Как сочетаются векторы в психике человека
Всего векторов восемь. Они делятся на нижние (кожный, анальный, уретральный, мышечный) и верхние (звуковой, зрительный, обонятельный, оральный). В целом для человека характерны типичные проявления каждого из имеющихся у него векторов. Но существуют особенности их сочетания между собой...
В процессе изучения векторов мы закономерно подходим к вопросам — а как они все во мне сочетаются? Как друг на друга влияют? Да и как мне с этим многообразием ужиться?
В целом для человека характерны типичные проявления каждого из имеющихся у него векторов. Но существуют особенности их сочетания между собой.
О квартелях, контрарных и комплементарных сочетаниях
Всего векторов восемь. Они делятся на нижние (кожный, анальный, уретральный, мышечный) и верхние (звуковой, зрительный, обонятельный, оральный). Есть три доминантных вектора: уретральный, звуковой и обонятельный — их свойства проявляются в первую очередь и оказывают наибольшее влияние на жизнь человека. Также векторы можно распределить по четырем квартелям (от лат. quartus — четвертый):
-
пространства (кожный и мышечный);
-
времени (анальный и уретральный);
-
информации (звуковой и зрительный);
-
энергии (обонятельный и оральный).
Сочетание векторов, которые принадлежат одной квартели, называют комплементарным (от лат. complementum —дополнение).
Контрарным (лат. contrarius — противоположный) называют сочетание векторов из разных квартелей.
Комплементарные сочетания
В этом случае свойства двух векторов дополняют друг друга, и особых трудностей здесь обычно не возникает. Человек ощущает себя целостным, его не раздирают серьезные противоречия.
Например, уретральный вектор всей своей сутью направлен в будущее, к развитию и расширению, а анальный — в прошлое, к воспоминаниям, традициям и накопленному опыту. Когда в одном человеке сочетаются оба этих вектора, он в первую очередь нацелен в будущее, но и памятью не обделен, притом в прошлом не застревает.
Или звуковой и зрительный векторы — сочетание абстрактного и образного интеллектов. Восприятие и обработка информации у такого человека происходит совсем на ином уровне — объемнее. Это большой потенциал в изучении наук. А если такой человек занимается творчеством, то такое сочетание вносит особую глубину.
Человек с развитой кожно-зрительной связкой векторов может быть талантливым актером, в сочетании со звуковым — гениальным (Хопкинс, Депп, Смоктуновский, Янковский). Обладатель анально-зрительного сочетания способен состояться как превосходный художник, а при наличии звукового вектора — творить нечто особенное и непостижимое (Пикассо, Ван Гог, Малевич, Шагал), задавать новое направление в искусстве.
А вот для классических музыкантов зрительный вектор — помеха, он вносит эмоциональность туда, где должно быть только чистое звучание. Для эстрадной музыки все наоборот: чувственность развитого зрительного вектора важнее. Бывает, что у популярных певцов и голос далеко не оперный, и даже со слухом проблемы, но артист выступает так, что песня за душу берет, оттого и нравится публике.
В обычной жизни один вектор тоже влияет на другой. Зрительный вектор: хочется эмоций, живого общения, чувственных связей, внимания. Звуковой вектор: хочется тишины, уединения, возможности сосредоточиться и подумать. Если в одном человеке сочетаются звуковой и зрительный векторы, он может периодически переключаться между желаниями общаться и уединяться. Окружающим может даже казаться, что у него странные перепады настроения. Или, как вариант, он старается создавать эмоциональные связи очень избирательно, особое значение при этом придает родству мыслей.
Человек с обонятельным вектором проницательный, незаметный и молчаливый, а обладатель орального вектора — любитель поговорить и побыть в центре внимания. Людям с сочетанием этих векторов «язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли».
