Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

12 июля День рождения народной артистки Валентины Толкуновой. Часть 1

Профессиональную карьеру певицы Валентина Толкунова начинала с джаза, работая в ансамбле ВИО-66 под руководством композитора Юрия Саульского. Глубина и исполнительская свобода джазовой музыки помогли раскрыться и окрепнуть мастерству певицы. А руководитель и дирижер ансамбля стал ее первой любовью...

Валентину, Валечку, Валюшу Толкунову всегда считали душой русской песни и хрустальным голосом советской эстрады. Валентина Васильевна была женщиной, которая любила музыку, жила ею, пела для всех и каждого, собирая аншлаги до самого последнего концерта в феврале 2010 года, когда за кулисами уже ждала бригада медиков, чтобы забрать певицу со сцены, на этот раз — навсегда.

Детство и юность

Валентина Васильевна Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире Краснодарского края. Но вскоре родители переехали в Москву, где певица прожила всю жизнь и всегда считала себя москвичкой.

В семье военного железнодорожника Василия Толкунова и его жены Евгении всегда слушали народные песни и пели романсы под гитару. Мать Вали, Евгения Николаевна, всегда безумно любила петь. Пением сопровождала любые свои занятия по хозяйству. На первые же появившиеся небольшие деньги купила проигрыватель и пластинки. В семье из игрушек был только один резиновый пупсик на двоих детей, зато постоянно звучали голоса Утесова, Шульженко и Бернеса.

Валина мама, в силу сложившихся обстоятельств, не смогла сама заниматься музыкой, но всю жизнь посвятила тому, чтобы эту мечту смогла осуществить ее дочь. Она и не подозревала, наверное, что об этом позаботилась сама природа. Задача же мамы была — любить свою девочку и правильно развивать ее врожденные таланты.

И Валюша развивалась в любви и внимании. Даже то, что казалось родителям странным, воспринималось с теплой улыбкой. С десяти лет Валя любила надевать длинную бабушкину юбку и привязывать к тогда еще не очень длинным волосам какие-нибудь красивые ленточки, чтобы спускались по плечам. И обязательно — мамины туфли, хоть они и сваливались с ее ноги, но Валя утверждала, что женские туфли должны быть непременно на каблуках.

Тогда же, в десять лет, Валю пригласили в хор Центрального Дома Железнодорожников, в котором она с упоением пела до окончания школы. Став взрослее, Валентина много училась, продолжая совершенствовать свои вокальные данные под руководством опытных педагогов. Она окончила Московский государственный институт культуры и музыкальное училище имени Гнесиных.

Свой путь на сцене Валентина Толкунова начинала с джаза. Она написала музыку к нескольким песням, в ее репертуаре есть романсы, шуточные песни, стихи. Народная артистка Толкунова всегда участвовала в работе благотворительных фондов, давала бесплатные концерты, а ее размышления о жизни и творчестве составили довольно объемную книгу.

Валентина Толкунова руководила коллективом Московского Театра Музыкальной Драмы и Песни, идея создания которого принадлежала ей, пробовала себя в драматических образах музыкальных опер, пела в разных жанрах и подбирала репертуар, который помогал ей раскрыться, в первую очередь, как артистке.

Понимая, чувствуя, что необходимо ее зрителю, Валентина Толкунова, как и положено развитой кожно-зрительной музе, привносила высокую культуру в народные массы. Ее постановки были очень популярны и известны.

Муза

И все же, широко укоренившийся образ певицы не дает полного представления о ней. Чтобы до конца понять такое явление, как поющая Валентина Толкунова, нужно понимать силы, которые ею двигали, врожденные качества ее психики, ее природные желания.

Испокон веков и во все времена в человеческом обществе существуют особенные люди — те, кто своим пением объединяет людские души в одно целое и устремляет в едином направлении. Народные певуньи — женщины, которым от Бога дана способность своим голосом воздействовать на человеческую психику. Для чего? Для сохранения вида человеческого.

Человеческое сознание разрозненно, существует в отдельных головах миллионов людей, и каждый думает о своем. Но в жизни народов наступают времена, когда люди должны объединяться для выживания: стихийные бедствия, вражеские нашествия, глобальные катастрофы, после которых нужно налаживать нормальную жизнь. И во всех этих случаях человеку помогает, как это ни удивительно, песня, слова и мотив которой воспринимаются одинаково всеми.

Потому всегда в почете у людей был и будет человек, который поет. Во время войны «специальная женщина», от природы рожденная кожно-зрительной, поддерживала своим пением воинов, поднимала их боевой дух и вдохновляла на битву с врагом. А после окончания сражения она, наоборот, успокаивала возбужденных войной мужчин, убаюкивала их разгоряченное битвой сознание, исполняя протяжные заунывные песни, печальные степные напевы.

В современном мире ничего не изменилось. Меняется форма, но суть остается прежней. И потому продолжают рождаться на земле особенные женщины, наделенные природным даром народных певиц. Валентина Толкунова, бесспорно, относится к этому уникальному явлению.

Невозможно было оторвать глаз от этой кожно-зрительной красавицы, когда она пела! Как «лебедь белая» плыла эта женщина по сцене, завораживая публику. В глазах светилась любовь, каждый жест был полон ласки. Как обладательница зрительного вектора, она от природы была наделена самой большой эмоциональной амплитудой, пиком которой является любовь. И Валентина Толкунова щедро делилась этой любовью и своим природным талантом со зрителями.

