«Меланхолия» Ларса фон Триера. Системный разбор
Погасшая Джастин оживляется и преображается, лишь узнав о скорой катастрофе: к Земле приближается планета Меланхолия, которая неминуемо столкнется с Землей... Джастин готовится к этому, как к причастию, как к встрече с давно желанным...
Сюжет фильма Меланхолия Ларса фон Триера сплетен из двух событий: свадьба Джастин и ожидание столкновения планеты Меланхолия с Землей. Сюжет незамысловат, главное в этом фильме — внутренний мир героев. Много противоречивых отзывов о Меланхолии. Рассмотрим фильм Меланхолия 2011 года с точки зрения системно-векторной психологии.
Очень ярко и точно в фильме Меланхолия показан подавленный, нереализованный Звуковой вектор главной героини Джастин, присущий этому вектору эгоцентризм, оторванность от всего земного, неспособность наполниться материальным. В кино рассказывается, что, будучи в плохом состоянии, она тяготится и людьми, и самой жизнью.
Как развивается сюжет фильма Меланхолия 2011 года? Свадьба зрительного Майкла и звуковой Джастин. Непонятно, как вообще они оказались вместе: это совершенно чужие и далекие друг от друга люди. Она несколько раз сбегает посреди торжества: то, запрокинув голову, смотрит на ночное небо, то ищет уединения в ванной, совершенно не заботясь о том, что кто-то подумает или скажет. Этот праздник жизни ей чужд, она понимает, что нет ничего в этой жизни, что могло бы дать ей ощущение осмысленности. Ей ничто не интересно. Она не получает радости ни от отношений с мужчиной, ни от своей работы, где ее считают очень успешной. Она не ценит то, что имеет. Звук не наполняется материальными благами, успехом, любовью. В ее душе — мучительная пустота... Она не находит себя среди людей, не ощущает радости там, где все ее ощущают.
Чувствуя отвращение к продолжающемуся притворству, она бросает вызов всем: покидает праздник, а потом жениха; высказывает все, что думает, своему работодателю. О каком заработке можно говорить, когда зияющей пустотой болит душа? Она не задумываясь расстается с работой, не испытывая ни тени беспокойства о том, как будет обеспечивать свои насущные потребности: в этот момент она их просто не ощущает — есть только ее боль, внутренняя нехватка ответа на главный звуковой вопрос!.. Она разрушает все, что у нее было... Фильмы Ларса фон Триера очень точно передают звуковые нехватки и пустоты, которые не дают героям жить так, как живут остальные люди. Меланхолия находит отзыв, отклик у таких же потерянных звуковиков.
В Меланхолии Триера хорошо видно, что зрительный жених Джастин не дотягивает до своей звуковой невесты, что она больше, «крупнее» его по сути. Когда Майкл понимает, что Джастин пренебрегает им, бросает его прямо в свадебный вечер, ведомая своей тоской по чему-то настоящему, чему-то, ради чего стоило бы жить, — видна его растерянность и беспомощность, неспособность что-либо изменить. Его мечты об общем доме и детях чужды ей — Майкл и Джастин говорят на разных языках, живут разными ценностями, как в параллельных измерениях, между которыми нет точек соприкосновения... Зрение и Звук... Нечасто увидишь в кино так ярко показанную разницу между ними, в Меланхолии же это передано очень точно.
Рядом с Джастин — ее зрительная сестра Клер. В фильме Меланхолия наглядно продемонстрирован контраст Зрительного и Звукового векторов, различие их ценностей и состояний. Внимательная и чуткая Клер всегда рядом, когда сестре плохо. Хотя сути этого «плохо» она не понимает, Клер просто сочувствует сестре. Когда изможденную Джастин привозит такси и она не способна дойти до кровати (результат звуковой депрессии), Клер буквально несет ее на себе. Она выхаживает сестру, как ребенка, а та не может даже есть, ощущая в мясе вкус тлена и праха... В Меланхолии Джастин не живет, она существует подобно живому трупу. Ларс фон Триер очень точно показывает ее состояния — Джастин не находит понимания, ради чего жить. Отсутствие смысла доводит звукового человека до крайней степени отчаяния и опустошения, когда физическая жизнь в любом ее проявлении ощущается как мучительная необходимость.
