Подготовка детей к школе: практические советы любящим родителям
Нам уже оскомину набили эти избитые фразы о том, что «все люди разные», и каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. А на практике в этом часто терпят крах и семья, и школа. Любые воспитательные меры и успешная подготовка к обучению требуют от нас точного знания о том, как устроена психика малыша. Чем один ребенок отличается от другого, почему у него есть именно такие особенности, качества, желания и приоритеты?
Объем учебной нагрузки, которую ребенку предстоит освоить за период школьного обучения, нарастает из года в год. Поэтому подготовка детей к школе стала насущной необходимостью, благодаря ей новоиспеченный ученик сможет чувствовать себя уверенно и спокойно.
Но родителям бывает непросто разобраться, чего требует школа, какой именно подготовки требует тот или иной навык. А ведь есть еще и так называемая психологическая готовность. Важно, чтобы дети испытывали желание учиться и благополучно могли адаптироваться в коллективе ровесников. Только в этом случае школа будет им в радость, а не станет многолетней каторгой.
Разные характеры – разный подход
Нам уже оскомину набили эти избитые фразы о том, что «все люди разные», и каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. А на практике в этом часто терпят крах и семья, и школа. Любые воспитательные меры и успешная подготовка к обучению требуют от нас точного знания о том, как устроена психика малыша. Чем один ребенок отличается от другого, почему у него есть именно такие особенности, качества, желания и приоритеты.
Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, любой человек, будь то взрослый или карапуз, имеет свой набор врожденных особенностей и качеств, именуемых векторами. Они и определяют наши желания и устремления, наши способности. Без точного знания об этом, наши попытки в области подготовки к обучению могут не только оказаться бесплодными, но и причинить ущерб.
Ученики разные, требования одинаковые
С другой стороны, школа выдвигает к ребенку стандартизированные требования. Адаптация к обучению требует подготовки в следующих областях:
-
подготовка навыков тонкой моторики ребенка к письму;
-
навыки чтения и счета, простейших арифметических действий;
-
достаточный уровень развития речи и образного мышления (способность составить рассказ по картинке, пересказать текст);
-
достаточный запас знаний об окружающем мире (времена года, растения и животные, профессии людей и т.д.);
-
психологическая готовность к тому формату обучения, который дает школа (достаточный уровень развития внимания, мышления и памяти, способность адаптироваться в коллективе и следовать общим требованиям).
Можно ли успешно подготовить дошкольника к такому формату обучения, при этом учитывая его врожденные способности? Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что это возможно. Любой дошкольник может освоить этот стандартизированный перечень навыков, но подготовка каждого малыша должна учитывать особенности его психики.
Как учить непоседу
Особенно волнует подготовка детей к школе тех родителей, чей ребенок шустрый и подвижный, с трудом сосредотачивается на изучаемом материале. Он предпочитает активные игры и спорт, а вот усадить его за стол бывает трудно. Как быть? Ведь школа потребует от него усидчивости и внимания.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что такой ловкий и подвижный, соревновательный и стремящийся к лидерству сорванец является обладателем кожного вектора.
От природы ему заданы хорошие способности в конструкторской деятельности, у него гибкое логическое мышление. Обычно кожный ребенок легко осваивает навыки арифметики и счета.
Особые игры для самых шустрых
На эти врожденные свойства и можно опереться, чтобы ваш малыш легче усвоил необходимую дошкольную программу. Старайтесь любую учебную информацию подавать ему в форме подвижной игры. Например, изучать цифры можно с помощью нарисованных на асфальте «классиков».
Обучение чтению из рутины можно превратить в решение какой-то увлекательной головоломки, кожный ребенок скорее склонен решать проблемную задачу, чем монотонно читать вслух.
Подготовить руку кожного непоседы к письму помогут многочисленные конструкторы с мелкими деталями, поделки типа «оригами» или объемные 3D пазлы.
Конструирование – природная способность, которой обладает такой ребенок, она обязательно доставит ему радость.
Развитие образного мышления и речи, которого требует школа, тоже намного проще передать кожному малышу в активной игре. Картинку такой малыш сможет разглядывать всего несколько секунд, а вот воссоздать по ней рассказ можно в активном действии, проигрывая в движении эту историю.