Исполнение кожно-зрительной певицы всегда несет глубокий психологический смысл и, проникая глубоко в подсознание каждого, напрямую воздействует на наше коллективное бессознательное, то призывая защищать Родину, то возвращая к мирной жизни у семейного очага.

Как в дни Великой Отечественной войны заводная, с ярким блеском в глазах, певица Клавдия Шульженко своими песнями поднимала бойцов на сражения за Родину, так, спустя время, народная артистка Валентина Толкунова своим ласковым голосом и всем своим правильным видом успокаивала психику людей, напоминала им о доме, семье, детях и простых радостях мирной жизни.

Кстати, на концерте в 1972 году, где Валентина Толкунова выступала со своим первым сольным номером, обе эти женщины — великие народные певуньи — символично пересеклись на одной сцене, как бы передавая эстафету своеобразного музыкального сохранения русских людей и России.

Как это? — спросите вы. Да вот так. Однажды на одном из концертов вдруг погас свет. В полной темноте, ничего не видя и не слыша, зрители начали волноваться, это волнение грозило перейти в массовую истерику и смертельную давку. Нужно было каким-то образом успокаивать зал, и режиссер концерта принимает волевое решение: «Зовите Валентину Васильевну Толкунову, она их успокоит!»

Певица Татьяна Острягина вспоминает, как среди всеобщей суматохи из гримерки послышался спокойный голос Толкуновой: «Я сейчас иду!» При слабой подсветке свечками певица прошла на сцену и в кромешной тьме начала петь.

«В абсолютной темноте она начинает петь, — с восторгом рассказывает Татьяна Острягина. — Акапелла, без всякого сопровождения. И зал замирает. Замирает как один-единственный человек. Я такой тишины не слышала даже в Большом театре.»

Вот так это работает в жизни: развитая кожно-зрительная женщина одна может успокаивать многотысячные залы одним лишь своим пением.

Начало творческого пути

Валентина была певицей в русском стиле, но, в то же время, и современной. Весь ее имидж идеально подходил действительности того времени. В одном интервью Толкунову спросили:

— Вы сильно отличаетесь в жизни от того нежного, светлого и женственного образа, который мы видим на сцене?

— Мне бы очень хотелось пребывать всегда в таком состоянии, в котором я нахожусь на сцене. В жизни хотелось бы. Это состояние полной отрешенности и возвышенности, одухотворенности, которое теряется, когда уходишь со сцены, и которое дает тебе право говорить иногда с людьми возвышенным языком. Ты можешь говорить с ними через песню, через какие-то интересные образы, через музыкальную фразу, которая проникает в мир человека, но в жизни ты — обычный человек, который переодевается из светского платья цариц в обыкновенные брюки, костюм и перестает себя ощущать в этом возвышенном состоянии.

Валентина Толкунова была сильной личностью, всегда сама выбирала и свой репертуар, и свой жизненный путь. В быту Валентина была активной, деловой женщиной, любила гонять на своем джипе, сама полностью обеспечивала семью. Но всегда сожалела, что ее личная жизнь сложилась менее удачно, чем карьера.

Профессиональную карьеру певицы Валентина Толкунова начинала с джаза, работая в ансамбле ВИО-66 под руководством композитора Юрия Саульского. Глубина и исполнительская свобода джазовой музыки помогли раскрыться и окрепнуть мастерству певицы. А руководитель и дирижер ансамбля стал ее первой любовью. Саульский был покорен талантом и красотой юной исполнительницы и, хотя был старше ее на восемнадцать лет, уже через пару месяцев после знакомства сделал предложение руки и сердца.

В первом браке Валентина Толкунова прожила пять лет, постоянно гастролируя и совершенствуя свой исполнительский талант, хоть ей и пришлось ради этого прервать учебу в Институте Культуры, который она закончила позже. А потом и Гнесинку, уже после развода с первым мужем.

В 25 лет, после разрыва с мужем и ухода из джазового ансамбля, Валентина резко повзрослела. Но когда прошла горечь и боль, девушка смогла все понять, простить и пронести через жизнь теплые и дружеские отношения. Толкунова говорила, что у Юрия Саульского может быть сколько угодно женщин, но главная его любовь — это музыка.

Но тогда, в 1971 году, Валентина Толкунова оказалась одна, без поддержки, без работы, без денег. Но с обязанностью ежемесячно выплачивать взносы за кооперативную квартиру. Вот тогда-то кожный вектор в ее психическом переключил на себя управление ее жизнью.

Используя свой природный организаторский талант, присущий кожному вектору, Валентина создала музыкальный квартет, с которым озвучивала фильмы с самым разнообразным репертуаром.

Возможно благодаря этому впоследствии состоялся ее дебют в кинематографе с музыкальным фильмом «Верю в радугу».

Но ее голос — хрустальный и проникновенный — для широкого зрителя стал привычным и любимым после выхода на экраны художественного фильма «День за днем», где она исполнила эпохальную песню «Стою на полустаночке».

Сама певица считала, что ее настоящее творческое рождение состоялось с исполнением песни «Серебряные свадьбы», когда начался ее путь к лирической, задушевной русской песне.

Так, в начале семидесятых начала восходить яркая звезда новой российской певицы, всенародной любимицы — Валентины Толкуновой.

Часть 2

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Виктория Чайко, журналист
Редактор: Инна Сушко
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 132544 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132544 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Виктория Винникова 12 июля 2018 в 23:07

До сих пор помню ее песни. Читая статью, невольно напевала... и вспоминала эти удивительные интонации