Это делает из человека талантливого политика (например, Жириновский), который чует нутром ситуацию, интуитивно знает, как себя повести, да еще может так высказать свою точку зрения, что выиграет любые дебаты — оппоненту будет просто нечего возразить. Или это может быть непревзойденный интервьюер (как Познер): каждое слово — в цель, правду от него не скроешь, не уйдешь от метких вопросов.
Разумеется, такие люди необязательно идут именно в эти профессии — это просто наиболее заметные примеры. В любом случае про них можно сказать, что они держат нос по ветру, а палец им в рот не клади.
Мышечный вектор стоит особняком: он комплементарен ко всем остальным. Но он не вносит индивидуальных проявлений, а как бы растворяется в других нижних векторах, усиливая их свойства. По аналогии с мышечной массой: наращивая ее, мы делаем тело сильнее, выносливее, рельефнее.
Контрарные сочетания
Свойства таких векторов сильно разнятся, поэтому и смешиваются сложнее, могут входить в серьезные противоречия.
Самое распространенное контрарное сочетание — кожного вектора с анальным. Их свойства сильно отличаются: по скорости реакций, решительности, выбору между новизной и привычкой, между качеством и количеством, между многозадачностью и скрупулезностью и во многом другом. Эти свойства постоянно переключаются, сменяются состояния — так мы реагируем на окружающие обстоятельства.
Когда такое переключение согласовано с внешними изменениями, сочетание кожного и анального векторов становится большим преимуществом. Такой человек по необходимости может быстро сориентироваться, проявить инициативу и действовать решительно, а когда надо — со всей аккуратностью и обстоятельностью сконцентрироваться на выполнении и доведении задачи до финальной точки. Из таких людей получаются отличные руководители, воротилы делового мира: они одновременно аналитики и логики. Это выигрышное сочетание в некоторых видах спорта (бокс, борьба, гребля). Да и во многих других видах деятельности такая переключаемость только в плюс.
Но если смена состояний происходит неадекватно обстоятельствам, например из-за стресса, то все переворачивается с ног на голову. От человека требуется предприимчивость и скорость — он впадает в ступор, вязнет в сомнениях и нерешительности. А когда нужна усидчивость и старание — начинает дергаться, мельтешить, хватается то за одно, то за другое.
Часто это влияет и на физическое состояние. Несвоевременная смена психологических ритмов (быстро — медленно) способна вызывать аритмию сердца.
Интересное сочетание зрительного и орального векторов. Зрительный вектор — основа культуры, приоритет чувственного над животным началом. Оральный — это, наоборот, антикультура, смехом и разговорами на тему секса пробивает и обесценивает культурный слой. Обычно в этом сочетании преобладает оральный вектор, подавляя чувственность.
Это демонстративные, публичные люди, которые легко завладевают вниманием окружающих. Яркий пример — телеведущий Андрей Малахов, который может и по-зрительному посочувствовать героям своего шоу, и по-оральному их «съесть» в угоду публике. Или певица Пелагея: то своим проникновенным пением (примечательно, что народным) растрогает до слез, то даст фору юмористам из КВН, где заседает в жюри.
Звуковой и оральный векторы тоже очень противоречивые: один стремится к тишине и уединению, другой — к разговорам на публику. Бывает, что человек с таким сочетанием сам себя «глушит», неадекватно громко разговаривая, напевая — так он пытается защитить свой чуткий слух от внешних звуков. Если он профессионально занимается пением, то часто это опера, ну или матерный рэп — вот такой разброс. К мату у такого человека вообще неоднозначное отношение: сам по-оральному не гнушается вставить крепкое словцо, но чужой ругани по-звуковому не приемлет.
Обонятельный вектор сильно контрарен и звуковому, и зрительному. При этом оберегает себя от эмоциональных или психических расстройств: главное — сохранить себя, свою целостность.
В сочетании со зрительным вектором сильно подавляет чувственность, но при этом «прячется» за зрительным вектором, как за маской. Такие люди располагают других к себе, при этом чуя их насквозь. Это прирожденные шпионы. Вспомните советского разведчика Рудольфа Абеля. А еще люди с таким сочетанием могут стать гениальными парфюмерами, ведь обонятельный вектор наиболее чувствителен к бессознательным запахам — феромонам, а зрительный — к сознательно определяемым ароматам.