В развитии кожного непоседы важна дисциплина, адекватная система запретов и ограничений, режим дня. Такой подход сможет в дальнейшем обеспечить ему необходимую усидчивость, которой требует школа.
Лучший ученик
Совсем другой психикой обладает от природы ребенок с анальным вектором. В потенциале он лучший ученик, учиться и накапливать знания – его природное желание. Школа может стать для него самым любимым и желанным местом, если родитель будет соблюдать системные рекомендации по воспитанию и обучению такого малыша.
Анальный ребенок медлительный и малоподвижный. На обработку информации ему требуется больше времени, поскольку он анализирует ее еще на входе, систематизирует в своей голове, раскладывая по «нейронным коробочкам».
Без знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы часто совершаем одну и ту же ошибку: пытаемся торопить и подгонять такого медлительного малыша.
Медлительный упрямец – ищем особый подход
«Ну сколько ты еще будешь копаться! Давай быстрее!» - торопит родитель, и тем самым наносит большой ущерб. Со временем такое прерывание мыслительных процессов медлительного малыша приводит к тому, что он вообще начинает «впадать в ступор», «застревать» даже при ответе на самый простой вопрос. Кроме того, сопротивляясь этому действию, анальный ребенок начинает упрямиться, и может в дальнейшем отказываться от занятий именно по этой причине.
Давайте такому малышу больше времени на размышление, не перебивайте его. Обучение его лучше организовать в спокойной обстановке за столом или сидя на диване.
«Вождь краснокожих» или «Спасатели, вперед!»
Среди детского коллектива встречается небольшой процент (около 5%) детей с уретральным вектором. Это природные вожди детской «стаи». Запреты и ограничения они не воспринимают вообще, поэтому бесполезно заставлять их что-либо делать. К ним нужен иной подход.
Пытаться «переламывать» уретральных детей – преступление перед обществом, поскольку именно они и есть наше будущее. Устремленные в неизведанное, будущие первооткрыватели, совершающие гениальные прорывы - так описывает их системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Подготовить такого «маленького вождя» к тому, чего требует школа, можно, опираясь на его природное свойство – ответственность за стаю. Пусть фраза «Вася, мы без тебя никак не справимся» станет ключевой в вашем обращении к нему. Посчитать, сколько конфет и яблок нужно взять для всех с собой на пикник. Организовать игру по «спасению» мамы или друга, в ходе которой он должен выполнить разного рода учебные задачки.
Образное и абстрактное мышление
У каждого дошкольника можно развить достаточный уровень образного и абстрактного мышления, которого требует школа. Но есть дети, для которых такие способности являются природными.
Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, способностью к образному мышлению обладает ребенок со зрительным вектором, а гениальный обладатель абстрактного мышления – звуковик.
Малышам со зрительным вектором желательно читать сказки на сопереживание и сострадание, ведь они от природы очень чувствительные и эмоциональные.
Учебные навыки для них можно «вплести» в игру на сострадание – например, когда зрительный ребенок играет роль медсестры или врача.
Дети со звуковым вектором с ранних лет интересуются вопросами о том, как устроен мир и откуда все взялось. В будущем он может стать гениальным ученым, но это требует развития его свойств с ранних лет.
Учебную нагрузку для них можно давать, опираясь на этот природный интерес звуковика: вместе рисовать карту звездного неба или посчитать количество костей в скелете человека на анатомическом атласе.
Школа – в радость
Занятия по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволят вам точно определить природное устройство психики вашего малыша, ведь современный человек является обладателем сразу 3-5 векторов. Множество наших слушателей оставили отзывы о том, насколько глубоко они научились понимать своего ребенка.
Обладая этим знанием, вы сможете не только подобрать своему ребенку самую оптимальную программу дошкольных занятий. У вас появится возможность видеть изнутри психику и состояние каждого педагога и воспитателя, которому вы доверяете свое чадо. Ведь в силу занятости на работе, современным родителям нередко приходится делегировать полномочия по развитие необходимых навыков специалистам детского сада или клуба раннего развития.
Обеспечьте своего ребенка самыми оптимальными условиями для развития, и школьное обучение будет для него в радость.
Регистрируйтесь на бесплатные вводные онлайн-лекции Юрия Бурлана.