М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 3. Понтий Пилат: подкидыш и сын звездочёта
Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.
Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продуманно, неизбежно, глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования.
Хорхе Луис Борхес «По поводу классиков»
«Мастер и Маргарита» – это роман, в котором больше не сказано, чем сказано. Все впечатление создается именно через эффект атмосферы, полного погружения во времена происходящего, и в гораздо меньшей степени через описания причинно-следственных связей или интерпретации событий.
Точно так же образ Иешуа складывается в большей мере через несказанное: «Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…».
Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.
Просто своим присутствием, своим существованием, той искренней простотой и уверенностью в собственной правоте Иешуа переворачивает весь мир жестокого прокуратора, потому что для него «правду говорить легко и приятно».
Понтий Пилат. Что есть Истина?
Жизнь Пилата переполнена ненавистью: он ненавидит свою работу («не обижайтесь, кентурион, мое положение, повторяю, еще хуже»), ненавидит Ершалаим («нет более безнадежного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать»), но главное – он полностью разуверился в людях и потерял всякий интерес к ним. Единственное существо, к которому он был привязан, был его пес Банга.
У Булгакова получилось очень узнаваемо описать звуковые нехватки Пилата: стремление к уединению, отстраненность от людей, ощущение бессмысленности своей жизни, отсутствие удовлетворения, радости, счастья. Эти состояния выливаются у него в характерный для звуковиков недуг – гемикранию – доводящий его до того, что он «малодушно помышляет о смерти».
На современном языке гемикрания – это мигрень, заболевание, при котором болит половина головы. Как и тогда, так и сегодня медицина не определяет конкретную причину и не может предложить гарантированного медикаментозного лечения от этого заболевания, имеющего отчетливую психосоматическую природу.
На вопрос «что такое истина?» он получает неожиданный ответ, который попадает точно в цель.
Удивительно точное понимание происходящего, поразительная способность этого странного бездомного ощущать состояние другого человека вплоть до его мыслей, желаний и слабостей и необычная философская убежденность, что все люди добрые, полностью противоречит мировоззрению прокуратора и вместе с тем притягивает его внимание, он хочет слушать Иешуа еще и еще.
Все это словно бросает вызов, возбуждает интерес прокуратора и запускает мыслительный процесс одновременно с желанием подискутировать. Пилат получает то, чего так долго был лишен – пищу к размышлениям и достойного собеседника. В один миг проходит его головная боль, он забывает о терзающем его розовом запахе и палящем солнце, в мыслях молниеносно складывается оправдательный вердикт «бродячий философ оказался душевнобольным».
Прокуратор жаждал еще, общение с Иешуа наполняло новыми смыслами, идеями, и тем болезненней для Пилата оказываются новые сведения в деле нищего философа. «Закон об оскорблении величества...» не мог быть нарушен без последующей смертной казни.
«Погиб!», потом: «Погибли!..»
Мгновенные озарения прокуратора предвосхищают трагическое развитие событий. Он понимает, что казнь неизбежна, но он не готов пожертвовать карьерой, а то и собственной жизнью ради спасения бродяги-философа.
Мучительное бессмертие
Именно об этом эпизоде собственной трусости Понтий Пилат будет вспоминать и расплачиваться две тысячи лет. Собственноручно организованный персональный ад – вот расплата за поступок, идущий вразрез с личными представлениями о справедливости и законности.
Все его попытки вернуть себе внутреннее равновесие: погребение казненных, убийство предателя Иуды, возврат «кровавых денег» Каифе, помощь Левию Матвею – не могут искупить самый страшный, по мнению Пилата, из человеческих пороков…
«Бессмертие... пришло бессмертие...»
Вот она, расплата – бесконечное страдание, невозможность умереть, находясь в перманентном состоянии неудовлетворенных потребностей звукового вектора. Настоящая пытка, которая в реальной жизни рождает мысли о суициде, который кажется единственно возможным выходом. Вот, что есть настоящий ад – полная неспособность прекратить свои страдания.
«…причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».