То, что в Меланхолии показана приближающаяся гибель планеты, побуждает некоторых в отзывах о фильме относить его к картинам о конце света. Но главное в нем не конец планеты как таковой, а то, как люди относятся к нему. Так, погасшая Джастин оживляется и преображается, лишь узнав о скорой катастрофе: к Земле приближается планета Меланхолия, которая неминуемо столкнется с Землей... Джастин готовится к этому, как к причастию, как к встрече с давно желанным...
Это Звук, где ценность жизни отсутствует. Смерть кажется выходом, обходным путем и избавлением от бремени тела, освобождением души к вечной жизни… В Джастин нет жалости: «Земля — обитель зла», — говорит она. Таков приговор Звукового вектора жизни, в которой нет смысла, жизни, где Звук не сумел создать Идею, ради которой стоило бы жить. И именно это неминуемо станет причиной катастрофы в Меланхолии Триера...
Контраст создается со зрительной Клер, которая при мысли о возможной смерти полностью теряет самообладание. В Меланхолии Ларса фон Триера так показан страх Зрительного вектора, в котором жизнь — наивысшая ценность. Клер ищет поддержки и находит ее у своего звуко-зрительного мужа, он бережет ее, чтобы та не узнала правды о приближающейся катастрофе. Сам он не отрывается от телескопа, с возбуждением и тревогой наблюдая приближение планеты — планеты Меланхолия.
После внезапной смерти мужа Клер лишается опоры, она мечется в страхе, пытаясь облегчить свое состояние чисто зрительными методами: пытается уехать в деревню, стремится окружить себя людьми, просит о поддержке свою сестру. Но в Джастин нет сочувствия, в ней жестокая (в зрительном понимании) уверенность, что Земля и люди достойны лишь надвигающейся катастрофы. Она откликается только на чувства звуко-зрительного сына Клер. Помогая ему преодолеть страх перед планетой Меланхолия, она строит с ним магическую пещеру, которая якобы защитит их...
Зрительным людям может показаться, что драма Меланхолии Ларса фон Триера в том, что в нашей жизни нет настоящей любви. Но здесь это не так. Любовь — это счастье Зрительного вектора, и только... Трагедия Джастин в ее ненаполненном Звуке, в бессмысленности существования, и любовь не способна наполнить зияющую пустоту бесплодного внутреннего поиска. Она ощущает связь со Вселенной, ей необходимо постичь устройство мироздания, но ей кажется, что она уже и так все знает... она уверена, что ей больше нечего искать здесь, на Земле, поэтому ее приговор однозначен...
Фильм Ларса фон Триера — это звуковой мир режиссера, мир, который он видит недостойным, ущербным, никчемным. Суета людей и их жизни бессмысленны, слова лживы и пусты. Неудивительно, что, находясь в таком состоянии сам, фон Триер отражает в героях Меланхолии свои зрительные страхи и раскачки. Под давлением нереализованного Звука не может полностью реализоваться ни один другой вектор человека. Творчество фон Триера выступает как гиперкомпенсация его внутренних страданий.
Звуковой вектор по силе желания во много раз превосходит все другие: через него, через звуковые идеи вершатся судьбы всего существующего. Фильмы Ларса фон Триера в смыслах — «грохнуть» весь мир. Так это и в Меланхолии. Ему тяжело носить на себе свой Звуковой вектор, жить с ним, отсюда его человеконенавистнические мысли. Недаром на Каннском фестивале 2011 года он высказывал симпатии нацизму и Гитлеру... Подобное мироощущение в смыслах — это проклятие миру. Каждое наше негативное состояние и внутренний крик: «Почему так происходит со мной? За что мне такие страдания?» — это прямое или косвенное осуждение нашей природы, протест против ее устройства.
