Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора

Амплитуду изменения эмоциональных состояний в зрительном векторе можно описать, используя два понятийных измерения. Первое, фундаментальное — это диапазон психического развития зрительного вектора «страх — любовь»...

На тренинге «Системно-векторная психология» врожденные психические качества человека разделяются на восемь различных видов, векторов, которые носят следующие названия: зрительный, звуковой, оральный, обонятельный, уретральный, анальный, кожный и мышечный.

В зрительном векторе самое яркое ощущение от жизни связано с проявлениями эмоций. Именно зрительному человеку свойственно сопереживать, жалеть, плакать, сильно пугаться, искренне радоваться, любить. Бессознательно человек со зрительным вектором стремится к смене визуальных впечатлений, например любит путешествовать, смотреть новые кинофильмы, увлекается живописью. Зрительник ― единственный, кто способен видеть красоту и наслаждаться ею.

Амплитуду изменения эмоциональных состояний в зрительном векторе можно описать, используя два понятийных измерения. Первое, фундаментальное — это диапазон психического развития зрительного вектора «страх — любовь». Этот диапазон является основным знаменателем в определении и понимании устойчивого состояния зрительного вектора у человека, его способности к сопереживанию, его общего эмоционального потенциала. С его помощью можно охарактеризовать то, какие эмоции и чувства будут преобладать в жизни человека при его взаимодействии с другими людьми.

Второе понятийное измерение является своего рода подмножеством первого и описывает характер смены эмоциональных состояний внутри первого. На пике эмоциональной амплитуды «верхние» состояния — это волна эмоций, внутренняя буря, восторг, наполненность чувствами. Так называемые «нижние» состояния — те, которые бывают при спаде эмоций до ровного, спокойного ощущения равновесия, такие как грусть, тоска, печаль.

«Верхние» и «нижние» эмоциональные состояния зрительного вектора

На тренинге Юрий Бурлан говорит о том, что зрительный человек, как и представители других векторов, рождается в архетипичном состоянии. Затем до окончания пубертата происходит развитие человека, то есть выход из архетипа и развитие врожденных векторальных свойств до одного из следующих уровней: неживой, растительный, животный, человеческий. Самым высоким уровнем развития зрительного вектора является человеческий.

В зависимости от степени развитости (или неразвитости) вектора эмоции, к которым стремятся такие люди, будут отличаться. Это может быть и глубокое чувство любви и сострадания, и чувство красоты, и восторг от демонстрации себя, и даже упоение страхом неизведанного и смертельно опасного.

image description

Принцип наслаждения в зрительном векторе один и тот же — желание испытывать яркие эмоции. Разница лишь в том, чем именно наполняться: чувственными переживаниями, связанными с другими людьми, что соответствует высокому уровню развития зрительного вектора, или разного рода эмоциональными раскачками, как это бывает у представителей зрительного вектора в неразвитом состоянии либо у тех, кто находится в стрессе, кто не может реализовать свой потенциал.

Эмоциональные раскачки — это архетипичная программа зрительного вектора, частые перепады состояний из демонстративной экзальтации в состояние страха. Эмоциональные раскачки могут иметь различные формы проявления: эмоциональный шантаж, истерика как требование любви к себе, суеверия как потребность испытывать страх.

Экзальтация и тоска как амплитуда состояний неразвитого зрительника

«Верхнее» состояние эйфории, экзальтации — это эмоциональный шквал, не оформленный в чувства. Человек чувствует внутренний подъем, порыв, который толкает вынести это состояние наружу. Но в случае неумения выносить свои чувства наружу, создавать эмоциональную связь с другим человеком, при отсутствии творческих навыков эти эмоции остаются «перегорать» внутри либо человек стремится всячески привлечь к себе внимание, ведет себя несдержанно, демонстративно, истерично.

Состояние экзальтации доставляет наибольшее наслаждение зрительнику, не научившемуся оформлять свои чувства. Человек испытывает восторг, резкий подъем настроения, беспричинную радость, когда хочется смеяться, рыдать, куда-то бежать, вдруг бурно начинает работать фантазия, в голове мелькают образы.

За состояниями экзальтации зрительники идут в секты к индуктивным кожно-звуковым или кожно-звуко-оральным проповедникам. Некоторые люди с сочетанием кожного и звукового векторов способны индуцировать, тo есть «заражать» других людей своей идеей. Когда идея порождена нездоровым состоянием звукового вектора, например убежденностью в своей богоизбранности, то такого рода индукция является психопатологической, вредной для окружающих. Такие люди нередко создают секты, в которые, как магнитом, притягивает эмоционально неустойчивых личностей со зрительным вектором.

