Лидия Русланова. Душа русской песни Часть 1. От Саратова до Берлина
Жизненный путь Лидии Руслановой, от бедной деревенской девочки до признанной «царицы» народной песни, отмечен и неувядающей славой, и тяжелыми испытаниями. «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана проливает свет на жизнь великой русской певицы и помогает раскрыть секрет ее популярности и несгибаемой силы духа.
Вся жизнь моя связана с песней.
Сколько помню себя, всегда возле меня — песня.
Яркая, роскошная русская красавица — такой запомнили современники Лидию Русланову — знаменитую исполнительницу народных песен. Всенародная любимица со светлой, задорной улыбкой и неповторимым голосом, полным силы и душевной теплоты, она собирала полные залы по всей стране, поднимала боевой дух солдат во время войны и каждую песню превращала в музыкальный спектакль.
Любимую песню советских воинов — «Валенки» — Лидия Русланова исполнила 2 мая 1945 года у стен рейхстага в Берлине. Солдаты, победившие фашизм, с искренней любовью аплодировали той, которая в трудные военные годы поддерживала их силы и веру в Победу. Простые солдаты встречали певицу криками «ура», ведь в этот памятный день ее песни означали, что великая кровавая война закончилась.
Жизненный путь Лидии Руслановой, от бедной деревенской девочки до признанной «царицы» народной песни, отмечен и неувядающей славой, и тяжелыми испытаниями. «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана проливает свет на жизнь великой русской певицы и помогает раскрыть секрет ее популярности и несгибаемой силы духа.
Девушка с ангельским голосом
Лидия Русланова с детства была окружена песнями. Веселые и радостные, жалостливые и слезливые — малышка заслушивалась ими и как могла подпевала. Она родилась в бедной семье, и на ее долю пришлись тяжелые испытания — голод, нищета и смерть близких. Отца забрали на войну, а мать тяжело заболела от непосильной работы.
Маленькая девочка пыталась облегчить ее страдания, очень беспокоилась и переживала за нее. Ухаживая за самым близким человеком, малышка пела все песни, какие помнила, чтобы развеселить маму. Обладая зрительным вектором, девочка с ранних лет проявляла сильные чувства — сострадание, сопереживание и любовь.
После смерти матери шестилетняя Лида осталась сиротой, и ей пришлось петь за подаяние. Ее песни звучали так красиво и жалостливо, что на нее обратили внимание и взяли в приют, где был церковный хор. Со всего города люди съезжались в храм послушать, как поет маленькая певица. Волшебный, чарующий голос девочки завораживал, и прихожане замирали, когда в храме раздавалось необычайно сильное и ангельски чистое пение.
Лидия очень хотела стать певицей, но началась Первая мировая война, и девушка отправилась на фронт. Способность зрительного вектора к эмпатии, любви и настоящему сопереживанию людям не позволила ей остаться в стороне. Бесстрашная, способная к состраданию и жалости кожно-зрительная Лидия пошла работать в санитарном эшелоне. Днем она перевязывала солдат, ухаживала за ранеными, а по вечерам пела им песни. Ее приглашали в другие госпитали, потом в военные части, и скоро она уже собирала целые залы. Юная певица демонстрировала блестящие вокальные данные. Огромный звуковой диапазон, от низкого грудного контральто до высокого и чарующего меццо-сопрано, давал ей возможность выучиться и стать оперной певицей.
Но академическая карьера не привлекала Лидию Русланову. Отучившись два года в Саратовской консерватории, она навсегда выбрала для себя жанр народной песни, которую беззаветно любила и которой была предана всей душой. Лидия давно поняла, что ее сила в раздолье и непосредственности русской песни, в ее широте и мощи, в единстве с родной землей, на которой родилась эта песня. Певица дала новую жизнь многим забытым и почти утерянным народным композициям, сделала их популярными и любимыми в народе.
Обладая звуковым вектором, Лидия Русланова имела абсолютный слух и потрясающую музыкальную память. Огромное количество совершенно разных по звучанию песен, которые знала певица, поражало знатоков русского фольклора. Ей было совершенно неважно, откуда появилась эта песня — с севера или юга, из Сибири или казачьих степей.
Оральный вектор подарил певице способность к идеальному подражанию наречиям и интонациям российской глубинки. В своем исполнении Русланова настолько точно передавала малейшие нюансы разговорной речи любой местности и настолько ярко показывала красоту звучания русской песни, что зрители часто принимали ее за уроженку того или иного уголка страны.