Не существует не важных состояний, не существует напрасно данных жизней, что бы там ни писали в разных отзывах к фильму Меланхолия. Наша жизнь — это подарок, ведь только в мире физическом возможно реализовать самую главную задачу постижения Звуковым вектором замысла мироздания. Тяжелые состояния звуковиков, их депрессии, суицидальные мысли — знак того, что они не справляются со своей задачей. Мы видим, как это отражается на состоянии всего Целого — катастрофами и коллективными фрустрациями...
Счастье и позитивное мироощущение приходит вместе с полноценной реализацией заданных природой свойств. Жизнь предполагает движение. Тяжелые состояния любого человека — это своеобразный кнут к развитию, знак, что мы не делаем того, для чего были рождены. Свобода воли — в реализации заданного потенциала, и ответственность за этот выбор невозможно возложить на кого-либо, кроме себя. Если фильмы Ларса фон Триера, и в частности Меланхолия, вторят вашим собственным состояниям, значит, пришла пора осознать и наполнить свой Звуковой вектор. Все в наших руках.
Понять свои собственные желания и заданный нам от природы потенциал для максимально счастливого и полного раскрытия наших возможностей можно на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training
Корректор: Анна Сорокина
В разборе присутствует некоторая собственная классификация автора людей на "Звуковиков", "Зрительных людей" и т.д. И как-то все перемашано: и депрессия и меланхолия, и суицидальные настроения. В фильме ничего нет ни депрессивного, ни суицидального. Это фильм о смерти человека. Приближение планеты, это метафора смерти человека, перед которой вся суета вокруг нее бессмыслена. В каком-то смысле, мы готовы гедонически упиваться жизнью, как будто так будет всегда, праздновать свою жизнь, на время отбросив мысли о смерти, как будто смерти нет, ее не существует (смерть это то что бывает с другими).
Да и празник, какой-то нелепый, согласитесь? Какой-то чванливый, притянутый, отрепетированный, неуклюжий.
А если подумать о смерти, то праздник жизни "сходит на нет", невозможно радоваться, наступает некая грусть, меланхолия, что все заканчивается, что эта жизнь тоже все равно закончится, и после нее - уже ничего не будет.
Обычно человек умирает один, а кто-то его провожает его и остается жить дальше. В искусстве, в кинематографе, литературе были попытки показать смерть другую - коллективную смерть, когда умирает группа людей. Обычно это смерть в сражении или катастрофе. Но после сражения или катастрофы все равно кто-то остается жить, какие-то люди. И умирать как будто бы проще: сражающиеся умирают за живых, во имя живых, во имя победы - для живых, для будущих живых, для остающихся живых. Внутри умирающей группы все равно колеблется горячее пламя жизни, в бою - они бьются до последнего, при катастрофе - они пытаются выжить до последнего, борясь со стихией, спасая, если не себя, то других. Во имя живых, ради живых. То есть в их смерти есть некий смысл - жизнь продолжится - и те кто умерли(или погибли)- приложили к этому свою руку. Есть чувство сопричастности к поддержанию жизни вечной на Земле - а это проявления творческого начала, умирающие своей жизнью творят(сотворяют) жизнь другим. Сотворение, то есть совместное творение(совместное с природой творение) - вот что побуждает и дает некую инъекцию бесстрашия перед смертью или попытку обмануть смерть - выдумкой что жизнь ты продолжил чем-то или кем-то. В этом и есть возможность умирающего человека быть Творцом, подобно всемогущим богам - они не умрут; умирая, они оставят НЕЧТО (произведения искусства, детей, победы, славу, историю).
Но главный художественный прием режиссера в этом фильме заключается как раз в том, что никакого продолжения нет. На других планетах тоже нет жизни, это Джастин сообщает. То есть даже инопланетяне не прилетят и не увидят как жил человек и не поплачут на его могиле. Что сообщает автор: жить никто не останется, никого не будет. Ни сейчас, ни потом, никогда. Нет никакого смысла, который бы давал сладкую карамельку перед посадкой(как в самолете) в СМЕРТЬ, чтобы эта карамелька РАССЛАБИЛА человека, чтобы смерть не напрягала.
