Как пройти собеседование и устроиться на работу
Даже самый высококвалифицированный специалист может испытывать неуверенность и страх от одной мысли о собеседовании. А если у человека недостаточно опыта и компетенции? Работу-то все равно хочется хорошую. Как пройти собеседование и показать себя с лучшей стороны?
Произвести хорошее впечатление и доказать квалификацию — это основные задачи соискателя на собеседовании. Это рынок труда: работник предлагает свои знания и умения, ищет лучшие условия, а работодатель заинтересован в кадрах, которые будут в конечном итоге приносить прибыль. Цель — убедить, что именно вы подходите работодателю.
Как проходят собеседование на работу, чтобы оно было успешным? И это несмотря на волнение, неуверенность и даже страх, что что-то пойдет не так.
«…Ушел страх общения при устройстве на работу, раньше меня это очень напрягало — рассказывать о себе, я нервничала, переживала, испытывала дискомфорт, а сейчас этого просто нет, я спокойно могу без мельтешения взаимодействовать с посторонними людьми и рассказывать о себе…»
Случаются даже психосоматические проявления, когда волнение сказывается на физическом состоянии, вызывая расстройства кишечника, приступы астмы, панические атаки, высыпания на коже.
Даже самый высококвалифицированный специалист может испытывать неуверенность и страх от одной мысли о собеседовании. А если у человека недостаточно опыта и компетенции? Работу-то все равно хочется хорошую. Как пройти собеседование и показать себя с лучшей стороны?
Собеседование: подготовительный этап
Поговорим о том, как правильно подготовиться к собеседованию.
- Сбор информации. Чем больше вы заранее узнаете о компании, ее деятельности, самой вакансии, руководстве, тем лучше. Так вы продемонстрируете свою серьезность и заинтересованность, а также поймете, на чем акцентировать внимание во время собеседования.
- Подготовка необходимых документов. Паспорт, документы об образовании и различных курсах, трудовая книжка, резюме, на всякий случай копии этих бумаг, при необходимости — медкнижка, портфолио и прочее. Хорошо, если вы покажете себя организованным и предусмотрительным человеком.
- Обдумывание вопросов и ответов. Прикиньте, какие вопросы вам могут задать и как лучше на них ответить. Также подумайте, о чем спросите сами.
- Самочувствие. Постарайтесь перед собеседованием выспаться, не есть пищу, от которой у вас могут быть проблемы, тем более не пить алкоголь. Бодрый, собранный, сосредоточенный на предстоящей задаче соискатель лучше ориентируется в ситуации и производит более приятное впечатление.
- Образ. Продумайте свой внешний вид — он должен соответствовать тому, какое впечатление вы хотите произвести. Не злоупотребляйте макияжем и яркими деталями. Некоторые работодатели изучают профили кандидатов в соцсетях. Фото с пьяных вечеринок не сыграют в вашу пользу.
Что ищет работодатель и как этому соответствовать
Когда работодатель публикует информацию о вакансии, он указывает основные требования к будущему работнику. Иногда это жесткие рамки: только такого человека они готовы принять. Иногда прописано, что соответствие каким-то критериям желательно (но не обязательно).
Помните: работодатель так же находится в поиске, он рассматривает разные варианты в надежде выбрать лучший.
Изучите эти требования и проанализируйте, насколько вы под них подходите. Что у вас уже есть в наличии, чему вы могли бы научиться, а с чем могут быть заминки. Всегда учитывайте ваши индивидуальные особенности и возможности.
Часто люди и сами до конца не знают, к чему у них имеется предрасположенность, а с чем они вряд ли справятся, или справятся, но с такими внутренними противоречиями и негативными эмоциями, что никакая должность будет не мила. Поэтому полезными будут знания об особенностях собственной психики. Именно они определяют, в чем мы можем состояться, принося пользу окружающим и получая удовольствие от реализации себя. Изучению этого вопроса нужно уделить время заранее.
«Я стала более спокойной, уверенной в себе и своих силах. Меняю сферу деятельности... Благодаря СВП поняла, почему у меня не получилось с бизнесом…»
Вопросы во время собеседования
Теперь о том, как правильно отвечать на вопросы на собеседовании. Продумайте свои ответы на стандартные вопросы: почему вы хотите здесь работать, что не устроило на прежнем месте, каков желаемый заработок, какие ваши сильные и слабые стороны, почему работодатель должен взять именно вас.
Ответы должны быть максимально честными, доброжелательными и по сути. О некоторых вещах лучше не упоминать. Например, не стоит негативно отзываться о предыдущем руководстве или коллективе — это произведет отталкивающее впечатление, даже если вам приходилось работать с действительно очень тяжелыми и неприятными людьми.
По ответу о том, почему вы хотите эту должность, можно сделать выводы, что вы цените, на что рассчитываете и на что готовы. Рассказывая о своих достоинствах, делайте акцент на том, что может быть полезным на данной работе. Упоминая недостатки, стоит сказать о чем-то, что, наоборот, к делу прямо не относится.
При собеседовании на должности, где подразумеваются стрессовые факторы, все чаще проводят проверки на стрессоустойчивость и умение вести себя в сложных ситуациях. Например, вам могут задать неудобный, даже бестактный вопрос.
Ваша стрессоустойчивость — это вопрос вашей уверенности в будущем. Когда вы знаете, на что способны сами, чего ожидать от окружающих людей, от происходящих событий — и на бытовом, и на глобальном уровне — вы спокойнее воспринимаете даже непростые ситуации и умеете адекватно на них реагировать. Осознание причинно-следственных связей помогает повысить стрессоустойчивость любого человека, даже очень эмоционального от природы.
