Дженис Джоплин — девочка-ракета
Дженис Джоплин — величайшая «белая» исполнительница блюза и рок-дива поколения хиппи, «Жемчужина», как называли ее друзья и коллеги, — ушла в 27 лет, скончавшись от передозировки наркотиков. Парадоксально — за всю карьеру у нее вышел лишь один коммерчески успешный хит — «Me and Bobby McGee», записанный за несколько дней до смерти. Почему до сих пор личность Дженис Джоплин вызывает больше интереса, чем ранг ее песен чарта Billboard?
«Я не был знаком с ней, но я знаю ее. Потому что, когда слушаешь ее, ты словно бы покидаешь свое тело и отдаешься движению. Она — чистая энергия»
Где рождается музыка? В глубине городских окраин, богом забытых мест? В родительском гараже после уроков или строгих стенах музыкальных школ? В водовороте людских драм, шума сточных вод и дыма сигарет… Словами, мыслями, звуками, ритмами, душевными ранами… Как озарение на клочке бумаги или на рассвете в студии.
Музыка рождается в человеке как ощущение, желание выразить его в звуке. Когда этому желанию слишком тесно, мир получает своего композитора, гитариста или целую музыкальную группу.
В истории музыки немало великих исполнителей, но иногда кажется, что сам Бог наделяет одного из всех даром оставлять негасимый отпечаток в миллионах душ. Обладая необъяснимым притяжением, они выделяются даже в своей среде, накрывают как лавиной и горят не только в творчестве, но и жизни. Часто уходят рано, оставляя больше вопросов, чем ответов.
Дженис Джоплин — величайшая «белая» исполнительница блюза и рок-дива поколения хиппи, «Жемчужина», как называли ее друзья и коллеги, — ушла в 27 лет, скончавшись от передозировки наркотиков. Парадоксально — за всю карьеру у нее вышел лишь один коммерчески успешный хит — «Me and Bobby McGee», записанный за несколько дней до смерти. Почему до сих пор личность Дженис Джоплин вызывает больше интереса, чем ранг ее песен чарта Billboard?
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть такое понятие, как уретрально-звуковая связка. Являясь особенностью человеческой психики — это редкое сочетание векторов. Синтез этих двух сил рождает не просто талантливых людей, а ментальных гигантов по силе своего воздействия на других.
Дикий ребенок
Люди могут управлять телом, голосом, технологиями и даже биржевыми акциями, но они не могут управлять человеком с уретральным вектором. Управлять Дженис Лин Джоплин не могли ни родители, ни школа, ни все консервативное общество нефтяного городка Порт-Артур, где она родилась 19 января 1943 года.
В школе ее не любили. Одевалась как хотела, не подчинялась, водилась исключительно с парнями и выделялась опасной по тем временам способностью — говорить то, что думаешь.
В начале 60-х в Америке происходили важные социальные изменения. В центре внимания были вопросы сегрегации и расизма, а фоном — движение хиппи с призывами «Make love, not war!». Борьба за гражданские права темнокожего населения набирала обороты, но так было не везде. На юге, откуда была родом будущая легенда, нетерпимость и расовая дискриминация считалась нормой.
Однажды высказав: «Я не ненавижу нигеров», Дженис стала объектом ненависти и травли, получив прозвище «свинья». Со всем уретральным бесстрашием она не оставалась в долгу, но чувствовала, что ей не место в этом обществе. Позже она грустно иронизировала, вспоминая жизнь в Порт-Артуре, называя себя «чужой среди тупых».
Для окружающих человек с уретральным вектором кажется ракетой без пульта управления. Врожденная ответственность вожака ставит его во главе ментальной иерархии. Он существует для других, а не для себя, а значит, не ограничен культурными и внутренними рамками. Бунтарский дух, справедливость и кураж в каждом моменте жизни — главные особенности его натуры.
Умная не по годам, зрелая не по форме
С сестрой и братом Дженис росла в интеллектуальной и дружной атмосфере. В какой-то мере родители тоже не соответствовали классическому образцу жителя Порт-Артура, «ненавидящего нигеров». Вместо любви к кантри и родео отец в тайне увлекался философией, любил классическую музыку и прививал детям идеи саморазвития. Мать обожала бродвейские мюзиклы и часто за уборкой распевала их с дочерями.