Русланова была потрясающе «легка на подъем». Она несколько раз объездила всю страну еще в 30-е годы, выступала и на гигантских стройках молодой советской республики, и в колхозах, и в крупных концертных залах. Обладая кожным вектором, певица была всегда очень активна, деятельна, она не могла усидеть на одном месте, легко переносила любые гастроли. Ее энергия и быстрота, с которой она перемещалась по российским городам, давала возможность жителям любого уголка страны вживую увидеть и услышать любимую певицу. Никто из артистов той эпохи не работал так много. Ее голос был настолько сильным и выносливым, что за один день певица могла дать три-четыре концерта.
Дороги войны. С песней до Берлина
Лидия Русланова быстро стала профессиональной певицей. Сказать, что она была популярна, — это не сказать ничего. Редкой красоты голос и яркий артистический талант сделали ее всенародно почитаемой и любимой. Из каждого радиоприемника раздавались ее песни, а гастрольные поездки по стране всегда проходили при полном аншлаге. Ее слушали все, но особенно трепетную любовь певица завоевала у военных. Концерты в воинских гарнизонах принесли Руслановой еще большую известность.
Она пела не щадя себя, взволнованно и заразительно, щедро даря людям ощущение праздника и теплоты, чувство поддержки и веру в победу на войне. Энергичная, подвижная и неутомимая — кожно-зрительно-звуковая Лидия Русланова своим творчеством выражала уретральную силу духа русского народа. В ней воплощалась та самая непознаваемая и «загадочная русская душа», непонятная и притягательная, широкая и бесстрашная. Та самая русская душа, которая давала мощь и непобедимую силу советским солдатам, защищавшим родную землю, готовность без раздумий отдать все, даже саму жизнь, за свой народ. Эта же сила помогла и Руслановой вынести огромные нагрузки гастрольной жизни, тяготы Второй мировой войны и совершить свой гражданский подвиг. Любимица солдат часто была на передовой, постоянно давала концерты в действующих войсках, поднимая боевой дух солдат.
Военное время стало вершиной творческого и человеческого подвига Руслановой. Сначала Финская, а затем Великая Отечественная война показали ее бойцовский характер. В Заполярье в тридцатиградусные морозы она пела для бойцов. Всегда веселая, задорная и несгибаемая, певица добиралась до места то на дрезине, то на самолете, а бывало и на лыжах. Горстями глотала стрептоцид от простуды и пела. Она могла дать сто концертов за двадцать дней, ни разу не отменив выступления!
На фотографиях и кинохронике военного времени мы видим веселую и невероятно чувственную женщину в ярком народном костюме. Концерты шли прямо на передовой, а сценой служили кузов грузовика, крыльцо избы или просто зеленая поляна.
Певица, обладающая оральным вектором, создавала потрясающее чувство единомыслия и вдохновения в душах бойцов, защищающих свою родину. Она пела им о смысле их жизни — о родном доме и любимых, о России и ее просторах, о доме, — обо всем, что они защищали, не жалея своей жизни. И восхищенные солдаты видели в ней — кто родную мать, кто жену, а кто-то любимую девушку, по которым они так соскучились.
Голос Руслановой, такой сильный, шел из самой глубины ее сердца. Она была настолько своя, родная и близкая, что олицетворяла для них саму русскую душу — вольную, широкую и непобедимую. Уретральное бесстрашие и сила духа сочетались в ней с любовью и состраданием кожно-зрительной женщины. И это сочетание было настолько сильным, что зажигало в солдатах несокрушимую веру в победу. Часто сразу после концерта они шли в атаку, воодушевленные сердечной добротой и неповторимым голосом обожаемой певицы.
Это вдохновение было обоюдным. Понимая, какой героизм проявляют солдаты, она и сама была покорена их подвигами. Лидия Русланова старалась помочь фронту всеми доступными ей способами. На деньги, заработанные еще до войны, она купила две батареи минометной техники и передала их в полк. Ее «Катюши» громили фашистов на передовой, а певица воевала по-своему — своим волшебным голосом врачевала души солдат. Несмотря на жесточайшие условия, крепкие морозы и бомбежки, она ни разу не пропустила концерт, не отказалась ни от одной поездки на передовую.
Уже только то, что на передний край, в самую гущу сражений приезжала эта бесстрашная женщина, которая не моргнув глазом пела во время бомбежек и взрывов, вселяло в солдат восторг и мужество. Своими песнями Русланова веселила их, заряжала энергией и задором, а затем успокаивала и напоминала о доме. Воодушевленные и как будто заново рожденные солдаты шли в бой с ее песнями и побеждали!
