Методика раннего развития Марии Монтессори
Сегодня Монтессори-педагогика активно применяется как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями в домашних условиях. При этом споры вокруг метода, разработанного еще в начале XX века итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори не утихают до сих пор.
Резолюция Государственного Ученого совета СССР, написанная в 1926 году, гласила: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками — все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики».
После такого официального заключения Монтессори-группы в нашей стране долгое время были под запретом. Данная методика раннего развития детей была недоступна. Что изменилось в отношении системы Монтессори за последнее время? Сегодня Монтессори-педагогика активно применяется как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями в домашних условиях. При этом споры вокруг метода, разработанного еще в начале XX века итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори не утихают до сих пор.
Попробуем разобраться с помощью новейших знаний в психологической науке — Системно-векторной психологии Юрия Бурлана — в сущности педагогики Монтессори.
Роль взрослого
В системе Монтессори главной задачей воспитателя является создание активной развивающей среды для ребенка, в которой нет места случайным предметам и деталям. Парта оказывается лишним элементом в такой среде, так как, по мнению Марии Монтессори, она ограничивает двигательную активность и познавательные способности малышей. Вместо нее педагог предложила использовать легкие столики и коврики, которые можно легко перемещать в пространстве по желанию ребенка.
Согласно методике Марии Монтессори, комнату разбивают на пять зон, в соответствии с ними там располагают собранный тематический материал: зона практической жизни, где малыш учится самообслуживанию (чистит ботинки, нарезает овощи для салата, моет посуду), зона сенсорного развития (перебирает крупы, мелкие бусины), математическая зона (осваивает понятия количества), языковая зона (обучается чтению и письму) и космическая зона (получает первые представления об окружающем мире, истории и культуре).
Концепция развития по Монтессори заключается в том, что взрослые, прежде всего, должны помочь детям научиться все делать самим, создать комфортные условия для их саморазвития, самообучения, самоконтроля, самовоспитания. Без критики, замечаний, наставлений.
Учителя оказывают помощь и поддержку детям, только если они сами об этом попросят или начинают испытывать серьезные затруднения при выполнении заданий. Также педагоги способствуют тому, чтобы между их воспитанниками сложились теплые, уважительные отношения.
Его Величество Ребенок
Единственный и неповторимый в своем роде, имеющий право на индивидуальную программу обучения, ребенок сам выбирает для себя — чем, как и когда ему заниматься в развивающей среде. Педагогика Монтессори предоставляет каждому карапузу безграничную свободу — свободу выбора. Он самостоятельно должен определиться, что хочет делать: завязать шнурки, посадить цветок или заняться счетом. Речь идет о раннем возрасте ребенка. Система Монтессори сосредоточена на свободном развитии основных навыков у малыша.
Считается, что дети сами усваивают принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому малыши не шумят, не балуются, чтобы не мешать другим, убирают материалы для занятий на место, вытирают грязь.
Ребенок — это центр Вселенной для родителей. Он от природы наделен безграничными возможностями, и задача взрослых — обеспечить ему максимально комфортную среду для их развития.
Мария Монтессори убеждала, что все дети от рождения успешны и талантливы, но не все оказываются в условиях, стимулирующих их развитие, позволяющих раскрыть заложенный природой потенциал.
В возрастной периодизации детского развития, разработанной итальянским педагогом, сенсорное развитие ребенка длится от рождения до пяти с половиной лет. Это период наиболее продуктивный для впитывания малышом разного рода информации. Более того, педагог считала, что «дверцы восприятия» в определенный момент закрываются и шанс развить способности утрачивается.
Как проходят занятия
Мария Монтессори разработала систему обучения детей, при которой в одной группе занимаются ребята разного возраста, как в многодетной семье, причем «старожилы» школы учат новичков. Дети сами обучают друг друга.
Учитель же выступает в роли наблюдателя. Он принимает ребенка таким, каков он есть, позволяя ему проявлять свои индивидуальные особенности и развиваться в собственном ритме. В методике раннего развития детей Монтессори нет понятий возрастных норм, четко прописанных требований к ребенку, что он должен уметь и знать.
Надо отметить, что в классическом варианте Монтессори-обучения не предусматриваются детские игры. Они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребенка.
