Я – клоун, или Почему мне больше не смешно
Как вы думаете, что за люди рассказывают анекдоты? Нет, не те, что ниже пояса. А те, что с претензией на интеллект: анекдоты о музыкантах, политиках, тонкий «английский» юмор.
Это умные и образованные люди. Их развитый интеллект и чувство юмора не подлежат сомнению.
А почему шутят именно они? Чтобы повеселить других? Порадовать себя? Какая им с того выгода?
Если задаться целью и вспомнить, то среди наших знакомых найдётся немало людей, которые часто шутят. Возможно, шутник – это ваш ребёнок подросткового возраста или даже вы сами. Весельчак с живым умом, интеллектуал и просто умница. Его юмор как будто безобиден и даже интеллектуален.
Примечательно, что его «пробивает» на шутки в момент, когда беседа становится напряжённой, в общении явно назревает конфликт, противостояние точек зрения. Снимая возникшее напряжение, он переходит на лёгкий тон, рассказывает анекдот, «юморит». При этом примирительно и широко улыбается.
Некоторых собеседников такое поведение может раздражать: конфликт не исчерпан, вопрос не закрыт, проблема не решена – какие уж тут шутки? Хотя некоторую часть эмоционального напряжения при отстаивании своих интересов или требований указанная тактика ведения беседы снимает. Отсмеялись, полегчало – и можно продолжить разговор или безопасно перевести его на другую тему.
На первый взгляд – что тут плохого? Человек нашёл способ справляться с проблемами. Смотришь на такого позитивного человека и думаешь, что у него-то в жизни всё хорошо. Вон какой оптимист! О, если бы вы только знали...
Адаптация юмором
Как вы думаете, что за люди рассказывают анекдоты? Нет, не те, что ниже пояса. А те, что с претензией на интеллект: анекдоты о музыкантах, политиках, тонкий «английский» юмор.
Это умные и образованные люди. Их развитый интеллект и чувство юмора не подлежат сомнению. «Умно» шутить способны не все, а только люди со зрительным вектором, подчёркивает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
А почему шутят именно они? Чтобы повеселить других? Порадовать себя? Какая им с того выгода?
Ступени пищевой цепи
Психологически все мы каннибалы. Съешь другого – или будешь съеден сам. Мы готовы «сожрать» других людей из-за своих состояний напряжения, страдания, недовольства, неприязни.
А люди со зрительным вектором отличаются тем, что любой момент жизни проживают в диапазоне от жертвы до жертвенности. По причине своей слабой выживаемости зрительные мальчики в ранней человеческой стае становились теми, кого соплеменники съедали во имя снятия неприязни и физического выживания стаи. А напуганные и бесполезные зрительные девочки отдавались на откуп хищникам ради спасения всех остальных.
Амплитуда переживаний зрительника простирается от чувства страха до любви. Или бойся, или люби – выбор за тобой.
Самое большое ощущение беспомощности, хрупкости собственной жизни у людей со зрительным вектором. Эмоциональные бури и липкий страх преследуют их, если они не наработали навык направления всей своей огромной чувственности на других людей в виде сострадания и сопереживания тем, кому хуже, чем им, или упали в архетипичное состояние страха в результате сверхстресса (от потери любви или разрыва эмоциональной связи).
Однажды я понял, что умею смешить
Сегодня мы не каннибалы в прямом смысле, но в переносном готовы оговорить, унизить, уничтожить любого, кто вызовет нашу неприязнь. Издавна на роль жертвы были определены люди со зрительным вектором. Не все, но те, чьё состояние колеблется в рамках «страшно – не так страшно». Они как будто притягивают к себе всевозможные проблемы и несчастья: от постоянных болезней по причине слабого иммунитета до придирок коллег, родных или случайных знакомых и даже оговора.
Когда возникает ситуация, что подрастающий зрительный ребёнок, ещё не развившийся в состояние сопереживания другим, ощущает постоянную тревожность и угрозу от окружающего мира, он непроизвольно будет искать способ поведения, который снимет с него постоянный страх. И одним из таких механизмов становится ирония, юмор, способность вызвать у других смех.
Я никогда не был уверен, что мама любит меня. А я её очень любил. Она ругала меня, а я ластился и выпрашивал доброе слово, искал её любви. Однажды мне удалось её рассмешить. Невероятно: она смотрела на меня и не кривила презрительно губы, а улыбалась! Мне!.. Я был счастлив. И решил, что хочу видеть мамину улыбку вместо ругани и поучений. И это меня изменило.
Интересно, что привычка «юморить» снимает не только напряжение у других, но и у самого зрительника. Механизм смеха действует равно на всех: он даёт облегчение. Снижает давление культуры на нашу природную неприязнь. То есть нам уже легче совершать действия и выражать своё «фи» по отношению к окружающим, которое мы обычно не можем себе позволить. Ибо «фи» – это не принято. Это стыдно и некрасиво.
