Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Монументальная пропаганда. Часть 3

Монументальная пропаганда и популяризация большевистских и коммунистических идей через другие виды искусства в СССР стали не только социальным заказом, но и воспитательным моментом для анально-зрительной и кожно-зрительной творческой интеллигенции, привлеченной к сотрудничеству с советской властью.

Часть 1Часть 2

Монументальная пропаганда и популяризация большевистских и коммунистических идей через другие виды искусства в СССР стали не только социальным заказом, но и воспитательным моментом для анально-зрительной и кожно-зрительной творческой интеллигенции, привлеченной к сотрудничеству с советской властью.

Сверхзадачей, поставленной перед скульпторами и литейщиками, было создание памятников «революционной трудовой России и организация базы для их реализации в металле». Так, в 1922 году Губполитпросветом Петрограда была создана первая мастерская бронзового художественного литья, а в 1939-м она стала заводом «Монументскульптура». На этом заводе отливались монументы по моделям самых известных скульпторов Советского Союза: Опекушина А. М., Антокольского М. М., Беклемишева В. А., Андреева Н. А. На предприятии не уставали тиражировать скульптурные портреты вождей революции. Выполняя государственные заказы для всех крупных городов советских республик, литейщики работали не покладая рук.

На постановление об увековечивании памяти В. И. Ленина 1924 года откликнулись не только профессионалы, но и самоучки. Образ вождя Октябрьской революции рисовали, лепили и тесали из камня. Популярность Ленина в народе и спрос на его изображения способствовали появлению специальных заказов, усиливая пропагандистский эффект. «Монументскульптурой» было изготовлено памятников Ленину для более чем 20 городов страны, отлито 30 памятников Кирову для различных городов и республик.

Руководство в СССР хорошо для себя уяснило ленинскую фразу: «Мы не пожалеем сотен тысяч на агитацию». И их не жалели. Анально-зрительным художникам, архитекторам и проектировщикам, скульпторам-монументалистам для их работы художественный фонд выделял помещения под мастерские, ставя перед ними задачу монументальной пропаганды героизма советского народа, пропаганды созидания и пропаганды просвещения.

Самыми значительными и всемирно известными работами литейщиков «Монументскульптуры» стали заново воссозданная скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петродворце, сильно пострадавшая во время оккупации города немцами, и памятник Солдату-освободителю в Трептов-парке в Берлине.

В качестве кинопропаганды на экранах появляются фильмы «Волга-Волга», «Светлый путь», где героиня представлена как пример «материального и духовного раскрепощения женщины», получившей от советской власти право на работу, учебу и самостоятельность.

Советская власть ставит педагогическую цель — воспитание детей с коллективистской адаптацией в детских садах и яслях. Освободив от домашних забот женщин, помогает открыть «для самой отсталой и темной работницы, а затем и крестьянки, дверь в царство социализма».

Фильм «Свинарка и пастух» выводит на первый план все того же мышечника — сельского жителя, привечающего людей любой другой национальности, а значит, укрепляющего дружбу между советскими народами. Символом этих национальных отношений на протяжении всего существования СССР становится знаменитый фонтан «Дружба народов», расположенный на ВДНХ в Москве.

30-е годы были отмечены разного рода культурными событиями. Одним из самых значительных стала Всемирная выставка в Париже 1937 года. То ли устроители выставки пытались столкнуть двух противников лбами, намекая на их будущее противостояние, то ли из лукавого озорства французы распланировали участки земли под возведение выставочных павильонов так, что павильоны Советской России и фашистской Германии оказались один против другого.

Архитекторы усматривают сходство архитектурных стилей обоих сооружений, и это неудивительно. В замысле проекта советский архитектор Борис Иофан использовал приемы супрематизма, отличающиеся простотой и асимметричностью геометрических абрисов, перекликающиеся с композиционными мотивами Казимира Малевича. Супрематизм, став одним из основных направлений русского авангарда, быстро завоевал популярность на Западе, оказав сильное влияние на художественную и архитектурную элиту Европы.