Маленькую и улыбчивую во весь рот Дженис тянуло к вопросам познания и религии. Она хорошо училась, сама ходила в церковь, рисовала, читала и поначалу не вызывала никаких беспокойств у окружающих. Проблемы начались позже.
Уретральные женщины имеют иную задачу, в отличие от уретральных мужчин. Они не вожаки, но в сложных условиях, обладая такими же свойствами, проявляют себя в мужской роли. Испытывая унижение, они компенсируют нехватку, имитируя мальчика или, другими словами, вождя со стаей. Первой «стаей» Дженис стали местные ребята. С ними она ездила в Луизиану, пила, ввязывалась в драки и получала первый сексуальный опыт.
На проводе со Вселенной
В сочетании с уретральным звуковой вектор единственный, который не поддается влиянию своего «безбашенного соседа снизу». В человеке эти вектора, столь разные по своей природе, не смешиваются. Со стороны кажется, что его бросает в две крайние противоположности. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется фазами, где страсть и жизнелюбие уретрального вектора резко сменяется отрешенностью и уходом в звук.
Звуковой вектор задает направление внутреннего поиска — желание раскрыть первопричину всего сущего. Письменное, устное слово, абстрактные образы — источник смыслов для звуковика. С детства его тянет к познанию — от наблюдений за ночным небом до чтения философских трактатов. Усложняя реализацию, звуковик стремится найти смысл жизни, понять: для чего он пришел в этот мир?
Уретральный звуковик — как прямая связь с Вселенной — чистая энергия, чистый звук, преобразованный в идею или творчество. Особенность этой связки создает феномены в творчестве и рождает великих личностей.
Дженис не училась нотной грамоте, но воспринимала музыку уникально, ощущая незначительные нюансы в ритмической изменчивости блюза. Не заметить Джоплин было невозможно. Закончив школу и попав в университет, она сразу оказалась на обложке местной газеты под заголовком: «Она смеет быть непохожей!».
Бросив учебу, она собрала чемоданы и вместе с друзьями отправилась на попутной машине в Сан-Франциско. Это была ее не первая поездка. В то время город был эпицентром контркультуры хиппи. Сюда съезжалась вся «беспокойная» и молодая часть Америки. Кто хотел творить, музицировать, бороться за свободу, веселиться и быть частью прогрессивных идей — брал курс на этот город.
Друг и менеджер новой группы Big Brother & the Holding Company позвал Дженис петь. Это изменило ее направление. В городе группа быстро стала популярной, но за пределами о ней пока никто не знал. Приглашение выступить на фестивале в Монтерее стало переломным событием и первым выходом Дженис Джоплин на большую сцену.
Monterey Pop: рождение легенды
Что такое фестиваль Monterey Pop? Это культурный вираж 1967 года и точка отсчета в карьере многих музыкантов. Событие такого масштаба проходило впервые. Интерес к новой музыкальной формации собрал вперемешку продюсеров, хиппи и будущих звезд психоделического, фолк и блюз-рок направления. Фестиваль проходил почти консервативно. Цветы в волосах были, но пока той одной большой ЛСД-вечеринки не намечалось. Это будет позднее, на первом лете любви — известном Вудсток, а пока…
На второй день фестиваля Дженис Джоплин вышла на сцену и исполнила Ball and Chain — великую интерпретацию блюзовой песни Big Mama Thornton. Энергия, исходящая от певицы, шокировала в прямом смысле. Публика затаила дыхание. Казалось, она сжимает до предела каждую эмоцию. В ритме и вибрациях она извергала крики, заикалась и тонула в любовных переживаниях. «Сумасшедшая и искренняя» Джоплин не оставила ни единого камня. Это был триумф, превративший ее в суперзвезду.
Уретральник чувствует реализацию, когда к нему притягиваются люди. Консолидируя вокруг себя, он дает каждому ощущение защищенности как некое психическое равновесие. Непроизвольно нас тянет к такому человеку. Уретральная певица выхолащивает себя до отказа, до изнеможения, ощущая наполнение таким образом. Когда смотришь на Дженис, ты видишь поток энергии, вырывающийся наружу.
Секс, наркотики и одиночество
Тема одиночества в жизни Дженис Джоплин была замечена не только биографами. За резкой и грубой натурой скрывалась почти детская ранимость. Люди отмечали, что моментами певица выглядела напуганной и неуверенной. Спрашивала журналистов, хорошо ли она выступила, как будто пыталась убедить их и себя в гениальности своего голоса. Такое поведение обескураживало. Она нарушала «законы жанра», где принято скрывать настоящие эмоции и не задавать подобные вопросы.