Смешить других, чтобы выжить самому
Ребёнок со зрительным вектором в определённый момент сталкивается с невозможностью создать эмоциональную связь с мамой. Связь, в которой именно зрительник сильно нуждается. Случайно он обнаруживает, что люди любят тех, кто их смешит. Это наблюдение зрительных детей абсолютно верно: механизм смеха – снятие психического напряжения. И ребёнок, оказавшийся в ситуации выживания, быстро соображает, что если вызвать у людей смех, ироничную улыбку, то с ними легче взаимодействовать, они менее опасны для него.
Движимый естественным желанием сохранить себя, свою жизнь, ребёнок, благодаря зрительному интеллекту, быстро принимает на вооружение способ выживания среди других людей: нужно просто вызвать у них смех. Зрительный человек не оральный. Его шутки, как правило, будут «выше пояса», тогда как оральник так или иначе будет сводить всё к взаимоотношению полов.
Фух! Пронесло! Сегодня его не будут ругать, придираться тоже станут меньше. Посмеявшись, человек смягчается, возникает симпатия к тому, кто стал причиной приятного состояния.
Колобок, колобок, я тебя съем!
Человек со зрительным вектором – это тот, кто выстраивает с другими эмоциональную связь. Изначально цель создания эмоциональной связи – снятие собственных страхов, как бы гарантия безопасности для себя. Но эмоциональную связь можно установить не со всеми, отчего зрительник в состоянии страха «психует», так как не ощущает себя в безопасности, мучается и страдает.
Особенно актуально это может быть тогда, когда в собственной семье не удаётся создать столь важную именно для него эмоциональную связь с мамой. Для зрительного ребёнка такая связь с мамой – залог его ощущения безопасности и защищённости. А ведь это ощущение является базовым для выращивания любого маленького человека. Это фундамент гармоничного развития его врождённых талантов.
Когда удалось впервые рассмешить маму, а после этого не последовало наказание, которым тебе угрожали, то возникает желание повторить этот опыт как успешный. Тебя не «сожрали» в переносном смысле те, кто должен тебя защищать, обеспечивать твою безопасность и защищённость как гаранты развития свойств, которые в будущем обеспечат комфортную полноценную реализацию.
Расти, юморист, большой и маленький
Ребёнок снова и снова применяет этот трюк. Сознание, обнаружившее лазейку в этом недружелюбном мире, непроизвольно выхватывает внимательными зрительными глазками анекдоты, смешные сценки на улице. Потом эти истории рассказываются в компаниях. Высокий интеллект зрительного вектора и его способность расцвечивать и эмоционально окрашивать любое повествование превращают рассказ в театральное представление. Все хихикают, смеются.
Он уже не жертва, он уже – герой. Его теперь не унизят, не уничтожат и не причинят вреда. Ведь он тот, кто их веселит. Может, со временем его назовут душой компании. Ирония судьбы: призванный повышать уровень культуры через сопереживание и сострадание слабым, он смеётся над ними, потому что приучен защищать не их, но себя.
Я начал тренироваться: выучил несколько анекдотов, старательно запоминал шутки, рассказанные другими. Кривлялся и гримасничал. Сначала неуверенно, потом – всё успешней и успешней. Я стал душой компании, звездой вечеринок... Но по окончании праздника ощущал опустошённость. В моей душе не оставалось ни одной эмоции, одна тоска... «Эгей, чувак, ты чего такой смурной? Расскажи, что там был за анекдот?» Друзья, ещё вчера толпившиеся вокруг меня, переставали звонить, когда я был без сил. Им нужен был не я. Им нужен был только клоун, смешивший их. В такие моменты я впадал в отчаяние и страх, что меня никто не любит и что я никому не нужен.
Зрительник, в отличие от человека с оральным вектором, вызывает у других смех, прилагая усилия. Будучи поставлен в условия необходимости выживания, он обнаруживает, что есть то, что снимает направленную на него неприязнь. И даже создаёт аналог эмоциональной связи, объединяющий не на сопереживании и культуре, а на снятии неприязни.
Тонко чувствующий чужие эмоции, способный ощущать огромный спектр своих и чужих чувств, он умело дирижирует смехом. И, наблюдая возможный конфликт, старается заранее его нивелировать, чтобы случайно не оказаться жертвой. Грустная борьба за своё выживание под маской вечного шута – вот судьба того, кто не знает других способов быть счастливым.
Грустный, грустный клоун
Существует два способа проживать жизнь: увеличивая получаемое от неё удовольствие или ощущая радость лишь от уменьшения страдания.
В случае описанного способа адаптации окружающей действительности человеком со зрительным вектором это всего лишь закреплённый метод снятия некоторого количества страха и тревожности, мешающих жить.
Тоска – вот плата за неверный выбор образа действий. Опустошение и равнодушие сродни бесчувственности. Тебе всё равно. Тебе кажется, что все тебя используют. Что ты никому не нужен.