Только со временем, осознав случившееся, Пилат понимает, что теперь уже «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!», ведь тот дал ему гораздо больше, чем карьера, деньги, власть, и где-то даже больше, нежели жизнь. Он дал ему СМЫСЛ, веру в людей и исцеление от гемикрании.
Всякая власть есть насилие над людьми
Иешуа Булгакова – обычный человек: ему присущи волнения и страхи, он не творит чудеса и не укрощает стихии, у него всего один ученик и вовсе нет родителей, он не заявляет о своем божественном происхождении, а живет простой жизнью. Как умеет, как знает, как считает правильным для себя. Обычность Иешуа намеренно бросается в глаза, чтобы потом, позже превратиться в необъяснимую силу, в удивительную способность менять жизни людей бесповоротно.
Не было пафоса, не было проповедей, не было наставлений. Была лишь истина. Звуковая способность включить в себя другого человека – осознать его нехватки, желания и страдания, как свои, помноженная на силу уретрального природного альтруизма. Таков Иешуа. Крайне редкое сочетание психологических свойств человека, способного перевернуть весь мир, изменить ход истории и открыть новые пути развития человечества.
«…всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Вот оно, видение новой, уретральной, социальной формации. Царство истины и справедливости – звуковая идея построения духовного общества. Когда происходит раскрытие психики, когда каждый понимает другого, как себя, воспринимает желания другого, как свои, он уже не может никому причинить вред. В таком обществе нет необходимости в законах и культурных ограничениях для управления, оно естественным образом живет по понятиям справедливости и милосердия, не для себя, но для всех.
Булгаков представляет глазам читателя самое рождение христианства – в душе Левия Матвея и Понтия Пилата. Их внутренние перемены от прикосновения к духовному поражают своей глубиной и кажутся невозможными.
Конечно же, такой поворотный момент истории не мог остаться без личного внимания Воланда. «Усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле». Кто же это был, не иностранец ли с Патриарших прудов, который потом и расскажет эту историю?
И не по той же причине Воланд оказывается в Москве 30-х годов? Еще одна историческая веха. Время, когда идеология вытеснила религию из повседневной жизни миллионов русских людей.
Подкидыш и сын звездочета
На протяжении двух тысяч лет имя римского прокуратора произносится вместе с именем Сына Божьего в молитвах христиан по всему миру.
«…помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат».
Великий прокуратор считает за честь быть помянутым рядом с Иешуа, не имеющим таких пышных регалий, но стоящим на голову выше любого человека в своем духовном развитии.
И теперь по прошествии двух тысяч лет Понтий Пилат искупил свою вину и может быть отпущен на свободу. Туда, куда он так стремился все это время, к тому, «с кем он так стремится разговаривать».
– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
Их встреча, наконец, состоялась, когда мастер отпускает выстраданного и отстрадавшего героя своего романа.
Христианство выполнило свою роль, человечество прошло этот путь, и теперь людям необходимо кое-что другое. Внутренние перемены иного рода. Самопознание. Духовный рост, который начинается с психологической грамотности. Путь к Творцу. Личный путь каждого.
«Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».
***
Михаил Афанасьевич – гениальный писатель, сотворивший гениальное произведение вне времени. Прочтение романа сквозь призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрывает в нем новые грани и дает уникальную пищу для ума, стимулирует мышление и дарит ни с чем не сравнимое наслаждение открытий.
Читайте также:
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 1. Воланд: я – часть той силы...
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 2. Королева Марго: я погибаю из-за любви
Боже мой! Как много когда-то осталось непонятым. Ещё раз спасибо!
Удивительные раскрытия. Спасибо огромное за удовольствие от прочтения. Просто обожаю эту книгу, перечитана раз 5 наверно и видимо на днях возьму ее снова))
Ну как же это мощно описано! Книгу в школьной программе не читал, два года назад посмотрел экранизацию на Первом канале и впечатлило неимоверно. Сейчас читаю книгу и ещё больше осознаю смыслы, заложенные в ней гениальным Булгаковым. Спасибо!