Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Бремя толерантности или нравственный долг русских? Наш ответ на национальный вопрос

Мигранты… Они занимают наши рабочие места, едят наш хлеб, дышат нашим воздухом. Одним своим видом они повышают градус общественного брожения, раздражают и без того оголенный нерв народного недовольства жизнью. Понаехавшие со своим уставом в наш монастырь, они непрошеные гости, независимо от социального статуса, внешнего вида и поведения, чужие на нашем ландшафте. Мы их не хотим. Только почитайте: «Они стреляют! Они бьют наших детей!».

Мигранты… Они занимают наши рабочие места, едят наш хлеб, дышат нашим воздухом. Одним своим видом они повышают градус общественного брожения, раздражают и без того оголенный нерв народного недовольства жизнью. Понаехавшие со своим уставом в наш монастырь, они непрошеные гости, независимо от социального статуса, внешнего вида и поведения, чужие на нашем ландшафте. Мы их не хотим. Только почитайте: «Они стреляют! Они бьют наших детей!».

Мало нам бесстыдства чиновников, не видящих границ между своим и народным добром, мало того, что нам и так недодают жилья, медицинской помощи, работы, мы лишены элементарной безопасности. Словом, есть на что обижаться, а тут еще и эти «нацмены» добавляют масла в огонь. О росте этнической преступности твердит вновь и вновь бередящая национальный вопрос пресса.

Парень ударил парня, ударил профессионально — насмерть. Трагедия. Но повод ли для придания статуса «самого громкого процесса года»? С точки зрения газетчиков, еще какой, ведь убийца — дагестанец, пришлый, чужой, страшный и ужасный «даг»! Газеты не жалеют разворотов для освещения события, и спустя неделю после оглашения приговора запись из зала суда снова и снова транслируется по центральному телевидению.

Дураки или нарочно?

Националистические лозунги все чаще мелькают в СМИ. Сплошь и рядом придаются огласке рядовые события из разряда хулиганств, если только «отличились» представители иноэтнических групп, прежде всего выходцы с Кавказа, ведь именно им усиленно фабрикуемое прессой общественное мнение вручило пальму первенства как возбудителям неприязни. Парням приходится соответствовать — они постреливают от радостного возбуждения к ужасу местных граждан.

Не брезгуют «писатели газет» и проверенным в веках радикальным средством. Исчерпав скупые аргументы против сельского учителя, государственный обвинитель якобы призывает присяжных не обращать внимания на его показания: трудно представить себе, что человек с такой фамилией решил помочь деревне! Высказывался или нет прокурор в таком духе, но почти в каждом сообщении о судьбе неудачно сходившего в народ учителя намеки на особенности его фамилии присутствуют. Хочется спросить, вы дураки или нарочно? Неужели все, что пробурчала нездоровая наци-анальная утроба, необходимо транслировать по всем «радиостанциям»? Внутренний цензор, ау!

Национальный вопрос в современной России стоит чрезвычайно остро. Исторически многонациональная Россия, наверное, впервые испытывает кризис наций такой силы. Неслучайно в своей предвыборной статье В. В. Путин рассматривает межнациональное согласие внутри страны как одно из главных условий сохранения государственности. С обострением межнациональных противоречий сегодня сталкиваются даже те европейские страны, которые гордились своей толерантностью. На европейском уровне «мультикультурный проект» провалился, а значит, вызывает сомнение сама модель государства, построенного на основе этнической идентичности. Европа уже получила отрицательный опыт. Поспешно отделившимся национальным государствам постсоветского пространства сделать это еще предстоит.

Ненависть как норма жизни недоразвитых

Нездоровое возбуждение на национальной почве возможно только в условиях неблагоприятных для жизни, духовного роста и развития человека, когда обыватель (в хорошем смысле) не видит положительной перспективы для реализации себя в обществе. Системно-векторная психология Юрия Бурлана подробно анализирует процессы (не)адаптации психики людей к новым для России условиям существования.

Именно контрарность личностных, ментальных ценностей подавляющего числа наших соотечественников требованиям кожной фазы развития общества потребления лежит в основе невероятного социального напряжения, которое мы имеем несчастье наблюдать сегодня в стране. Неприязнь на национальной почве — лишь одно из проявлений захлестывающей ненависти друг к другу.

В современной России миллионы людей определенного психического склада (носители анального вектора, в терминах системно-векторной психологии) застряли в состоянии глубочайшей обиды на общество, они не реализованы, не востребованы, они глубоко несчастны. Вбросить таким людям идейку, что в их бедах виноваты «понаехавшие инородцы», ума не надо. Анальный вектор в нереализованном, неразвитом состоянии — самая плодотворная почва для культивирования обид и жажды мести.