За что ругают Монтессори-педагогику
Методика Марии Монтессори не развивает правое полушарие ребенка, отвечающее за творчество и познание мира в целом. Не уделяется должного внимания детским играм, рисованию — это расценивается в системе Монтессори как уход ребенка в мир фантазий, что вредно для его психики. На воспитание чувств сострадания, сопереживания через чтение литературы не делается никакого акцента.
Главным считается научить ребенка тому, что ему пригодится в реальной жизни, что принесет ему ощутимую пользу.
Оппоненты данной методики замечают, что не всем детям подходит подобное обучение: дети, склонные к аутизму, еще больше замыкаются в себе, а гиперактивные ребята нарушают весь процесс обучения, мешают другим детям, вызывают своим поведением недовольство воспитателей.
Основным недостатком педагогики Монтессори считается то, что дети не научаются работать совместно, не вырабатывают усидчивости, дисциплинированности, послушания, требующихся в традиционной классно-урочной системе.
Для ребенка, посещавшего детский сад, где воспитатели воплощали идеи Марии Монтессори в жизнь, начальная школа оказывается настоящим шоком. Он не привык, чтобы его обучали, воспитывали, чтобы с него требовали, чтобы его оценивали.
Раньше он сам выбирал, чем он хочет заниматься, в какой форме и когда — без четких рамок и ограничений. Он сам оценивал свою деятельность, находил и исправлял ошибки.
Следует отметить, что с внедрением стандартов второго поколения в российские начальные школы ничего в этом смысле не изменилось — роль педагога остается главенствующей, занятия проходят в режиме 45 минут и за партой, а образовательные программы нацелены на конкретные результаты (овладение знаниями, умениями, навыками, выработкой компетенций). Это прямо противоположно тому, к чему привык ребенок в группах по Монтессори. Развитие в них проходит в свободной обстановке, и приноровиться к дисциплине в школе будет непросто.
Системный комментарий
Ключевое слово Монтессори-педагогики — свобода. Свобода выбора своего пути, начиная с раннего возраста. Свобода образованного, мыслящего человека, который отвечает за свои поступки. Свобода личности, осознающей и уважающей свободу других людей.
Благая и прекрасная цель. Однако мы знаем, что дети рождаются изначально с разными возможностями и способностями, жизненными устремлениями. И понимание, ценность свободы для каждого человека будет различной.
Не для всех свобода в концепции известного педагога, психолога Марии Монтессори будет составлять счастье. Так, например, анальные дети будут впадать в ступор от огромного выбора возможных занятий при отсутствии поддержки, направления со стороны старших. А уретральные будут теми самыми сорвиголовами, которые будут выдергивать всех из «освоения мира» в игры, взаимодействие в группе. Система раннего развития детей по Марии Монтессори не учитывает этого.
С базовой установкой порядка происходит то же самое: разные дети относятся к порядку по-разному. Это для анальных ребятишек важна привычная последовательность событий, как и чистота, незыблемость бытовых ритуалов.
Именно анальный малыш будет артачиться, если его одевать не в привычном порядке или кормить не в привычном режиме. А вот кожный ребенок быстро приспосабливается к переменам, даже рад им. Ему наскучивает одно и то же, день за днем. Его изобретательный, гибкий ум требует новых способов, новых впечатлений.
«Подготовленная среда» для всех — это своеобразная рулетка, игра «угадаем — не угадаем». Кожному малышу, безусловно, понравится заниматься в комнате, разделенной на зоны, самостоятельно — он инициативен, активен, подвижен, любит интересное, новое, практичное. Особенно его привлекают упражнения на логику, физические упражнения.
Обеспечить ребенку наилучшее развитие его природных свойств можно, только если знать эти его свойства, тогда лишь можно создать благоприятную среду развития для конкретного малыша.
Проблемными точками педагогики Монтессори является и разработанная ею периодизация. В возрасте от пяти до шести лет не заканчивается развитие потенциала ребенка — происходит первичное половое созревание, первобытный атавизм, оставшийся нам в наследство от предков. Врожденные свойства ребенка можно и нужно развивать вплоть до окончания пубертата, то есть до 12–15 лет.