Фанатично убежденный в своей идее руководитель секты «приобщает» зрительную паству в тайну «божественного начала» и таким образом доводит их зрительный страх до состояния веры в высшую силу, что может довести их до экзальтированного исступления. Если такой человек еще и обладатель орального вектора, то его способность к убеждению в разы сильнее. Яркие примеры подобного акцентуированного воздействия кожно-звуко-оральных проповедников на людей со страхами в зрении можно увидеть в церквях харизматов.

Состояние экзальтации, яркой демонстративности, истеричности дает зрительному человеку кратковременное ощущение наполненности и радости, но оно в абсолютной степени направлено на эмоциональное самоудовлетворение, при этом другие люди выступают в качестве некоего катализатора.

image description

Как правило, после пребывания в экзальтации идет резкий внутренний эмоциональный спад в тоску — «нижнее» состояние, резкий спад настроения, сопровождающийся негативными переживаниями за самого себя, опустошенностью, жалостью к самому себе. Тоска — это негативное «нижнее» состояние, которое затягивает, накручивается негативными эмоциями, как снежный ком, из которого сложно выбраться. В состоянии тоски зрительный человек негативно переживает свою судьбу, сосредоточен на тревогах за самого себя.

Чувство любви и скорбь печали как состояния развитого зрения

Частью зрительного архетипа является внутреннее состояние страха. Корень всех зрительных страхов — это страх смерти. То, какие чувства и эмоции зрительник сможет испытывать в своей жизни, зависит от правильного развития, то есть от приобретенных в детстве навыков выносить свой страх за себя наружу, от своевременного воспитания чувств. Развитие и воспитание чувств у зрительного ребенка начинается с эмоциональных связей с родителями, чтения классической литературы, выражения своих чувств творчески, например через рисование, участие в детской театральной группе.

Зрительный человек, научившийся испытывать искренние чувства сострадания к другим людям, желание им помочь, когда они в этом нуждаются, постепенно превращает свое внутреннее состояние страха за себя в состояние любви к другим. Любовь — это зрительное чувство высшего порядка, направленное на другого человека (иногда — на животное или другой объект), в отличие от страха, сконцентрированного на себе.

Любовь как состояние созревает внутри человека, и в своем проявлении она может быть направлена на весь мир, включая чувства к объектам животной и даже растительной и неживой природы. Как и экзальтация, это «верхнее» состояние не может держаться долго на пике эмоционального возвышения. Состояние эмоционального подъема, так или иначе, вне зависимости от развитости человека, сменяется, эмоциональная амплитуда уходит на спад.

Переход из «верхнего» состояния «любовь» в нижние состояния зрительного вектора у развитого зрительника обычно проявляется не тоской, а чувством светлой грусти, печали. Пример такого чувства ― печаль об ушедшем из жизни человеке, с которым был тесный эмоциональный контакт. К этому чувству, в зависимости от векторального набора человека, могут подключаться чувства других векторов, как например ностальгия в анальном векторе, связанная с трогательными воспоминаниями о покинутой родине, и другое.

В отличие от имеющего явное негативное воздействие состояния тоски, печаль и грусть не имеют того гнетущего и отягощающего воздействия и проходят в большей степени как очищающее душевное переживание для зрительного человека. В состоянии грусти и печали, как и в тоске, зрительный человек склонен расплакаться, однако в случае тоски — это слезы горечи и жалости к самому себе, которые носят истерический и опустошающий характер, а в случае грусти и печали — это слезы душевного очищения.

Слезы — это не только физиологическая прямая инициация эрогенной зоны, но и необходимое переживание для зрительного человека. Слезы, вызванные внутренним переживанием за другого, «очищают душу», подготавливают эмоционально к следующим сменам состояний.

Воспитание чувств

Если вы замечаете в поведении своего ребенка:

  1. демонстративность,
  2. особую тягу к эмоциональному общению,
  3. боязливость (страх темноты, страх оставаться без родителей, страх умереть),
  4. способность превратить игру с куклами и мягкими игрушками в настоящий спектакль,
  5. склонность к проявлениям жалости к букашкам и цветочкам и т. п.

Значит, природа наделила вашего ребенка зрительным вектором.

Зрительному ребенку, помимо привития базовых навыков адаптации, требуется воспитание чувств. Создать интерес к эмоциональному развитию можно с помощью литературы, заставляющей сопереживать героям. Это могут быть рассказы о животных и детях, например «Дети подземелья» В. Короленко, «Маугли» Р. Киплинга.