Главное ядро искусства, которое принадлежало народу, базировалось на методе социалистического реализма и его противостоянии буржуазному искусству. Кроме того, Всемирная выставка в Париже 1937 года вскрыла назревавший конфликт двух идеологий: социалистической и фашистской, сделав его для всех очевидным.

Альберт Шпеер, придворный архитектор страдающего гигантоманией Гитлера, возводил для Третьего рейха дворцы и стадионы в античном стиле. Все представленные эскизы будущего выставочного павильона в Париже фюрера не устраивали, так как оказывались не способны открыто демонстрировать его идею «национального самосознания немцев». Отчаявшийся Шпеер неожиданно для себя «во время одного из своих наездов в Париж забрел в помещение, где был выставлен хранящийся в тайне проект советского павильона». Прямо на него с высокого цоколя триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Шпеер быстро «набросал расчлененный тяжелыми колоннами монументальный куб, который как бы преграждал им путь и о который, казалось, должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза... башни на русскую пару сверху вниз взирал орел со свастикой в когтях».

Альберт Шпеер заблуждался, когда писал о «вражеском порыве». СССР не стремился к нападению или агрессии, его жители занимались мирным созидательным трудом. Это характеризовали и сама главная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», и вся остальная мелкая декоративно-скульптурная пластика, украшавшая здание русского павильона снаружи и изнутри. Советское монументальное искусство через прославление мышечника декларировало всему миру свое отношение к человеку труда, его миролюбие, прогрессивный настрой и в его лице благополучие всех советских людей и их уверенность в будущем своей страны. Павильон СССР «в ярком образе выражает идею целеустремленности, мощного роста, непреоборимого движения Советского Союза на пути завоеваний и побед».

Немецкий скульптор Йозеф Торак, украшавший выставочный павильон Германии вблизи Эйфелевой башни, подражая великим мастерам Античности и эпохи Возрождения, для убедительности выбрал прообразом своих скульптур тех же мышечных мужчин, только в состоянии «война».

Идея «белокурой бестии» — истинного эталона «арийской» красоты — была сформулирована Фридрихом Ницше, а затем умышленно неверно истолкована и успешно перепродана нацистам его сестрой, прибравшей к рукам все наследие брата после его смерти. Мысль о воспитании сверхчеловека — представителя высшей расы пришлась по вкусу пропагандистам Третьего рейха.

Культ здоровья, силы, хорошо сложенных мускулистых тел популяризировался и насаждался в молодежных организациях «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд», физически и психологически формируя будущих воинов вермахта. Обожествление грубой физической силы естественным образом нашло свое отражение в монументальной пропаганде Германии.

Любые политические события неминуемо оказывают влияние на все искусство и особенно монументальное.

Воздвигнутый в 1947–1949-е годы памятник Солдату-освободителю в Трептов-парке в Берлине имеет свою подлинную историю. В апреле 1945 года солдат Николай Масалов, рискуя жизнью, спас трехлетнюю немецкую девочку. За этой скульптурой Евгения Вучетича, самой грандиозной из всех советских памятников, находящихся за пределами страны, а также всем мемориалом закреплен вечный статус памятника, «а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность».

Переосмысление военной темы, перед которой меркнет все личное и индивидуальное, дало новый импульс к творческим поискам идей для воплощения в монументальном искусстве соцреализма. Тема библейского пахаря в скульптуре «Перекуем мечи на орала», подаренной ООН Советским Союзом в 1959 году, и воина-защитника, будто бы вросшего всем своим мускулистым телом в родную землю, в «Стоять насмерть!» скульптора Евгения Вучетича снова заставляет вспомнить знаменитую фразу мышечников: «Из земли пришли, в землю уйдем».

В 60–70-е символ Родины-матери заменил образы революции, героев в буденовках, «Рабочего и колхозницу», знаменитую «Девушку с веслом». Оказавшись у власти, уретральный Леонид Брежнев направил все искусство, включая монументальное, на закрепление народной памяти о подвиге советских людей в Великой Отечественной войне. Он объявил 9 мая праздничным, выходным днем. Тема войны и Великой Победы не сходит со страниц печати, экранов кинотеатров и телевизоров.