То есть смысла вообще нет! Смысл жизни или смерти - это изобретение человека, а не Вселенной. Вселенная безразлична, ни тепла и не холодна к людям. Безразлична. Ей все равно будем мы жить или нет. Тут возникает две плоскости, две ткани этого фильма: внешняя и внутренняя. Внешняя картина мира, это угрожающая вселенная, в которой есть космическое тело, надвигающееся на Землю. Это метафора наступления смерти. Внутренняя картина фильма - это переживание надвигающейся смерти внутри людей.
Что делать если нет никакой карамельки, которую можно использовать чтобы подсластить "стальной" вкус смерти? Выдумать какой-нибудь, по сюжету - иллюзорный смысл или вкус этой смерти, или попытаться игнорировать смерть?
Муж Клер пытался убедить себя, убеждая других: "Она(планета) ведь добрая, она выглядит дружелюбно". Но он пытался выдавать желаемое за действительное. Ему не хватило мужества, он не был готов принять такой исход.
Что делала Клер? есть прекрасная сцена, когда обе сестры понимают, что все закончится концом света, и Клер (как и на свадьбе) пытается что-то придумать, чтобы все выглядело "прилично". Прилично ради кого? Кто оценит это приличие? Кто найдет Вас мертвыми и сфотографирует в местную газету? Кто проведет расследование причин смерти, кто будет рыдать над вашими могилами? Никто не будет.
Клер пытается уехать в деревню с сыном. Джастин говорит: "Деревня - это вообще не то". Клер мечется и пытается придумать возможности: попытка уехать в какую-то деревню,попытка обставить все красиво (терраса, бокал вина и пр.), но Джастин своим поведение сообщает ей: "это все ерунда, чушь".
На примере Клэр гениально показано, попытки зацепиться за какие-то иллюзии, отрицая смерть, выдумать некие декорации, до конца верить в эти декорации, в "приличие".
Джастин - невеста, но она не может выйти замуж за жениха, ее жених- смерть, метафизическая смерть. Свадьба, которая занимает большую часть картины - как праздник жизни, который все равно когда-то кончается. В отличие от многих, Джастин уже предчувствует что-то, надвигающуюся смерть, и она не может уже жить в контексте, декорациях, придуманных людьми для обслуживания своей жизни, она уже в другом измерении.
Люди умирают одни, и перед лицом смерти, тоже одни, каждый со своим смыслом. Режиссер очень жесток со зрителем: он говорит: а что если предположить, что смысла нет, потому что нет продолжения?
Обычно люди не говорят о проблеме смерти друг с другом - это индивидуальный, так сказать, интимный вопрос. У каждого своя смерть, и каждый ее боится или не боится по своему.
Праздник, свадьба - показана, как краткосрочная попытка существования, перед тем, как исчезнуть навсегда.
В этом смысле Джастин - невеста, которая наиболее подготовлена к своей Свадьбе со смертбю, потому что она осознает ее и не отрицает. Это не значит, что она пессиммистка. В этом фильме режиссер просто шагнул за ту грань, где нет ни пессимизма, ни оптимизма, депрессии и прочих вежливых понятий - эти понятия в этом контексте просто дешевые игрушки, ибо смерть неизбежна. Даже если планета не прилетит на Землю, мы все равно умрем, просто чуть позже, при других обстоятельствах. Но осознание своих ограничений, что мы не бесмертны, что жизнь конечна, принятие этого - дает Джастин возможность "с достоинством" принять смерть. В картине смыслы существуют уже за гранью, за которой нет понимания "достойного" и "недостойного", но ведь в жизни такие понятия есть?
Мальчик тоже погибает - он показан невинным, он просто закрывает глаза, как его просят, он повинуется взрослым, он еще пока за себя не отвечает.
Главные художественные находки режиссера:
1) метафора смерти - надвигающееся космическое тело. Тотальность смерти - взгляд режиссера (скорее всего атеистический) - смерть, за которой уже ничего нет.