Эмоциональная экстравертация — сопереживание, сострадание ‒ освобождает зрительника от страха за самого себя, дает сбалансированную биохимию головного мозга, позволяет сопереживать другим людям в их передрягах, трудностях и трагедиях. После первых прочитанных мамой или папой книг ребенок естественным образом будет тянуться получить это удовольствие (настоящее любовное в чисто зрительном смысле переживание!) снова и снова. В этом случае легко подтолкнуть его к самостоятельному чтению.

К прочтению зрительным детям и подросткам Юрий Бурлан рекомендует сказки Г. Х. Андерсена, книги классика французского романтизма В. Гюго и другие...

Большое заблуждение современных родителей, особенно в России, насчет того, что пацаны не должны плакать, приводит к нарушениям в развитии зрительного вектора у мальчиков. «Не реви!», «че нюни распустил?», «ноешь, как баба», ‒ подобными фразами родители стремятся выбить из зрительного мальчика «дурь», сделать его сильным, могучим, смелым и способным постоять за себя. На самом деле через отрицание зрительных свойств, пока еще не развитых у ребенка и проявленных на уровне истеричности или демонстративности, родители не смогут привить ребенку смелость и волевую устойчивость.

Наоборот, получивший травму зрительный ребенок более подвержен страхам, чем другие, а значит, менее способен социализоваться и постоять за себя. Нередко жизненный сценарий такого человека во взрослом состоянии выстраивается вокруг борьбы с собственными страхами, часто через попытки спастись от потенциальных нападок на себя, беспричинно словесно атакуя при этом других, через демонстративное поведение.

image description

В случае же создания родителями адекватных условий для развития и реализации зрительного вектора ребенок, если это мальчик, обучается адекватно реализовывать свои зрительные свойства, получая большую психологическую устойчивость, нередко даже способность ответить на агрессивное воздействие, защитить себя и других. Однако зрительный мальчик определенно не боец, и его способность драться сильно уступает детям без зрительного вектора.

Родителям следует понимать, что чувственное развитие зрительного ребенка через художественную литературу, через навыки создания и поддержания эмоциональной связи, через формирование гуманистических ценностей — это не только способ избавления ребенка от состояний страха и истерического поведения, но и надежный фундамент для будущей зрелой и реализованной в обществе личности.

Как зрительнику реализовать себя

В заключение про «верхние» и «нижние» состояния зрительного вектора важно отметить следующее. Когда объект переживаемых эмоций как в «верхнем», так и в «нижнем» состоянии находится снаружи, а эмоции оформлены в чувства или творческую работу, то они не несут вреда самому зрительному человеку и окружающим его людям. В случае же, когда объектом переживаний зрительного человека является он сам, это проявляется негативно как для него самого, так и для окружающих.

Если вы отслеживаете в себе неконтролируемую смену настроения от эйфории до провальной тоски, когда кажется, что «мир рухнул», то первое конструктивное применение, которое можно найти для этих состояний, — это оформлять их в чувства, строить эмоциональные связи с другими людьми. Либо активировать имеющийся потенциал, реализуя свою эмоциональную амплитуду в творчестве.

Яркие эмоции, безусловно, украшают жизнь, подпитывают интерес испытывать их каждый раз вновь и вновь. Когда зрительный человек использует свою эмоциональную амплитуду в творчестве (актриса, художник, дизайнер), в профессии, которая располагает к участливому отношению к другим людям (врач, педагог), в волонтерской или в другой деятельности, связанной с проявлением сострадания, то стремление к переживанию состояния «любовь» становится для него источником вдохновения для реализации себя на всю катушку в течение всей жизни. Это и есть путь к настоящему естественному и природному счастью для зрительного человека.

Корректор: Веронника Бриггида

Автор публикации: Максим Девицин, IT-специалист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 3
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Елена Самойлова 01 января 2020 в 18:01

Здравствуйте, а можете подсказать где почитать о запрете на эмоции у зрительников? Услышала мельком у Юрия, но подробности пропустила.

Оксана Васильева 25 октября 2015 в 04:10

Удивительно простым способом сами родители выращивают в собственном ребенке невроз зр.вектора - черствость. Неумение сопереживать людям, сострадать им делает неспособным получать удовольствие от жизни...получение только в себя не приносит счастья....погоня за ним проходит в неравной борьбе по сути с самим собой...

Елена Ляхова 28 октября 2015 в 21:10

Максим! Большое спасибо за статью.
Всегда считала, что более чем мужчины- гинекологи, хирурги, а теперь и автор со знаниями психологии просто для меня восприимчивее и доходчиво. Очень точное Описание состояний которые действительно я пережила. А самое главное это поддержка Ваша для Зрительников)))