Кроме того, в раннем возрасте детей наиболее актуальной задачей является вовсе не интеллектуальное развитие, а социализация, ранжирование ребенка в коллективе сверстников. В разновозрастной группе предоставленный самому себе ребенок этой задачи не решает.
Спонтанные игры детей помогают им в оптимальной для них форме усваивать образцы взрослого поведения.
Из плюсов данной методики можно отметить отсутствие принуждения к конкретному виду игровой деятельности, когда ребенок может заниматься тем, что ему точно нравится. Анальный ребенок будет копаться в горшочке с землей и лепить из пластилина, кожный пересчитывать палочки и конструировать, звуковые и зрительные дети пойдут в космический уголок.
При всех своих плюсах и минусах методика Марии Монтессори работает не для всех детей и не может решить главных возрастных задач, стоящих перед детьми до 5 лет, — активной социализации и адаптации своих свойств в коллективе себе подобных. А потому применять ее можно в дополнение к основным занятиям в садике, но никак не как единственную методику.
Корректор: Веронника Бриггида
Хочу присоединиться к дискуссии. Спасибо большое за статью. Мой ребенок 4 лет тоже ходит на занятия в зал Монтессори и я пока не очень разобралась в чем суть этой методики. По моему мнению результаты заметнее у детей от 1,5 лет. Имею удовольствие наблюдать, как уретральный мальчик в нашей группе "носится по залу" и мешает сосредоточенным анальникам, а гибкие кожники бросают свои игрушки и начинают носиться вслед за ним, а ребенка со звуковым вектором ничто не заставит отвести взгляд от точки на стене. Я считаю , что методика сама по себе устарела, но в сочетании с системно-векторной психологией из любой методики можно получать "сплошные плюсы".
"в сочетании с системно-векторной психологией из любой методики можно получать "сплошные плюсы"."- ЗОЛОТЫЕ слова!
Наталья, спасибо за то, что поделились с нами своими наблюдениями. Соглашусь и с тем, что без понимания внутренних психических свойств ребенка и общих механизмов взросления - любая методика работает не для всех и не так как бы нам хотелось.
Оля, очень заинтересовала статья! Сын ходит в монтессори сад второй год. в силу его анальности, очень радуют результаты. После прочтения статьи у меня пока еще двоякое мнение. Расскажите пожалуйста по подробней ваше видение социализации в рамках СВП. Что именно в обычном дет саду правильно социализирует ребенка? Как невилировать изъяны монтессори, если все же они есть? За два дня выходных от монтессори сада можно дать ребенку необходимую социализацию для гармоничного развития личности? А вообще совершенно не хочу отдавать ребенка ни первого ни второго в обычный детсад, возможно этомои личные ложные желания.
А еще, Оля вы сами работали в этой системе монтессори, видели все изнутри или нет? Дело в том, что сейчас многие такие школы монтессори занятия проволят только 2-3 часа( работа с материалами по их методу). Много времени уделяют практической жизни, самообслуживанию, прогулкам, творчеству, музыке, кулинарии. Для кожников у них есть материал с золотыми бусинами- банк. А уретральник всегда найдет себе место под солнцем)). их среде соры и ранжирование мне кажется тоже присутствует.
ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОНТЕССОРИ
ученики Монтессори-школ как раз более контактны, чем в обычных учебных заведениях. Они приветливы, доброжелательны, спокойны и легче адаптируются в незнакомой группе. Это потому, что им постоянно приходилось приспосабливаться к поведению младших или старших детей и к
нерегламентированным видам деятельности.Во время урока действует правило – не мешай другим. Но это вовсе не означает, что какое-то упражнение нельзя выполнять вместе с другом или даже с несколькими. Только одно «НО» - если друзья НЕ против, если они хотят работать ВМЕСТЕ.
И ЕЩЕ буд-то бы в Монтессори дети растут в тепличных условиях:
В нашем жестоком мире им будет очень тяжело.Попробуем провести аналогию с огородом. Конечно, можно высадить растение прямо в грунт, но мы его чаще всего сначала проращиваем на светлом окошке. Может быть, в грунте оно было бы здоровее, но сколько, семечек там не прорастет, сколько
погибнет. При этом, проращенные на окошке, потом, в грунте, выживут все. Так пусть же хотя бы некоторое время ребенок будет естественным образом развиваться, чувствовать себя счастливо, свободно и спокойно. Тем более, что мы, взрослые, знаем, какие ему нужны для этого условия и имеем возможность дать их. Монтессори педагог всегда надеется, что там, куда ребенок уйдет после школы, в нем увидят личность и будут ее любовно взращивать.