Некоторые особенности при смешении нескольких векторов
Есть некоторые принципы влияния отдельных векторов на общую картину. Звуковой привносит глубину, духовный поиск, философский ход мыслей. Зрительный — эмоциональность и нацеленность на общество. Кожный — изменчивость, умение подстраиваться под обстановку. Например, в сочетании с безудержным уретральным вектором кожный позволяет «притормаживать» на крутых поворотах. А артисты с сочетанием уретрального вектора и кожно-зрительной связки всегда особенно выделяются на фоне остальных (Гурченко, Безруков, Плисецкая, Анджелина Джоли, Сара Бернар).
Анальный вектор несколько утяжеляет, смещает в сторону земных желаний, дает некую ощутимую опору. Обонятельный «гасит» всякие свойства, способные стать опасными для самого человека, будь то зрительная жертвенность, звуковой поиск смысла жизни или уретральная необузданность.
Уретральный и звуковой векторы вообще не смешиваются: происходит переключение фаз. Человек то проявляет себя по уретральному типу (дерзкий, безудержный, неограниченный, иногда дебошир и гуляка), то полностью погружается в звуковые состояния и становится способным рождать чистые звуковые идеи, уникальное творчество. Примеры таких людей — гениальные поэты (Пушкин, Есенин, Маяковский), гениальные композиторы и музыканты (Моцарт, Высоцкий, Цой), легендарные исторические личности, пророки (Христос, Ленин, Распутин).
Основной принцип сочетания векторов
Главное, что нужно понимать: нет плохих и хороших векторов или их сочетаний.
Если человек достаточно развит и реализован, он может эффективно адаптировать любое количество векторов, комплементарных и контрарных. Переключение между ними происходит своевременно. Их проявления не противоречат друг другу и не причиняют неудобства. Ему легче взаимодействовать с внешним миром при самых разнообразных условиях. У такого человека больше желаний, больше возможностей, больше потенциал, а значит, и больше получаемое от жизни и достижения целей удовольствие.
Но может быть и иная ситуация. Например, человек не может добиваться желаемого, то есть реализовать свои врожденные свойства в социуме. Или он находится в длительном состоянии сверхстресса. Тогда чем больше векторов в человеке сочетается и чем более они контрарны, тем больше может быть проблем и нестыковок. Человека кидает из стороны в сторону. Его желания и способности то и дело противоречат друг другу. Иногда возникает ощущение, что он сам не знает, чего хочет. Ему очень сложно добиться успеха.
Поэтому, чтобы не «штормило», нужно понимать свои свойства и истинные (не навязанные извне) желания — чтобы знать, где и как реализовать свои таланты максимально. Психика человека, который счастлив, увлечен любимым делом, находится в сбалансированном состоянии. А также необходимо повышать стрессоустойчивость. Понимать причинно-следственные связи всего происходящего, иметь ясное представление о других людях — значит убрать неизвестность как стрессовый фактор.
---
Восемь векторов могут встречаться в сотнях разнообразных сочетаний. Что-то мы замечаем в себе, а большую часть возможно наблюдать только в окружающих, если знать, как смотреть, на что обращать внимание. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» как раз и позволяет видеть все многообразие человеческой психики, любые ее проявления. В процессе такого наблюдения вы сами, люди и события становятся понятны — все то, что раньше казалось непостижимым.
Катя, какое удовольствие читать такую статью, где сложный вопрос второго уровня тренинга Юрия Бурлана про смешение векторов освещается так качественно - чётко, логично, вразумительно. Давно задумано собрать из лекций ЮБ такой концентрированный обзор - и вот он сам пришёл в руки. Очень признательна за эту работу. Просто испытала чувство гордости, что в нашем отделе работает ТАКОЙ автор!