«Гвардии певица» была награждена орденом Красной Звезды. На одном из концертов на передовой командование попросило ее петь как можно дольше и без перерыва. Звук усилили с помощью радиостанции и направили в сторону расположения фашистов. Голос Лидии Руслановой настолько увлек врагов, что они перестали обстреливать позиции нашей армии. Концерт длился три часа, и за это время наши успели передислоцировать войска для следующего наступления.
Концерт в Берлине
Слава русской певицы облетела все фронты, везде ее ждали и встречали неумолкаемыми аплодисментами. Ее песни лились с пластинок, солдаты напевали их на отдыхе, и казалось, что Русланова находится одновременно на всех позициях переднего края вместе с солдатами. За время войны она дала больше 1100 концертов. И последний военный концерт, самый знаменитый, — на ступенях рейхстага. В Берлине.
Этот момент навсегда запечатлела фотокамера. Снимок, на котором Лидия Русланова в ярком русском наряде в окружении солдат-победителей поет у стен рейхстага, хранился у нее всю жизнь. Потрясающий по смыслу и силе воздействия концерт, состоявшийся 2 мая 1945 года, запомнился певице как один из самых счастливых и значимых моментов ее жизни.
Первое выступление в побежденном Берлине продолжалось до глубокой ночи. Молва разнесла весть о концерте Руслановой. На протяжении нескольких часов все новые и новые сотни солдат и командиров прибывали на площадь, чтобы услышать ту, которая была с ними и во всех тяготах войны.
Чувства солдат, которые видели свою любимицу — настоящую русскую женщину, актрису потрясающей красоты, олицетворявшую для них Россию, невозможно передать. Ее появление и концерт на ступенях рейхстага произвели сильнейшее впечатление на советских воинов. Солдаты дали ей кусок угля, и Лидия Русланова написала на колонне свое имя — имя первой русской певицы, которая воспела великую Победу в разгромленной вражеской столице.
Потрясающая статья. Спасибо автору.
Позволю себе немного дополнить.
Несправедливо, что потом такую легендарную певицу отправили в лагерь..
Моя бабушка -Тося - рассказывала мне в детстве о своем коротком знакомстве с Лидией Руслановой.(точные даты и название мест я выяснила позже - в интернете, в детстве не обращала на них внимания) Она отбывала срок в женской трудовой колонии возле села Изыкан, на берегу реки Чуна. Туда же перевели арестованную в 1949 году Лидию Русланову.
Бабушка рассказывала, что её часто отпускали за пределы лагеря (за хорошее поведение)- в село. Бежать всё равно было бесполезно-кругом тайга, а так, прогулка до села, хоть и небольшая, но свобода. С ней вместе ходила Лидия Русланова, с которой они жили в одном бараке. ("Русланова часто появлялась в Изыкане-приходила на пекарню за хлебом.",-пишет "СМ Номер Один" (кто не верит, подтверждение моим словам тут))
Бабушка Тося рассказывалала:"Идём с Лидой по тайге. Тишинааа вокруг... И вдруг она каааак запоёт! А голосище-то у неё ого-го!... Далеко по тайге слышится! Я ей:" Ты что?! Сейчас в лагере услышат...Накажут ещё!.. Не выпустят больше..." А она только вздохнула и говорит:" Ой, Тося! Петь-то как хочется!"...
"Люди, работавшие вдоль берегов, слушали, как по воде расстилается сильный женский голос, поющий русские народные песни. "Русланова поет, Русланову опять переводят", — тихо говорили люди дома."-, говориться в "СМ Номер Один".
Вскоре Лидию Русланову преселили. Бабушка Тося больше никогда её не видела, но вспоминала о встрече с ней всю оставшуюся жизнь...
Этот короткий эпизод, услышанный в детстве, врезался в мою память навсегда.
Восхищаюсь силой духа этой русской женщины (да и вообще всех женщин России): не смотря на войну, тяжёлые послевоенные годы и ссылку в Сибирь...ПЕТЬ ВСЁ РАВНО ХОТЕЛОСЬ!
Для справки:
Бабушку Тосю осудили по анонимке: кому-то показалось подозрительным, что её,-как коммунистку и председателя колхоза -,не расстреляли(!) немцы во время войны: посчитали, если осталась жива, значит сотрудничала с немцами. В один миг она превратилась в "предателя Родины", за что отбыла срок в Сибири - 7 лет. Освободилась в 1952 году. Вернулась домой в родную станицу Галюгаевскую (Ставропольский край). Умерла 1988 году.
Лидия Русланова попала в лагерь за "аннтисоветскую пропаганду" (после того, как арестовали её мужа, генерала Крюкова). В 1950 году была переведена во Владимирскую тюрьму (знаменитый "Владимирский Централ"). После смерти Сталина в 1953 году, получила амнистию. Умерла в 1973 году.