Вода и масло детской психики. Воспитание контрарных свойств в одном ребенке
Что развивать – скорость или качество, находчивость или усидчивость, прагматичность или принципиальность?
Как совмещаются в ребенке противоположные свойства, и каким образом, поддерживая одно, не навредить другому?
Черное и белое в одном флаконе
«…он может быть таким разным, просто поразительно. Сидит рисует, старается, разводит краски, выводит детали, переделывает, через время все бросает, начинает носиться, скакать, кричать и все разбрасывать! Усадить читать практически невозможно, но если заинтересовался сюжетом, вполне способен дочитать самостоятельно даже достаточно длинный рассказ. Его комната так это просто территория контрастов: либо свалка жуткая, либо порядок идеальный.»
Почему ребенка постоянно бросает в крайности? Из непоседы-шустрика в медлительного топтыжку и наоборот. Нормально ли это?
Можно ли научить ребенка находить золотую середину?
Что развивать – скорость или качество, находчивость или усидчивость, прагматичность или принципиальность?
Как совмещаются в ребенке противоположные свойства, и каким образом, поддерживая одно, не навредить другому?
Разобраться в особенностях детской психики и выбрать направление воспитания ребенка поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Да, ребенок может проявлять противоположные свойства и желания, и это не баловство, это грани его характера, заложенные в нем от рождения. Развивать их можно и нужно пока это возможно, а именно до окончания пубертата.
Настолько разные черты характера растущей личности обусловлены его психологической природой. Противоположные по своей сути желания представляют собой проявления контрарных свойств психики ребенка – обладателя анального и кожного векторов.
Набор психологических свойств является врожденным, и их проявления, насколько контрастными они ни были, не исчезнут с возрастом или под влиянием воспитания. Они могут либо развиться и дать ребенку возможность полноценной реализации себя в будущем, либо остаться на невысоком уровне развития, при котором реализация становится достаточно проблематичной или даже формирует негативный жизненный сценарий будущего взрослого человека.
Где у него кнопка
Желания каждого из векторов требуют своего удовлетворения, поэтому, наполнив свойства одного вектора, ребенок переключается на другой, что может выглядеть как перепады настроения, капризы или баловство. В самых печальных случаях родители начинают консультироваться с детскими психологами, психиатрами или невропатологами и даже лечить ребенка от него самого.
Такое переключение между векторами особенно хорошо заметно у анально-кожных малышей, ведь свойства этих векторов контрарны друг другу. По этой причине бросается в глаза перепад поведения. Усидчивость, сосредоточенность, стремление довести дело до конца, сделать идеально, как свойства анальности, через время меняются на активность, подвижность, желание победить любой ценой или добыть любым способом, проявляя кожный вектор ребенка.
В воспитании такого малыша очень важно уметь различать его состояния, понимать особенности проявления каждого вектора – как позитивные, так и негативные. Системное мышление, которое формируется в процессе прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяет впоследствии делать это практически автоматически, не задумываясь. Но главное - это то, что системный подход в воспитании дает возможность развивать одновременно свойства обоих векторов, что в разы расширяет спектр способностей ребенка, его потенциал и сферы применения себя во взрослой жизни.
Одно только понимание внутренних психологических механизмов, порой проявляющих себя противоречивым поведением ребенка, дает возможность значительно повысить уровень доверия и взаимопонимания между детьми и родителями.
Четкое осознание мамой, какие именно свойства проявляются в данный момент времени, позволяет направить занятия малыша в сторону развития вектора. К примеру, основательно выполненная работа, даже попытка сделать ее таковой, нуждается в обязательной похвале, адекватной вложенным усилиям. Это благоприятно сказывается на развитии анального вектора ребенка. Для маленького анальника похвала – наслаждение, поэтому проявления свойств анального вектора требуют своего признания или благодарности со стороны матери. Какое-либо материальное вознаграждение не может заменить похвалу в этом случае, и даже, наоборот, будет лишним.
С другой стороны, удовлетворения кожных желаний, будь то спортивные победы, организация коллективной работы, решение логических заданий, любые рационализаторские идеи, должны быть отмечены каким-либо вознаграждением. Лучше, если это будут не деньги, а поездки, развлечения, желанные подарки. Похвала или благодарность для кожника не имеет никакого значения, а вот ощутимые приобретения расцениваются как достижение своей цели и стимулируют развитие кожного вектора. Разграничение задач отдельно для кожного и анального векторов создает прочный фундамент для развития каждого из них.
