Кибуцы - репетиция общества будущего?
Многие задаются вопрос: а что нас ждет в завтрашнем дне? Если некуда больше стремиться, стоит ли продолжать эту жизнь? Наступит ли тот пресловутый конец света, о котором мы так часто слышим сегодня? Может быть, человечество сгинет, как множество древних цивилизаций на очередном витке самоуничтожения? А если выживет, то каким станет человек? Каким станет общество?...
Мы живем в переломный момент истории, когда кризис захлестывает буквально каждую сферу нашей жизни: экономическую, социальную, индивидуальную, психологическую. Это время, когда идеи кончились, а материальные потребности насытились до предела и больше не требуют вложения прежних сил и способностей. Все есть, но разочарование от жизни растет.
В этой ситуации многие задаются вопросом: а что нас ждет в завтрашнем дне? Если некуда больше стремиться, стоит ли продолжать эту жизнь? Наступит ли тот пресловутый конец света, о котором мы так часто слышим сегодня? Может быть, человечество сгинет, как множество древних цивилизаций на очередном витке самоуничтожения? А если выживет, то каким станет человек? Каким станет общество?
В этом смысле интересную пищу для размышления предоставляет нам социальный эксперимент, который вот уже больше века проводится в Израиле. Это опыт создания сельскохозяйственных коммун, или кибуцев. А поможет нам увидеть все его плюсы, минусы и перспективы Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Немного истории
Слово «кибуц» происходит от слова «квуца», что означает «группа». И это не случайно, потому что главное в кибуце – это идея объединения людей. Как не случайно и то, что среди организаторов первых кибуцев большинство были выходцами из России – страны с уретрально-мышечным коллективистским менталитетом, как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это были люди, ведомые мечтой о свободе и справедливости. Справедливости, понимаемой именно так, как понимает ее носитель уретрального менталитета, настроенный на отдачу людям и взращенный на приоритете общественного над личным – не лично для себя, а для всех.
Приехав в 1904-1914 годах на земли Израиля, тогда еще не сформировавшегося окончательно как государство, молодые идеалисты задумали построить здесь еврейское общество без религии, без эксплуатации, которое бы способствовало созданию новой личности. Конечно же, эта идея была близка к марксистской коммунистической идее, которая чуть позже стала основой создания Советского государства. С другой стороны, она была продиктована вполне прагматичными целями: было понятно, что в тех сложных исторических условиях, при которых возникли кибуцы, выжить можно было бы только сообща, только объединившись.
Первое коллективное сельскохозяйственное поселение Дгания возникло в 1909 году, а к концу Первой Мировой войны их было уже восемь, в каждом из них насчитывалось 250-300 человек. И это несмотря на то, что условия были практически невыносимые. Под кибуцы выделялись бросовые, безнадежные с точки зрения ведения сельского хозяйства земли. Люди болели, недоедали. Не было одежды, а дома строились из глины без всяких удобств. Постоянно возникала угроза со стороны враждебно настроенных соседей-арабов. Однако идея победила все. Сплоченность, вера в высшие идеалы сделали людей непобедимыми в своем стремлении к лучшему будущему.
Кто знает, выжило ли бы государство Израиль, если бы не было кибуцев? Свободный и независимый дух основателей поселений перешел в наследство многим их потомкам, которые впоследствии стали выдающимися деятелями Израиля, заложившими основу его бурного развития и процветания. Сейчас в Израиле насчитывается более 200 общин, что показывает жизнеспособность этой социальной идеи.
Основные принципы кибуца
Основной принцип социализма гласит: «От каждого по способностям – каждому по труду». Основной принцип коммунизма: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Первые кибуцы следовали этому принципу, потому что сознательность его членов была высока, личные потребности низведены до минимума, а скромность и смирение возводились в ранг добродетелей. Люди еще горели идеей, которая, согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, делает материальные потребности тела менее значимыми в жизни человека, а будущее приоритетным над настоящим.
Основные идеи, положенные в основу создания кибуцев, были описаны еще в 20-х годах в «Законе квуцы» первого поселения Дгании. Многие из них действуют и по сей день. Каждый член кибуца должен был трудиться. И если в СССР существовал железный закон «Кто не работает, тот не ест», то в кибуцах это выражалось так: «Кто не работает, того мы не любим».