2) совместная смерть, когда через действия и переживания все таки происходит диалог о смерти между людьми, которые в обычной жизни предпочитают не говорить о смерти, перенося диалог о смерти вовнутрь себя, заглушая его, придумывая декорации: Богов, красивые гранитные плиты на кладбище, наследие, которые оправдывают смерть, говоря что она не напрасна, что жизнь все равно продолжится через то, что человек оставил.
Режиссер просто ставит вопрос: а как на это взглянуть другими галазами, как если бы после смерти никого и ничего не будет существовать?
Сергей Бодров младший говорил: "Ты становишься на углу оживленной улицы и представляешь, что тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть, в принципе, мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно."
Ларс фон Триер лишает человека и этой возможности: а что если мир не продолжает жить после тебя? Тогда ради чего ты живешь? За чем ты боишься жизни, заменяя жизнь некой бутафорией, выдумкой, отрепетированным праздником, нереалистичными выдуманными чувствами, если ты все равно понимаешь, что смерть реальна, но отказываешься это признавать.
Хотелось бы почитать такой же качественный анализ по другим фильмам фон Триера, начиная с картины "Догвилль". Будет мотивация поставить сайт в закладки.
Отличный разбор фильма, спасибо! Все ведь так и есть!
слабовато как-то. Я ожидала реального системного разбора, а тут так - все по верхам. В фильме действительно легко угадывается звук Джастин и зрение Клер. И подумать есть о чем...
У Вас всегда есть шанс написать более глубокий системный разбор! С удовольствием его почитаем и выставим на наш портал! Ждем работ
Вся статья - это мои мысли во время просмотра этого фильма. Не представляю, как бы я отнеслась к нему до изучения СВП. Подруга, сидевшая рядом в кинозале, находилась в полном недоумении и неприятии. А мне лишь осталось посоветовать ей пройти тренинг у Бурлана. У меня же фильм вызвал бурю чувств, эйфорию от понимания всей его сути благодаря знаниям СВП. Спасибо за прекрасный и точный анализ!
А мне этот фильм не понравился...Точнее...Плоско не скажешь. На больной звук и смотреть больно.
Диана, спасибо за точный системный разбор!
Вчера наконец удосужился посмотреть фильм ,а сегодня-и статью,за что Диане спасибо большое.Действительно,фильм может служить учебным пособием по системно-векторной психологии.
Какая потрясающая статья!!! Фильм еще не смотрела.Сердце колотилось пока читала...Как знакомы эти чувства и ощущения!Спасибо автору.
Отличный системный разбор! Спасибо! Очень хочу посмотреть фильм, нигде не могу найти, кто знает-дайте ссылку!
"смысл мироздания- понять и принять, что этот мир бессмыслинен ..." Мир не "бессмыслинен", он "системен", приходите на лекции!
смысл мироздания- понять и принять, что этот мир бессмыслинен и цепляться за него чувствами можно уж очень скучно
>>>>>>>> Действовать, действовать как можешь, как умеешь. Заражать своим поведением окружающих. В этом и будет спасение.
Спасение?? В том, чтобы действовать - да. А вот в том, чтобы заражать...
Один мудрец (делец ;-)) как-от сказал: "Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих".. Действуй - как считаешь нужным. Спасёшься сам. А спасёшься сам - спасёшь и других.. Закон естественного отбора.
Это не естественного отбора закон=) Это "после нас хоть потоп": очень понятно и наблюдаемо. После первой же вводной лекции. Есть такие люди...
спасибо, в Вашей статье я нашла ответы и на свои страхи и поиск.
Странно Не так страшен фильм, как разбор героев в вышеприведенной статье. Все верно. Сохранить, развить качества, данные нам от рождения, а, главное, - проявить все это даже при неизбежной близкой гибели. Действовать, действовать как можешь, как умеешь. Заражать своим поведением окружающих. В этом и будет спасение. А армагедонизм оставим в прошлом. Тогда и трава была зеленее, и море почище, и гарантированная сосиска на пару - можно было позволить себе и побояться на чердаке мира.
Очень точный системный комментарий! Спасибо, Диана! И фильм тоже качественный, там все состояния, взаимоотношения героев видны как на ладони, очень легко читаются с точки зрения системно-векторной психологии