медленно убивают, оправдываясь "тоской, ностальгией, нравственно-ненравственно, прилично-неприлично, хорошо-плохо, культурно-моральными ценностями и прочей чепухой"... Ещё раз хочу обратить внимание, что это автор в одной героине показал два абсолютно разных типа и сценария поведения "Тань"...
Отдельно хотелось бы сказать о маме "Тани": её самоубийство?!? По мне - это как предательство прям! То так яро напала на сбу-шника с обличением его в клевете, а потом - отравилась... ну не здрасти вам!?! Моя бы мама выкинула его с балкона и вся эта оголтая толпа под дверью "несла бы его на носоках до самого управления" - вот такие мамы у развитых кожниц... а у "напугапных" так и есть - себя изводят со свету и любимых своих вслед тащут...
не все и не всё так быстро адаптируют. Хочется сказать, что Тодоровский хорошо ознакомился с судьбами русских интердевочек в Швеции. Он кстати и взял оттуда много подробностей, из рассказов вернувшихся от "счастливой шведской жизни" первых уехавших питерских проституток. После первой иностранной стройки многие шведы увезли проституток домой. Но там они не прижились. Не смогли. Кто-то поехал проститутками дальше, а кто-то вернулся на родину. Фильм отнюдь не придуман с потолка.
На счет мам, то поведение матерей отнюдь не определяется векторами их детей
Спасибо автору за системную статью!!!
Спасибо за статью, так понятно и при этом глубоко раскрывающее подоплеку печальных явлений, захлестнувших нашу Родину некоторое время назад. У меня всегда к этому фильму было двоякое отношение, в том числе и какое-то гадливое. Теперь осознала то, что не могла выразить и от чего было гадко на душе - сила воздействия кино и начинка, которой воздействуют. Вот в это вся соль.
Когда мы живем в понимании, что все влияем друг на друга, а уж деятели культуры, в особенной степени кино - просто-таки способны формировать взгляды, течения и даже судьбы, тогда возникает другое отношение к себе, своему творчеству и деяниям и своим творениям, что служит определенным ограничителем для того, что "не полезно, а то и вредно". Цензура действительно во многом служила таким механизмом ограничения. А когда не стало цензуры, а понимание единства и взаимовлияния друг ну друга еще не раскрылось, вуаля - получаем то, что зародилось тогда и продолжается по сей день. Это очень важная тема и работа по ее раскрытию - очень важная. Гардемарины, вперед! :):):)
мощная статья. А ведь действительно неокрепшие умы верили в эту "прекрасную" сказку о красивой жизни.
О запретном всегда читать и смотреть интересно. В те времена, в представлении изнанки жизни, которая показана в "Интердевочке", у многомиллионного населения СССР была целина непаханная. Единственная, проститутка мелькнувшая на советском экране, была рыжеволосая "нимфа" из к/ф "Бриллиантовыя рука". И вдруг, такой обаятельный образ "девчонки с нашего двора" - доброй, веселой, отзывчивой, с массой позитивных и благородных черт, так убедительно сыгранный молодой актрисой. Было от чего свихнуться неокрепшим девичьим умам.
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино", говорил В. И. Ленин.
Да, кинокартины способны оставлять сильнейшие впечатления, тут - романтизировать, а там - демонизировать.
Культура закрытой страны с цензурой и заботой об информации, которая попадает в головы своему народу оказалась подорвана подобным и другими фильмами. Люди принимали на веру и попали под удар. А если бы не принимали?
На Втором уровне Юрий Бурлан поднимает тему о слове, его влиянии на человека, его значимости сто лет назад и сейчас. О том, как массовая ложь, словно спам в почтовом ящике, низводит на нет и важное и значимое слово.
Можно ли ту же тенденцию проследить в кино? Что оно сейчас значит для детей, молодежи, когда снимается так много, и так много бессмысленного, пустого по содержанию?
"Так совпали звезды" только в трагичном смысле, хочется сказать об этом фильме. Страну добили Интердевочкой. Это же надо совпасть, страна, безоговорочно верящая всему, что показывают в кино и по телевидению, перестроечное время, тема фильма, выбор режиссера, который настолько талантливо снял фильм, что он запал в сердца людей и перевернул их представления о жизни.
Какую талантливую актрису подобрали на главную роль, разве можно не проникнуться ей и ее героиней, когда смотришь в ее бездонные наполненные чувством глаза!
После статьи сразу же пришли мысли о любимом всеми фильме 90х "Красотка" и я подумала, а что он несет нам и как же мы его любим всей страной! А потом вспомнилась шутка из КВН: "Папа, посмотрела фильм "Красотка", решила не делать уроки, а стать проституткой ". Зал взрывается смехом, зрители у экранов ТВ тоже, КВНщики уловили самую суть.
Спасибо за мощную, вскрывающую правду статью!
Гениально созданная романтизация, неверные установки, которые достали со дна и подняли на щит. А вот вся жизнь целого общества с "ног на голову".
Ольга, спасибо огромное за статью
И наконец-таки у меня сошлось, как мог режиссер, снявший "Городской романс" и "Военно-полевой роман" взяться за такую тему
И действительно, ведь сочувствовали медсестре Тане: "А помните как она выхаживала больных!" "Ведь она тратила деньги на маму, на папу..." И терялось главное, что жизнь ее не удалась на самом деле. А уж на вопрос: "Почему она не удалась?" вообще никто ответить не мог...
К сожалению, многие творческие люди, оставшиеся без государственной поддержки, не разобрались в перестроечных веяниях и наделали много ошибок. "Интердевочка". Фильм, разрушающий нравственность" - может послужить началом для целого ряда статей, которые помогут разобраться нашему читателю и научить его отличать истинное искусство от суррогата.
постараемся учесть)
Мощная статья!
Режиссерский гений сделал то, что и должен был - создал шедевр, заставляющий верить безоговорочно в его правду...
Гений и злодейство... мда...