Как рассказать ребенку о смерти близкого человека
Люди знают, что они смертны. Но при этом тема смерти остается под запретом и не обсуждается без крайней нужды. И в такие моменты, когда мы вынуждены говорить об этом с ребенком, мы просто не готовы к разговору.
Как рассказать ребенку о смерти?
«Сынок, папочка наш умер и больше никогда к нам не вернется!» – протяжно взвыла подруга, увидев сына. Шестилетний мальчик испуганно смотрел на мать. Я взяла ребенка за руку и быстро вышла с ним на улицу. Волновала только одна мысль: «Как рассказать ребенку о смерти отца?»
Я несла все подряд: про душу, улетающую на небо, про папу-ангела, защищающего мальчика от всех бед… А он молчал. Он не плакал и не кричал, серьезный и похожий на маленького мужичка.
– Что случилось с папой?
– Авария.
– А разве врачи не могли его вылечить?
– Они не успели…
– И мне нельзя будет поговорить с ним больше?
– Он будет приходить к тебе в снах. Ты можешь говорить с ним обо всем на свете.
Он поднял голову и посмотрел мне в глаза так пристально, что я осеклась. А потом он сказал:
– А зачем мы рождаемся, если все равно умирать?
Я не нашлась что ответить, думая, что не смогу объяснить малышу про смысл бытия в двух словах. И, смущаясь, стала лепетать что-то о Боге и о том, что существует замысел.
– Почему Бог позволил, чтобы папа умер?
Я снова растерялась…
Люди знают, что они смертны. Но при этом тема смерти остается под запретом и не обсуждается без крайней нужды. И в такие моменты, когда мы вынуждены говорить об этом с ребенком, мы просто не готовы к разговору.
Сейчас, после тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я периодически прокручиваю в голове тот страшный день и думаю, что сейчас я бы ответила ему? Как рассказать ребенку о смерти?
Он все знает и поймет
В возрасте между пятью и девятью годами многие дети знают, что все живое умирает. Но только детей со звуковым и зрительным векторами этот вопрос волнует по-настоящему.
Маленькие звуковики очень рано задаются вопросами о том, для чего мы приходим в этот мир. И когда такой ребенок спрашивает о смерти, он имеет в виду жизнь после нее. Он может мыслить категориями «вечность» и «бесконечность».
Попытка обмануть такого ребенка, придумать или приукрасить случившееся окончится фиаско. Звуковики за словами способны различать смыслы. Звуковик, даже в возрасте 5-6 лет, уже способен понять и осмыслить взрослые суждения.
Тогда я еще не знала, что тот мальчик был со звуковым вектором. Спокойный внешне, без слез и истерик, внутри он переживал бурю эмоций. Крики обезумевшей от горя мамы способны лишить ребенка чувства защищенности и безопасности, в результате чего он может закрыться, спрятаться в глубине своего внутреннего мира.
Поэтому самым лучшим было бы тогда рассказать малышу о том, что мы приходим в этот мир на время. И что каждый из нас своими желаниями, своими мыслями, своей радостью от прожитых мгновений наполняет радостью общую Душу. Звуковому ребенку очень важно получить подтверждение о том, что смерть – это не конец. И еще более важно услышать, что в каждой жизни и смерти есть глубокий смысл.
Не кричите в присутствии звукового ребенка! Говорите с ним тихим голосом, ласково и дружелюбно. Создайте для него атмосферу тишины и покоя, в которой он сможет оставаться наедине с собой и своими мыслями. Включите фоном классическую музыку. Вместе почитайте и обсудите хорошие книги. И продолжайте отвечать на вопросы, не волнуясь о том, что он вас не поймет. Для звукового интроверта связь с миром в детском возрасте осуществляется в первую очередь через маму.
Когда ребенок очень боится смерти
Зрительные дети спрашивают о смерти, стремясь сохранить свою жизнь. Страх темноты и страх смерти – их природные страхи. Воспринимая мир через свет и цвет, они ассоциируют отсутствие света с опасностью для жизни.
Такие малыши могут плакать и тут же переключаться на звонкий смех. Наделенные особой эмоциональностью, они обладают богатым воображением. Про таких говорят: «Из мухи сделает слона».
«Ему холодно под землей? Ему там страшно? Смерть – это как сон?» – большие глаза зрительной девочки распахнуты, на ресничках дрожат слезы, готовые сорваться и покатиться по встревоженному лицу. На мои слова о том, что после смерти человеку уже не страшно, наша зрительная дочь ответила: «Страшно, мама! Вот закрой глаза. Ты видишь, как темно? Ты представляешь, если мы умрем – всегда будет так темно! Ничего не будет!»
Зрительные дети способны глубоко переживать разрыв эмоциональных связей. Потеря чувства защищенности и безопасности в момент смерти близкого человека может привести к серьезным последствиям не только для его психики, но и для зрения. Глаза – зеркало души зрительного человека. Когда зрительный ребенок получает душевные страдания, удар приходится именно по зрению.
Будьте готовы к тому, что малыш, получивший сверхстресс от потери, будет плакать и вести себя истерично. Помогайте ему выносить свои эмоции наружу, акцентируйте его внимание на любви и сострадании. Можно объяснить, что хоть физически человека уже нет, но он жив в наших чувствах. Та любовь, что их связывала, навсегда останется в нем – она будет жить всегда, потому что любовь сильнее смерти.
В последующем можно читать вместе с ним сказки на сострадание, такие как «Девочка со спичками», «Дети подземелья». Они помогут показать ребенку, что любовь – это когда ты отдаешь другим свои чувства и эмоции. Ему будет легче пережить травму, если мама научит его заботиться о других людях, вместе помогать тем, кому плохо и кто нуждается в помощи и сострадании. В противном случае он может застрять в страхах на всю жизнь.
Чувство страха или любви – одно на двоих с мамой
Самое важное – сохранить у ребенка чувство защищенности и безопасности, без которого малыш не справится со стрессом сам. Ситуация, связанная с потерей близкого человека, – это сверхстресс. И мама тоже будет в стрессе.
Ребенок не в состоянии защитить себя сам до определенного возраста, он считывает состояния матери. Плохое психическое состояние мамы отражается на состояниях малыша.
Так что маме в первую очередь нужно быть в равновесном состоянии, сосредоточиться на близких и подготовиться к разговору с ребенком. Не стоит скрывать от него, что произошло. Говорите с ним на понятном ему языке, простыми словами, спокойно. Объясните, почему вы расстроены. Врать и отмалчиваться нельзя, потому что все равно кто-то скажет об этом ребенку, когда мамы не будет рядом. И малыш испытает большой испуг.
Оградите вашего малыша от походов на кладбища! Вид и голоса плачущих людей, траурные процессии, кладбища и гробы – вся эта атрибутика смерти только добавит ему страхов и переживаний.
Чтобы знать, как разговаривать с ребенком в любой ситуации и сохранить для него чувство защищенности и безопасности при любых жизненных обстоятельствах, приходите на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана прямо сейчас.