То есть проявлялось в общественном порицании, в провоцировании ощущения социального стыда, которое является очень тяжелым состоянием, особенно в обществе, пронизанном такими прочными общественными связями, как в кибуце, где каждый так сильно зависит от другого.
Самое удивительное, что осознание таких последствий невыполнения правил кибуца очень часто удерживает его членов от асоциальных поступков, ведь им по-настоящему есть что терять – чувство защищенности и безопасности, которое дает «большой брат» - община. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, насколько важно для комфортного психологического состояния каждого человека ощущение социальной защищенности. И кибуцы это ярко демонстрируют.
Принципы коллективного труда и коллективного самоуправления, коммунистической жизни на равных условиях, равенства прав в управлении и в хозяйстве нашли выражение в удивительном образе жизни кибуца. Будь ты директор завода, мойщик посуды или врач, работающий вне коммуны, ты отдаешь свою зарплату в общую казну, откуда ее распределяют на всех поровну. Деньги внутри кибуца не используются. Но если у тебя случаются непредвиденно большие расходы, связанные, например, с лечением, то община оплатит их в любом размере. Ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым, взаимоподдержка – также отличительные черты этого общежития. Многие люди со стороны стремятся жить в кибуце из-за этой его особой атмосферы, но индивидуалисты здесь не приживаются.
Воспитание и образование детей – еще одна общественная задача. В первых кибуцах дети даже не жили с родителями, только проводили с ними вечера. Теперь ребенка отдают в ясли с 3-х месяцев, а затем в школах различных уровней из них готовят будущих членов общества. Здесь все равны, но каждый – индивидуальность, которую стараются уважать и развивать. Молодой человек сам делает выбор своей будущей профессии, и ему оплачивается обучение в любом учебном заведении. А затем он может принять решение: оставаться ли ему в общине или уйти жить за ее пределы. Но чаще они возвращаются, потому что с детства приучаются смотреть на мир не своими глазами, а глазами общества.
Общие бесплатные транспорт, столовые, прачечные, поликлиники, полное содержание пенсионеров и больных людей – это ли не идеал общества будущего, к которому мы все стремимся?
В чем секрет процветания кибуцев?
Но кибуцы сегодня – это не только рай для каждого живущего в нем. Это еще и центры высоко технологичных сельскохозяйственного и промышленного производств. Например, в кибуце Изреэль придумали робота для очистки бассейнов, а затем появилась компания «Майтроникс», которая выпускает его для всего мира. Именно в кибуцах была разработана и опробована технология капельного орошения, благодаря которой процветает в наши дни сельское хозяйство Израиля.
Всего 2 % населения кибуцев производят до 40 % сельскохозяйственных продуктов страны. При этом все они экологически чистые, потому что в стране законом и религией запрещено производство генномодифицированной продукции. На мировой арене кибуцы становятся все более уважаемыми экономическими партнерами.
Получается, что экономическая модель, которая применяется в кибуцах, не менее, а возможно, даже более эффективна, чем предлагаемая западными экономистами. Последние утверждали, что экономическая эффективность возможна лишь при существовании конкуренции и экономического неравенства. Так пытается развиваться общество потребления в современной, как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, кожной фазе развития человечества, когда конкуренция за материальный успех становится основной движущей силой развития бизнеса. Об эффективности такого пути можно судить по всеобщему экономическому кризису, охватившему мир.
Кибуцы же отказываются от личного вознаграждения своих членов за результат труда и дополнительных материальных стимулов. Их высокие результаты основываются на высоких нравственных и идеологических мотивах, согласно которым человек добровольно ограничивает себя в удовлетворении индивидуальных потребностей в пользу общего социального благополучия.
Так будем строить кибуцы?
Конечно, не всё в общинном образе жизни так гладко. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек живет по принципу наслаждения. Он – существо получающее по своей природе, от рождения эгоист. Изменить человеческую природу невозможно. Так стоит ли пытаться? Возможно, достигнуть такой высокой степени сознательности и ответственности за ближних могут лишь единицы? Да и те уже меняют свои приоритеты в угоду современным тенденциям. Во многих кибуцах уже пришлось перейти от утопии полного и всеобщего равенства и аскетизма к современным экономическим принципам.
Если раньше наемный труд в общинах был запрещен, то теперь он используется все чаще. Многие говорят о том, что кибуцы превращаются в рантье, живущих на дивиденды от эксплуатации разработанной земли, используя наемный труд в сельском хозяйстве и производстве, открывая туристические объекты и торговые центры на своей территории.