Подходим с разных сторон
При организации занятий для развития свойств анального вектора делаем упор на ответственность малыша, основательный подход, качество работы, обязательного доведения до конца, подчеркиваем его прилежность, аккуратность, способность соблюдать и поддерживать порядок. Здесь важно не ставить жестких временных рамок и не подгонять ребенка, не сбивать с мысли и не менять задания. Для анальника качество всегда важнее скорости. Таким подходом мы развиваем способность выполнять высококачественную сложную и скрупулезную работу, обязательное завершение начатого, способность к сосредоточению и аналитическое мышление.
Развивая свойства кожного вектора, готовим динамичные задания, ориентированные на логику, рациональное мышление, организаторские способности, гибкость и находчивость. Здесь важен режим, дисциплина, четкие временные рамки, элементы соревнований и командной игры. Всегда оставляем место для инициативы ребенка, поддерживаем поиск новых решений, тренируем способность находить компромисс. Развиваем адаптивность, способность быстро переключаться на разные виды деятельности, выполнять несколько заданий одновременно, стимулируем рационализаторскую мысль, построение причинно-следственных связей, самодисциплину, логическое мышление.
Разграничение заданий и вознаграждений предусматривает такое же разделение взысканий за проступки. Во-первых, полностью исключаем физические наказания, они абсолютно не эффективны и приводят к потере ребенком ощущения защищенности и безопасности. А для обладателя кожного вектора физическое наказание является сильнейшим стрессом, останавливающим его развитие на самом элементарном уровне.
Во-вторых, лучшее наказание это лишение «пряника», то есть лишение наслаждения соответственно вектору. Это значит, что за анальный проступок должно следовать лишение похвалы и благодарности родителей (можно объяснить, как ребенок огорчил маму), а за кожные шалости идет ограничение в пространстве или во времени (лишение развлечений, карманных денег и тому подобное). Только таким образом будут формироваться понятные и действенные выводы, определяющие поведение малыша в будущем.
Развивая параллельно такие контрарные по своей сути вектора, как анальный и кожный, ребенок сохраняет на всю жизнь способность легко и быстро переключаться между векторами. Благодаря этому в разных жизненных ситуациях он сможет пользоваться соответствующими свойствами, которые оказываются одинаково высоко развитыми. Способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды будет успешно соседствовать с возможностью выполнять свою работу качественно, всегда доводя ее до завершения.
Сегодня все более ощутимой становится психологическая разница между поколениями, что создает дополнительную проблему во взаимопонимании детей и родителей. О своих переменах в отношениях с детьми после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана говорят многие слушатели в своих интервью на странице отзывов. Результат от практического применения знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана не заставляет себя долго ждать, в особенности при работе с детьми.
Работа на результат
Системное воспитание свойств любого вектора предусматривает развитие в ребенке способности получать наслаждение от реализации своих свойств во благо других людей, выдавая продуктивный результат своей деятельности, ощутимый и весомый для общества. Тем самым ребенок учится наполнять собственные потребности на самом высоком уровне современного социального человека, востребованного обществом, живущего полноценной жизнью и способного ощутить наслаждение от своей работы, творчества, отношений.
Для каждого нового поколения современных детей системное воспитание становится все более важным. Это связано с повышением темперамента или силы желаний в каждом векторе от поколения к поколению. Имея столь высокий потенциал, только при адекватном воспитании с учетом его векторальных особенностей ребенок имеет шанс на развитие самого высокого уровня, а значит и на возможность реализовать потенциал такой силы. В противоположном случае, при дефиците реализации в таком высоком темпераменте, нехватки грозят такой же силы страданиями, как и наслаждением от наполнения психологических свойств.
Многовекторный ребенок - это не проблема, не винегрет и не странные перемены поведения, это счастье и расширенные возможности в будущем, если их правильно развить.
Будущее вашего ребенка сегодня в ваших руках. Повышайте свою психологическую грамотность, применяйте системное воспитание на практике и получайте заметный и устойчивый результат.
Регистрируйтесь на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Диана, отличная статья. У меня оба ребенка анально-кожные, очень много полезного узнала для себя! спасибо!
Диана, спасибо за статью. Очень важные рекомендации по воспитанию этих противоречивых детей, которые помогут в будущем избежать многих проблем