Что думаете,Что скажите?
Я понимаю , что это не системная информация но все же? Разложите по полочкам пожалуйста, что бы было досканально понятно.
Здравствуйте, Наталья! Ребенку с анальным вектором комфортно в саду Монтессори и выше написано почему, впрочем, ка и про детей с другими векторами.
Я водила сына на занятия по данной педагогике (правильно Вы пишете - это занимало 2-3 часа), когда ему было от года до трех. Дальше он пошел в "обычный" детский сад, хотя поначалу, в сравнении с предыдущим частным садом мне казалось, что сыну будет трудно привыкнуть к другой, прямо скажем, менее в материальном плане комфортной обстановке и с большим количеством детей. Причем детей разных, из разных семей ( в Монтессори был примерно одинаковый социальный статус родителей, уровень их образования и пр.). Но в три года социализация набирает обороты и ощущение ребенка в "стае", его ранжирование без активного контроля взрослых (соотношение 1 воспитатель и 10 воспитанников или 1 воспитатель и 30 воспитанников - разница очевидна) были на первом плане и сын благополучно вписался в новый коллектив. В детском саду для социализации (неорганизованной, а что гораздо важнее для развития ребенка, особенно сейчас при минимизации уличного общения, стихийных игр, многопланового общения) больше условий, чем в Монтессори центрах.
Как психолог я работала по данной методике с детьми со специфическими потребностями - это индивидуальный подход, по принципу, который Вы излагаете "Монтессори педагог всегда надеется, что там, куда ребенок уйдет после школы, в нем увидят личность и будут ее любовно взращивать". Однако это особые дети и, конечно, мы надеялись, что их примут в обществе и будут бережно, с пониманием к ним относиться. Обычным детям на это в реальной жизни надеяться не приходится. Тут всплывает в памяти мой опыт работы в школе и то, как трудно было детям не из "обычных" детских садов. Нет преемственности между образовательными учреждениями, нет опыта взаимодействия в большом коллективе сверстников и др. Теплица или грунт - все равно не само растение растет, а с чьей-то помощью, а наша задача, чтобы Ребенок стал Взрослым, то есть самостоятельным.
Что касается того, что взрослые могут дать ребенку все, что ему нужно - возникают вопросы:
- Мы можем дать, а может ли ребенок это Взять?
- Мы не ошибаемся в своих представлениях о том, что ребенку нужно?
Вы, наверняка, знаете, что нынешние дети существенно отличаются от нас и коллектив сверстников им подчас может дать гораздо больше, чем мы. Слишком большой разрыв между поколениями, между реальностью, в которой воспитывались мы и сейчас воспитываются они.
Согласна с Ксенией******
В защиту метода: Современные Монтессори центры (именно настоящие Монтессори центры) прекрасно социально адаптируют детей. И творчество и физическое воспитание - все есть, но подход другой. Я советую почитать статью про Монтессори педагогику одного детского Монтессори Центра, который работает уже около 10 лет. У которых уже есть выпускники детских садов и даже начальной школы. Это ДРЦ Монтессори Вершина (Владивосток). Очень советую почитать: http://www.montessorivlad.ru/page/detsad/osobennosti.html
Спасибо за ссылку. Глупо было бы писать о минусах Монтессори -педагогики в качестве рекламы своего детского центра, согласитесь. Ко всему можно подходить поверхностно - восхищаться внешней обстановкой Монтессори -центров, в сравнении с простыми -то детскими садами, игрушками, сделанными из природных материалов, небольшим количеством воспитанников и соответствующим уровнем родителей других детей (все то, что позволяет делать бизнес на раннем развитии ребенка). А можно вникнуть в суть педагогического подхода, которому уже около 100 лет - дети тех времен и те, которые растут сегодня в современном информационном обществе явно отличаются друг от друга, во-первых, во-вторых, первый шаг к максимальному раскрытию способностей своего ребенка - знание его врожденных склонностей, второй шаг - знание детской психологии, когда и что находится в приоритете развития.
