Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Качества личности ─ восемь граней человеческой натуры

Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы: как возникает мысль, почему желания людей могут быть диаметрально противоположными и почему, глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Это загадочное существо — человек. Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм все-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Только сейчас с помощью системных знаний мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому — воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врожденную природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.

На тренинге «Системно-векторная психология» раскрывается восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления развития психологических качеств личности.

Врожденные свойства развиваются до определенного уровня: могут развиться до самого высокого уровня современного члена общества, а могут остаться на элементарном уровне отношений, как в первобытной стае, и от этого зависит способ реализации этих врожденных качеств личности в течение всей взрослой жизни.

Воровство и инженерные технологии — это разные проявления одного и того же врожденного качества кожного вектора — стремления добыть и сэкономить.

В первом случае это добыча для себя, то есть неразвитое свойство, направленное внутрь личности, а во втором случае — это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесет пользу и лично автору этих разработок, но уже как члену социума, а не просто голодному охотнику.

От чего же зависит уровень развитости врожденных качеств личности?

Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой — преступником, несущим разрушения и страдания людям?

Какие качества личности определяют ее поведение?

Каковы составляющие психологического портрета современной личности?

Можно ли развить или искоренить определенные личностные качества человека намеренно?

Меняются ли психологические качества с годами?

Пряник — наслаждение, кнут — отсутствие пряника

Природа обеспечивает нас от рождения определенными психологическими свойствами, реализуя которые, мы получаем наслаждение. Нет реализации — мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга, и нас отбрасывает в архетипичную программу, то есть мы идем удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить если не наслаждение, то хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это природа. По большому счету она не дает нам выбора: мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом — это уже зависит от нас.

Варианты реализации врожденных качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля. Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копье сегодня уже не актуально. Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое интернет и владеет навыками пользования компьютером.

В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», то есть воровства, спекуляции и обвешивания на рынке, мошенничества или разного рода афер.

В каждом векторе врожденные качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести благо всему обществу. В таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека. Если же реализация свойств идет на первобытном уровне — напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента. И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.

Это напоминает бег по кругу: «украл — выпил — в тюрьму — украл — выпил — в тюрьму».

Ступеньки психологической эволюции

Время до окончания пубертата (12-15 лет) — самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врожденные качества личности. Воспитание, адекватное векторальному набору ребенка, создает условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения. За этот период каждый вектор ребенка в своем развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре: неживой, растительный, животный и максимальный — человек.

Например, развитие зрительного вектора малыша начинается с самого низшего уровня — неживого. В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек. Взросление не гарантирует развитие вектора. Если адекватно не направлять ребенка, тогда все, на что он будет способен в дальнейшем, — это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна. Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне красиво-некрасиво, но в любом случае будет бездушным.

При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира — растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается. При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания. Во взрослой жизни человек, находящийся на этом уровне развития зрительного вектора, может проявить свои личностные качества в защите окружающей среды, организации благотворительных фондов по защите животных, ветеринарных лечебниц и приютов, в спасении исчезающих видов и тому подобном.

Следующий уровень развития, которого можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком.

Высший уровень развития зрительного вектора — человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и, в первую очередь, к человеку. Животные все так же вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда будет ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям. Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будут вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.

Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.

Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдет на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.

Психологический портрет современной личности

Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более высокое ощущение качества жизни, даже наслаждение от своей деятельности, которое не идет ни в какое сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях. Поэтому, даже имея не самый высокий уровень развития врожденных свойств, но осознавая личностные качества и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого наслаждение.

Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врожденный темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации этих качеств в данный момент жизни.

Овладев базовыми знаниями о природе восьми векторов, слушатели тренинга могут с легкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит, разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.

Корректор: Анна Катаргина

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анастезиолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128226 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

22 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128226 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
22 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128226человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Андрей Терешков 27 апреля 2013 в 06:04

Спасибо Диана, очень интересная статья, и тема "Уровень развития", еще четче сложилась в моей голове.