Уретральный вождь тоже отличался гигантоманией, только у Брежнева она была оправданной. Он очень точно уловил значение и роль мышечного человека в истории СССР и событиях последней войны, возвеличивая его в парадах Победы и на огромных мемориальных комплексах от Прибалтики до Владивостока.

Леонид Ильич вывел из тени забвения образ маршала Советского Союза Георгия Жукова, напомнив всем, кому народ обязан своим освобождением. Окажись Брежнев более здоров и не произойди перестройка, не заставило бы себя ждать возведение памятников уретральникам: маршалу Победы Георгию Жукову и героям космоса, среди которых скульптуры Юрию Гагарину в Москве и Люберцах.

Когда-то президент США Ричард Никсон назвал пропаганду самым дешевым способом обеспечения государственной безопасности, потому что один доллар, вложенный в пропаганду и информацию, способен сохранить 10 долларов, вложенных в вооружение. Еще неизвестно, где и как будет работать оружие, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно.

Каждая эпоха имеет своих героев и свои внутриполитические события. На смену гигантизму уретрального Брежнева, социалистическому реализму Сталина, идеологизации культуры и искусства, пропаганде здорового образа жизни в разрушенный Советский Союз пришли меркантильные ценности кожной фазы развития. Архитектор перестройки, благополучно развалив страну, выпустил из бутылки кожного джина, образчики которого и пытаются воссоздать в своих жалких уличных творениях современные скульпторы.

Ну что ж, какова эпоха — таково и монументальное искусство. У каждого времени свои закономерные особенности движения и развития.

Корректор: Гиляра Темирьянова

Автор публикации: Светлана ФРОНТЦЕК, системный психолог.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 132200 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132200 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 132200человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 4
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Надя Чеприна 12 мая 2014 в 16:05

от корки до корки - всё правда. даже озарение какое-то произошло)) а по сути и ныне реклама/пропаганда двигатель (торговли, идеи,...) - того, что можно взрастить в сознании человека.

Anna Kuzmuk 18 октября 2013 в 18:10

Потрясающий, глубокий системный разбор! Светлана, аплодирую стоя!

Alex Gvardiyan 08 сентября 2013 в 02:09

Неплохая статья. Но, по-моему, уж слишком обожествляется коммунизм, с чем я не совсем согласен.

Ольга Чебаевская 13 мая 2014 в 22:05

Системно-векторная психология не обожествляет коммунизм, а объясняет данное явление с научной точки зрения, раскрывая и закономерность его возникновения, и его значение в развитии человечества.

В развитии человечества роль любых идей (научных, религиозных, социальных и др.) связана с первичной реализацией свободы выбора и воли: человек не плывет по течению, а сознательно улучшает свою жизнь и общество в целом через реализацию тех идей, которые он считает правильными. СССР был несовершенным, преждевременным государством. Его коммунистическая идеология была попыткой подчинить более мелкие эгоистические желания более глобальным целям - тем, которые связаны с благом общества и с его будущим.

Но человечество уже отработало этап идей, идеи «закончились». Человечество идет вперед, каждый новый этап развития - это прогресс по отношению к предыдущему этапу. Относительно настоящего времени коммунизм бессмысленен, он не ведет нас в будущее, не способствует прогрессу. Именно поэтому Вы оцениваете коммунизм отрицательно. Да, действительно, с высоты нашего сегодняшнего этапа развития коммунизм является неверным путем. Но это не потому, что этот путь неверен сам по себе, а потому что он неверен сегодня, так как мы уже «переросли», отработали этап идей. А относительно прошлого времени он был необходим. Системно-векторная психология показывает каждое явление не только относительно настоящего и будущего, но и относительно прошлых этапов, раскрывая обусловленность каждого события строгими и неизбежными законами психического и выявляя их вклад в развитие человечества.