70 % кибуцев отказались от коммунистического распределения ценностей, и размер зарплат начинает все больше зависеть от вложенного труда. В 2007 году была приватизирована общественная собственность первого кибуца Дгания. Наряду с общественной собственностью в кибуцах все чаще встречаются и личные хозяйства. Многим пришлось отказаться от бесплатных общих столовых, этого символа объединения. Теперь часть семей питаются дома.
Не удалось осуществить и идею первых строителей кибуцев об объединении всех общин в «сеть коммун». Легко объединяться внутри небольшого коллектива в 100-200 человек, где сильны эмоциональные, семейные и бытовые связи. А вот почувствовать свою причастность к большой группе, почувствовать себя космополитом намного сложнее. Как оказалось невозможным в свое время распространить «пожар» Великой Октябрьской революции на весь мир.
Почему не все получилось?
Так что же, строить кибуцы бесперспективно? И это просто очередная неудавшаяся попытка переделать человеческую природу? Не все так однозначно. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает нам увидеть, что многие принципы построения кибуцев вполне соответствуют реальности будущего. Откуда это известно? Из логики развития человечества, которое, как говорит системно-векторная психология, на своем пути проходит через четыре фазы: мышечную, анальную, кожную и уретральную.
После Второй Мировой войны мир вступил в кожную фазу развития с ее потребительскими приоритетами и ростом индивидуализма. В настоящее время мы переживаем все ее перипетии, преодоление которых нам дается очень тяжело, так как кожные ценности контрарны нашему обществу с уретрально-мышечным менталитетом. Казалось бы, мы никогда не были так далеки, как сейчас, от идеалов строителей коммунизма в СССР и кибуцев. Может быть, поэтому ростки нового мышления загнили на корню? Может быть, человечество деградирует? Нет, просто это была проба пера. И СССР, и кибуцы были преждевременны для распространения их по всему миру. Но нужно же на чем-то учиться, пробовать человечеству.
Вторая причина неудавшихся попыток – неверный путь реализации идеи. Идеалы коммунизма хоть и комплементарны уретрально-мышечному российскому менталитету, но чтобы они прижились на века, а не на 70 лет, необходимы не директивы и репрессии, а глубокое осознание своих психических свойств. Человек должен иметь достаточно веское внутреннее основание, чтобы захотеть глубоко изменить себя. Так же и идея кибуцев без такого осознания уперлась в итоге в эгоистическое самоощущение человека, создав рай для избранных. Только осознание, что такое человек, куда он идет, каково его будущее и кто способен его туда привести, сможет сделать реальностью мечту первопроходцев.
Мир будущего
Впереди, совсем скоро, нас ждет уретральная фаза развития, которая должна вобрать в себя все ценности уретральной меры. Каким оно будет общество будущего? Итак, принципы общества будущего с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана:
-
приоритет общего над личным, полная отдача на благо ближнего. В обществе будут существовать взаимное поручительство, ответственность друг за друга, когда интересы ближнего на первом месте, а индивидуальные интересы не являются приоритетом;
-
отсутствие законов и денег. Отдача не нуждается ни в каких ограничениях, в том числе, в ограничении законом. Потому что каждый человек будет ощущать другого, как самого себя, и он не сможет никому причинить вреда. Нравственность (внутренние духовные ограничения), социальный стыд станут теми законами, которые будут регулировать отношения между людьми;
-
все дети – наши. В этом обществе не будет разделения на своих и чужих детей. Забота обо всех детях общества, как о его будущем, станет приоритетной задачей для каждого человека;
-
каждый сможет реализовать свои индивидуальные способности на благо общества, тем самым способствуя коллективному выживанию, а для собственного выживания будет иметь все необходимое. Наконец-то в полной мере осуществится принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Как же близко кибуцы подошли к реализации принципов уретрального общества будущего, не правда ли? Но дальнейший шаг – единое человечество – возможен лишь через всеобщую психологическую грамотность. Ведь ощущать другого человека как самого себя, а его желания - как свои собственные, можно только если хорошо знать психическую природу.
Хотите узнать больше? На лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вас ждут удивительные открытия о человеческом общежитии, о ходе и логике развития человеческой истории. Чтобы попасть на бесплатный онлайн-тренинг, регистрируйтесь: https://www.yburlan.ru/training