В защиту метода:
Очевидно, в статье изложено мнение, основанное на поверхностном знакомстве с материалом. Для того, чтобы принять адекватное и ответственное решение (все-таки речь идет о развитии ребенка), рекомендую почитать труды самой Марии Монтессори, изучить историю методики, ознакомиться с результатами (благо, метод работает уже более 100 лет - есть, с чем знакомиться), а также не забудьте посетить занятия в школе Монтессори. Кстати, дети там занимаются в группах, прекрасно взаимодействуя между собой. Творчества у них предостаточно - рисование, аппликации, вышивание, лепка, музыка... - больше, чем в обычном садике. Дети замечательно ведут себя в обществе. И вопросы нравственности, и приобщение к мировой культуре и искусству занимают очень серьезное место в воспитании по этому методу. Кроме того, упор идет не только на развитие интеллекта - значительная часть занятий направлена на физические упражнения. Для этого есть специально оборудованный класс.
Практика показала, что метод может не подойти лишь родителям (а не детям), неспособным работать над собой, над своим отношением к ребенку как к личности (а не собственности), изначально заслуживающей уважения.
За статью автору - спасибо, она побудила меня плотнее заняться изучением детской психологии и поднять из личных архивов соответствующую литературу. :)
Ксения, хочу заметить при том, что Вам "Очевидно", что с методикой Марии Монтессори я знакома давно и как психолог, и как мама, которая с малышом ходила на занятия в специализированный сад и знаю, как там дети "работают в группах" и в каких классах....
Конечно, методика дает результаты, и творчество никто не отменяет, но эффективность методики Монтессори, как и минимизация ее минусов возможна только если родители понимают суть этого метода, знают особенности своего ребенка.
Физические упражнения - это не социализация... То, что в классе присутствуют еще дети, которые сами выбирают, чем они будут заниматься - это не общение со сверстниками, как и выполнение ими заданий взрослого.
Моя знакомая, педагог с большим стажем, тоже говорит о том, что сейчас больше делается уклон на интеллектуальное развитие ребенка. Что толку, когда ребенок в первых классах складывает шестизначные числа, но при этом абсолютно не умеет себя вести? И тут еще особенно выделяются детки, пришедшие в 1 класс из дома. Они не ходили в сад, для них школа - это шок. Адекватно занимать свое место под солнцем они не умеют.
Подруга спрашивает: нужно ли ограничивать ребенка до 3х лет? Она прочитала , что нет, не надо, только полная свобода. Тогда он вырастет более смелым, научится делать выбор и т.д. Я с этим не согласна.
А как Вы думаете?
Елена, моя коллега верно заметила тенденцию того, что многие дети приходят в школу неподготовленные и зачастую не в плане знаний, а в плане отсутствия необходимых навыков общения со сверстниками, взрослыми, проблемами в области саморегуляции. Одной из причин этого является перекос в сторону интеллектуального развития и пренебрежение социализацией, как и "воспитание свободой" - это своеобразный родительский эксперимент. Нужно знать врожденные склонности малыша для того, чтобы верно определить стратегию родительского воспитания. Если, например, у вас кожный ребенок, то не ограничивать его, значит, не дать возможности наполнить его психическое. Вместо целеустремленного, дисциплинированного ребенка получим в итоге избалованное чадо, которое легко сядет на плечи кому угодно.
К каждому ребенку - свой подход.
С большим интересом читаю статьи по детскому развитию и эта одна из лучших.
Дочь ходит в садик, где есть зал Монтессори и какие то кубики Зайцева и еще многое другое.
Т.е. как вы и написали, эта методика в числе прочего.
Раньше всегда думал, да и сейчас многие говорят, что основное внимание нужно уделять развитию ребенка - чуть ли не с полугода.
Однако и в самом деле - будет развит, а контактировать с людьми не научится и вырастет неадаптант.
Может следующей статьей будет описание вашей методики?)
Спасибо, Виктор. Системный подход и есть на сегодня самое работающее, действенное средство для воспитания детей, понимания их особенностей и истинных потребностей.