Но есть нечто поистине страшное. На деле смех вреден и даже губителен для человека со зрительным и ещё звуковым векторами.
Природная задача зрительника – создавать и поддерживать культуру в обществе. Творить прекрасное, воспевать гуманистические идеалы, создавать ценность доброго и внимательного отношения людей в обществе друг к другу.
Смешить – не его природная роль. Смех – это то, что снижает напряжение психики у человека со зрительным вектором, не позволяя ему создать мысль такого объёма, которая бы позволила ему выполнить его природную задачу. В итоге напряжения нет, мысли нет, есть только бессознательное ощущение неправильности своей жизни. Нет ощущения радости и счастья.
А в чём же счастье? Счастье в понимании, для чего ты такой родился. И точном знании, как своего счастья достичь. Что и предлагает любому зрительнику системно-векторная психология Юрия Бурлана. Без шуток. Регистрируйся по ссылке.
Очень тонкое и глубокое раскрытие. Часто наблюдаемое поведение у маленьких зрительных малышей, не получающих чувства защищенности и безопасности от мам. Ребенок, заглядывая в глаза маме, пытается шутить, чтобы увидеть вместо напряженного лица и холодного взгляда - улыбку. Не могла понять раньше, что меня так цепляло до слез в этом.
Ого, какое раскрытие глубокое...
Поняла причину поведения некоторых моих зрительных знакомых, все описанное в статье слишком точно и узнаваемо...
Глубокая статья и столько тонкостей воспитания зрительного ребенка! Недавно смотрела старые советские юмористические передачи. Меня поразило насколько был реальный, тонкий юмор, далекий от нынешнего.
После тренинга отпало желание смотреть комедии, только наши старые добрые советские. Во многих юмористических передачах юмор негативный, от такого становится плохо на душе, особенно желание высмеять кого-то нами зрительниками воспринимается очень остро.
Есть юмор такой,который спасает. Разве плохо спасаться юмором в безвыходной ситуации,а если ситуации постоянные.Например ,семью.Есть пример,где кожная,нервная жена.а муж спокойный аналитичный клад ума имеет.Он говорит:"Если бы не юмор,который снимал напряжение во время ссор с женой,прибил бы ее давно или она его до инфаркта,сел бы в тюрьму и дети остались бы одни."
Или ,например, в тюрьме люди находящиеся...Им без юмора никак. Ежедневный моральный прессинг как перенести.
После юморных передач и бессмысленного смеха чувствуешь себя опустошенным ...
Из статьи я ,не совсем уловила. Неужели шутить-это вообще плохо и отстало.Ведь всё же юмор иногда нужен.Разве плохо изредка снимать некоторое напряжение легкой шуткой? Разве ЮБ не придает точечно ироничный тон на тренинге?
Ясное дело,что люди которые целый день и в любом разговоре и со всеми шутят шутят шутят(по зрительному,не оральн) то это придает таким людям бесконечную несерьезность и с такими мало ,кто желает иметь дело.
Не знаю, юмор тоже разный бывает. Тот же Галкин, вроде оральник, но как полезет в политику, так аж тошно
Может помнит кто, была такая передача "Вокруг смеха" и вёл её Александр Иванов
Он так шутил тонко, что вроде смешно, и в тоже время будто стыдно... По хорошему. Хотелось лучше быть. А сейчас стыдно по другому. Больно
Думаю, что важен мотив. Мы иногда шутим просто, естественно, бывают же действительно юморные ситуации. А в статье описывается, когда юмор как прикрытие для зрительника, как снятие напряжения. Тут другой вариант, и юмор будет более нервный, неискренний ...
Спасибо. Юлия. Очень тонкая и важная статья. Честно говоря никогда не любила юмористические передачи. Мне часто было как-то не по себе от юмористических передач и я их никогда не смотрела. Но до тренинга мне казалось, что со мной что-то не так считала себя занудой. Да и другие нередко говорили, что у меня нет чувства юмора. Какое облегчение понять, что со мной-то как раз всё в порядке.
Точно, как точно! Прячешь за "хи-хи" свое напряжение. Начинаешь понимаешь, что не хочется участвовать в каких-то увеселительных мероприятиях, быть веселой, потому что это правило "хорошего тона" в компании. Какое это счастье разрешать себе искреннее поведение! Спасибо, Юля, за интересный ракурс зрительного состояния.
Теперь мне стало понятно.почему больше не интересуют меня камеди-клаб и остальные юмористические передачи...Я на трен осознала свою природу,свои задачи,комплексы и т.д. Оттого больше нет необходимости бояться и прятаться за смех,иронию,улыбку.Стала серьезней.Это совсем другие ощущения и проживание жизни иное,более яркое и насыщенное.Читала в отзывах, что у многих произошли подобные изменения-пропало желание смеяться с юмористичекими передачами.А в этой статье подробно разложены механизмы возникновения страха и в последствии желания шутить. Спасибо автору)