Обязательно задайте пару встречных вопросов. Так вы, во-первых, выясните что-то важное для себя, а во-вторых, продемонстрируете свою заинтересованность и умение вести диалог.
Как вести себя на собеседовании
Если удастся продемонстрировать необходимые профессиональные навыки, это сильно поможет. Иногда во время собеседования соискателю дают какое-то задание. Но вы также можете показать нужные качества косвенно.
Например, об умении организовывать рабочий процесс можно судить и по тому, как вы подготовились к собеседованию, как ведете записи в блокноте, насколько емко и существенно отвечаете на вопросы и т. п. По вашим уточняющим вопросам — о вашей скрупулезности. Спокойствие и уверенность в себе, которые сыграют вам на руку на собеседовании, проявляются, когда вы точно знаете, на что способны, в чем компетентны. Внешние признаки: осанка, мимика, телодвижения — только отражение внутреннего состояния. Даже если их натренировать, внутренняя неуверенность все равно проявится, а опытного кадровика не обмануть.
Вот как отзывается о приобретенной естественным образом уверенности и последующем повышении Анна:
А вот какие изменения произошли с Маргаритой:
«…Почти за 4 месяца до тренинга я проходила онлайн-собеседование в крупную школу английского языка… И не прошла… Я жутко нервничала, голос и руки дрожали.
…Решила попробовать еще раз. В ту же школу. При том же уровне языка. В том же формате с девятью другими кандидатами. С разницей в том, что за плечами были первые 5 лекций тренинга. Не было дрожи в руках и в голосе… И я прошла! В тот же день мне прислали подтверждение и следующие шаги для стажировки…»
Патологической неуверенностью люди могут страдать из-за психологических травм, полученных чаще всего в детстве. От этого можно избавиться, детально проработав проблему, осознав ее механизм.
В большинстве случаев вас ждет работа в коллективе, иногда с клиентами, сторонними организациями — словом, предполагается общение с другими людьми. А значит, работодатель заинтересован в работнике, который умеет вписываться в общество, не склонен к конфликтам.
Огромное влияние на решение о принятии на должность может оказать ваше умение общаться, обаяние. Если будут выбирать из двух одинаково опытных и умелых специалистов, примут того, кто производит впечатление более приятного человека. А зачастую, особенно в условиях нашего российского менталитета, скорее выберут того, кто вызывает личную симпатию, даже если он по каким-то деловым качествам уступает неприязненному, угрюмому, раздражительному кандидату.
А если вы не самый общительный, как успешно пройти собеседование?
Для этого достаточно, во-первых, самому разбираться в людях, чтобы знать, как с ними лучше общаться, какими словами. Например, собеседование могут проводить как сам руководитель, так и специалисты по кадрам. Последних подбирают так же по определенным параметрам, то есть по своим психологическим свойствам они могут сильно отличаться от вашего потенциального шефа в зависимости от сферы его деятельности. Соответственно, и характер вашего поведения с ними должен меняться.
Когда у вас есть навык разбираться в людях, это переключение происходит почти автоматически — вы просто начинаете говорить на одном языке. Сосредотачиваясь на собеседнике и имея знания об особенностях психики разных типов людей, вы без особого труда сможете найти подход к нужному человеку.
Во-вторых, вы тем приятнее для окружающих, чем гармоничнее чувствуете себя. Человек, который ощущает радость от жизни, естественным образом становится притягательным для остальных. С таким просто хочется иметь дело, предложить лучшие условия. Такой человек эффективнее взаимодействует с коллективом.
«…Совершенно незаслуженно получила отличную работу, вчерашние студенты такую не получают… На собеседовании мгновенно определила всех по векторам… Работа тяжелая, местами откровенно не тяну, хоть и стараюсь. Мне на помощь кидается весь отдел, люди хотят, чтобы я осталась…»
У всех есть груз прошлых неудач, негативного опыта, проблем эмоционального характера — всего того, что омрачает жизнь. Это перестает влиять на нас в настоящем, когда мы осознаем причины плохих психологических состояний и, понимая механизм, не позволяем проявляться следствиям. Тут все индивидуально, но каждый может этому научиться: видеть свои сильные и слабые стороны, находить общий язык с коллективом, справляться со стрессовыми ситуациями, ценить и максимально проявлять свои профессиональные качества. Тогда собеседование будет восприниматься не как пугающее событие, а как долгожданный шанс получить работу, которую хочется.
«…Главный результат — я делаю то, о чем много лет мечтала. Получила долгожданную работу. Мне всегда хотелось работать по специальности и получать за это деньги, и вот это произошло… Я стала увереннее в себе в профессиональном плане…
Считаю это исключительно результатом тренинга, потому что он помог мне выработать способность к сосредоточению, без чего в моей работе никуда, научил эффективнее сотрудничать… Высокая стрессоустойчивость давно стала привычной…»
Здорово! Так четко и понятно описаны в статье ключевые моменты в подготовке к собеседованию. Уже от одного лишь чтения вера в свои силы растет.
Действительно, очень важно четко понимать свои сильные стороны, на что ты способен, с какой работой ты точно справишься. А если ты еще хорошо разбираешься в людях и умеешь с ними конструктивно взаимодействовать, то цены тебе нет как сотруднику!
Спасибо автору!