Внутри своей стаи уретральный вектор не разделяет людей на своих и чужих ни по статусу, ни по цвету кожи. Она была простой, честной и открытой с любым. Одинаково общалась как с ведущим знаменитого шоу в прямом эфире, так и с полуспившимся бомжом на улице. Своя для всех и одинокая для себя.
Под влиянием звукового и зрительного вектора музыка была для нее творением чувств, где она ощущала связь с Богом. Любовь, секс и пение были единой частью ее выступлений. Публика купалась в зрительной любви и получала ее со всей уретральной страстью. Это была другая любовь — не мечтательная, воздушная, а бурлящая и сексуальная.
«Я люблю музыку, потому что она создана из чувств. Секс — ближайшее, что можно взять для сравнения, но это больше, чем секс. Я чувствую себя обдолбленной счастьем. Я хочу делать это снова и снова, до тех пор, пока счастье не иссякает» (Дженис Джоплин).
Неустанный рокерский кураж в промежутках между звуковыми фазами не позволял до конца раскрыть и реализовать весь объем зрительного вектора. На сцене она щедро делилась чувствами, наполнялась эмоциями и ощущала себя счастливой, а уходя, страдала от одиночества.
Дженис окружала себя кем и чем угодно, занималась сексом со всеми подряд, мужчинами и женщинами, литрами пила любимый Southern Comfort и тонула в героиновом дурмане. Уретральные люди не имеют запретов. Попадая в зависимость любого рода, они не могут остановиться. Нет тормозов. По этой причине часто рано уходят из жизни.
«Она обладала зверским аппетитом к жизни, удовольствиям — ко всему вообще. Если речь шла о еде, она хотела, чтобы все в комнате получили как можно больше всего самого лучшего. Если речь шла о веселье, она должна была повеселиться сполна. У нее был аппетит к наркотикам, а деньги и возможности позволяли ей иметь их в неограниченном количестве» (Сэм Эндрю, гитарист).
После первой взрослой поездки в Сан-Франциско она чуть не умерла от истощения и передозировки. Сестра рассказывала, что Дженис приехала отрешенной, бросила наркотики и пару лет вела сдержанный образ жизни, периодически выступая на сцене города Остин.
Take another little piece of my heart now, baby!
Когда она вернулась в Сан-Франциско второй раз, ее ждал успех и место в истории величайших исполнителей всех времен и народов. Время, отведенное для этой цели, она прожила на пике жизни и куража.
4 октября 1970 года в номере отеля «Лэндмарк Мотор» стояла тишина, на звонки никто не отвечал, на стуки в дверь не реагировал. Пол Ротшильд, знаменитый продюсер, работавший над новым альбомом Pearl, так и не смог доработать с ней вживую этот альбом. По одной из версий смерть наступила в результате передозировки героином, который она приобрела по нелепому стечению обстоятельств у незнакомого дилера.
Как это часто бывает, легенды рока уходят закономерно, но всегда внезапно. Людям это причиняет боль и создает множество догадок про теории заговора, самоубийства, несчастную любовь, или просто они отказываются верить в то, что их кумира больше нет.
Однажды в компании друзей под гул общего веселья и крепких напитков кто-то включит на всю громкость Piece of my heart, и вечер сразу «прибавит мощности». Или, сидя на подоконнике, одно разбитое сердце на мгновение склеится от пронзительных звуков Maybe. Музыка объединяет, музыка вдохновляет, музыка лечит и становится опорой в трудную минуту. Джоплин, Леннон, Моррисон, Хендрикс — знаковые фигуры своего поколения. Их музыка будет жить вечно.
Корректор: Наталья Коновалова
Совершенно гениальная статья, о совершенно гениальной Дженис. Браво, автор! Какое точное системное прочтение!! И прямо в нехватку! Благодарю!
«Я люблю музыку, потому что она создана из чувств..."- точно сказано. После этой фразы начинаешь буквально физически ощущать ее музыку
Спасибо за статью, удивительная девушка, так быстро ушла... Добавила себе в плейлист Piece of My Heart.
С большим удовольствием посмотрела фильм о ней. Уникальная энергетика) Покоряющая открытость. Каждая ее песня, как маленькая жизнь, она забирает тебя полностью, хоть и не слушаю именно такую музыку.