Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Нравственное воспитание дошкольников: системный ответ на запрос общества

Сегодня во главу угла ставятся личностный рост, материальное и имущественное превосходство. Как в этих условиях обеспечить нравственное воспитание наших детей и на какой основе его строить? Какие меры воспитания помогут вырастить поколение не только «материально успешных», но и духовно развитых, глубоко нравственных людей?

С развалом Советского Союза прежняя система нравственного воспитания детей была утрачена, а новая так и не появилась. Двадцать пять лет ее отсутствия привели к тому, что сегодня мы сталкиваемся с волной массовой детской агрессии и жестокости. Очевидно, что нравственное воспитание дошкольников и детей школьного возраста, а точнее, отсутствие системы такого воспитания, играет в этом ключевую роль.

Сегодня во главу угла ставятся личностный рост, материальное и имущественное превосходство. Как в этих условиях обеспечить нравственное воспитание наших детей и на какой основе его строить? Какие меры воспитания помогут вырастить поколение не только «материально успешных», но и духовно развитых, глубоко нравственных людей?

Причины кризиса нравственных устоев

Чтобы глубоко понимать причины того кризиса, в котором оказалось наше общество, необходим системный анализ причин происходящего.

Нынешнюю эпоху, в которой мы живем, Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет кожной фазой развития. Ей присущи ценности индивидуализма, пользы и выгоды, имущественного и социального превосходства. Особенности эпохи накладывают отпечаток на все сферы жизни, в том числе на воспитание детей: и дошкольников, и учеников школы.

Америка и европейские страны, имеющие кожный менталитет, вошли в эту эпоху наиболее легко, ведь она полностью опиралась на природную для них систему ценностей. Совсем иначе сложилась ситуация на территории постсоветского пространства.

«На чужой манер хлеб русский не родится»

Ценности кожной фазы развития прямо противоположны менталитету русских людей. У нас, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, менталитет общинный и коллективистский. Система наших нравственных устоев опиралась на единство и взаимопомощь, милосердие и справедливость.

Распад советского государства привел к кризису и в нравственном воспитании. Мы пытались адаптировать индивидуалистические ценности новой эпохи, применить их к себе. К сожалению, это привело к утрате собственной идентичности и разрушению нравственных норм, естественных для нашего менталитета.

нравственное воспитание дошкольников

Различия нравственного императива

Как же они на Западе живут? Неужели у них нет никаких нравственных норм? А если есть, то почему мы не смогли их адаптировать с переходом в новую фазу развития?

Страны Запада, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, опираются на стандартизированные нормы морали. Отношения людей регулируются законом. Нравственное воспитание детей и школьного возраста, и дошкольников тоже заключается в том, чтобы приучить ребенка следовать нормам морали, закрепленным в законах.

Для нашего общинного и коллективистского менталитета все иначе. Нам, в хорошем смысле, «закон не писан», потому что мы живем сердцем. Поэтому и воспитание детей должно быть рассчитано на то, чтобы нравственные ценности становились частью их самих, находили отклик в сердце. Как это сделать? Как обеспечить должное нравственное воспитание подрастающему поколению?

О нравственном становлении ребенка

Воспитание детей в нашем менталитете подразумевает формирование у ребенка особого нравственного чувства, которое служит ему внутренним навигатором в отношениях с людьми. Такое нравственное чувство возникает у ребенка, рожденного в русском уретрально-мышечном менталитете, через восприятие категории стыда.

Вспомните сами, разве при воспитании ваши родители говорили вам: «Не делай так, это незаконно»? Конечно нет, нашему внутреннему нравственному чувству куда более близко понятие «стыдно».

Стыдно перед кем? Перед людьми, перед обществом. Ценности общинного и коллективистского менталитета подразумевают приоритет общего над личным, и мы впитываем это с молоком матери.

Воспитание через категорию социального стыда формирует у ребенка глубокое нравственное чувство, стремление реализовать свои качества так, чтобы принести максимальное благо обществу. Это касается и дошкольников, и детей школьного возраста.

Утрата этих природных для нашего общества нравственных ориентиров и привела к кризису на уровне целого общества, в том числе и в вопросах воспитания детей.

Вписаться в реалии времени

Ценности кожной эпохи упрямо диктуют свое: личностный рост, материальное и имущественное превосходство, успех. А природный менталитет русских людей вступает с этим в серьезное противоречие: нашему внутреннему «навигатору» спокойно только тогда, когда мы реализуем себя на благо общества. Что делать?

Разрешить это внутреннее противоречие бывает непросто даже взрослым. А в вопросах нравственного воспитания детей мы порой просто оказываемся беспомощны.

Выход из этого тупика найден в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она детально объясняет, каким образом мы можем помочь ребенку развить его индивидуальность, и при этом дать своим детям необходимые азы нравственного воспитания, формирующие единство нашего общества.

Воспитание дошкольников и детей школьного возраста в рамках социальных групп

Закладка нравственных ориентиров подразумевает осознанное включение ребенка в наш природный общинный менталитет. Нравственное чувство дошкольников берет свое начало от воспитания в семье, как первичной социальной группе.

На уровне семьи мы можем развивать у дошкольника сострадание и милосердие к слабым через помощь бабушке или престарелой соседке, через посещение больного друга и т. д.

Что касается нравственного воспитания дошкольников в рамках группы детского сада, то главная задача – формирование единства группы. Это возможно через системное понимание психологических особенностей каждого малыша.

На уровне школы мы можем продолжить формирование нравственных устоев детей через воссоздание тимуровских движений, совместную учебную помощь отстающему ребенку в классе, совместное посещение заболевшего одноклассника и т. д.

А как же личный успех?

Личный успех в условиях нашего менталитета возможен только тогда, когда человек успешно развивает и максимально реализует свои природные свойства во благо общества. Только в этом случае ничто не противоречит собственному нравственному чувству, и личный успех тоже достижим.

Но к воспитанию детей нужно подходить на основе психологической грамотности. Чтобы ребенок реализовал свои способности и таланты, родители и педагоги должны точно определять, каким набором векторов (врожденных качеств и свойств) его наделила природа.

Ликвидация психологической безграмотности

Точное психологическое знание, полученное на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, уже принесло многим родителям и педагогам колоссальный результат в воспитании дошкольников и детей школьного возраста.

Благодаря тренингу, вы получите ответ на любой вопрос по теме воспитания ребенка. Пусть в нашем обществе растут счастливые, успешные, глубоко нравственные и духовно развитые люди! Регистрируйтесь на бесплатный цикл онлайн-лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128105 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128105 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128105человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Виктория Винникова 12 октября 2016 в 15:10

прекрасная статья. Дошла бы еще до адресата, Все новое это хорошо забытое старое. Известно, что наша система образования была лучшей в мире. Зачем то мы бросились ее переделывать под западный стандарт.? А они тем временем стали пользоваться нашими наработками. Система образования в Финляндии полностью копирует советскую, вплоть до ПТУ.

Думаю поворот в нужную сторону не за горами.