Подобие облегчения, куцее удовольствие испытывает такой индивид, когда ему указывают, кто именно виноват в его беде. Поскольку в силу ряда причин полноценные удовольствия развитой личности ему недоступны, то в полном соответствии с архетипичной видовой ролью такой анальный защитник пещеры бросается на «врага», защищает «чистоту» нации от «грязных» посягательств извне, начинает вершить «справедливость» — мстить. Если анальный вектор подкреплен еще и мышечной составляющей, где в базе разделение на своих и чужих, — давление в капсуле живого вещества повышается только от вида носа чуждой формы.

Системная расшифровка «культурного кода» России

В России многонациональность исторически складывалась веками по своей особой формуле. Россия не «плавильный котел» Америки и не мозаика мононациональных государств Европы. Россия шла по пути «обтекания», а не ассимиляции других народов, объединяя их общей для всех русской культурой, общими ценностями, единым русским «культурным кодом». Именно поэтому идентификация русского на Западе происходит независимо от его этнической принадлежности. Для немца равно русским будет и узбек, и украинец, и молдованин. Именно поэтому практически все народности, входившие в состав Российской Империи, живы до сих пор.

В. Соловьев считал, что русские имеют определенную обязанность, нравственный долг по отношению к другим народам — сохранение и развитие этих народов в общей культурной среде. Системно-векторная психология подтверждает выводы философа на уровне структуры психического. Уретрально-мышечный менталитет России призван отдавать по нехваткам другим — это его задача на ландшафте и условие выживания стаи, то есть всех народов в составе России. Эти свойства русской ментальности позволили России сохранять многонациональную целостность на протяжении веков вплоть до коллапса 1990-х. Сейчас процесс собирания земель на евразийском пространстве возобновляется, а это значит, что потоки переселенцев возрастут. Готовы ли мы принять их адекватно?

К смерти готов

Мы выходим во двор и видим людей, непохожих на нас — они иначе одеваются, двигаются, говорят, они вызывают непонимание, неприязнь и… страх. Казалось бы, они ничем не угрожают, но ведь непонятно, что от них ждать — от чужих? Испытывая подобные чувства, мы на уровне психического вновь оказываемся в начале истории, когда впервые получив в ощущения ближнего, человек познал и первое социальное чувство — глубокую неприязнь, замешанную на страхе, что этот ближний отъест от нашего куска.

Не появись ограничения этой неприязни в виде определенных запретов на первичные позывы, начало истории человечества одновременно стало бы и ее концом. Именно кожный запрет на убийство внутри стаи и воспоследовавшие культурные ограничения в зрении сделали возможным дальнейшее существование человека как биологического вида. Сейчас, испытывая первобытную неприязнь к людям, мы ставим эти законы и ограничения под сомнение, то есть внутренне, в психическом готовы прекратить свое существование. Мощным катализатором слома первобытных запретов является страх.

Чуть помедленнее, первичные позывы, чуть помедленнее…

Страх перед иными людьми есть ни что иное как нехватка в зрении, то есть в культуре. Системно-векторная психология доказывает это, рассматривая зрительный вектор в развитии между двух полюсов — страхом и любовью, где любовь не абстрактное «возлюби ближнего», а конкретный результат труда, итог преодоления страха за себя. Современная нам зрительная культура во главу угла ставит сохранение жизни человека. Страх в зрении также приводит к одному лишь желанию — выжить любой ценой, но только не всем, не человечеству или даже просто другому человеку, а мне одному здесь и сейчас.

Из страха в любовь поднимался в своем развитии зрительный вектор человечества, чтобы создать культуру как систему запретов на первичные позывы и гарант выживания. Обрушиваясь в страх, мы мгновенно теряем это коллективное завоевание и на поводу первичных позывов начинаем движение к гибели. Пустоту от разрушенного культурного слоя очень быстро наполняет вирус национализма — одно из проявлений первичных позывов. Национализм может принимать разные формы, оглаживать благообразную бороду «патриотизма» или откровенно размахивать свастикой, но это всегда выражение эгоизма нации, ведущего ее в тупик, а не к развитию и совершенствованию.

Единство непохожих

Крах культуры вместе с обрушением СССР привел к лавинному росту национализма и сепаратизма, когда народы некритично восприняли призыв Бориса Ельцина «брать суверенитета, сколько влезет», а в результате было нарушено культурное единство, рухнула страна, идеологической основой которой многие десятилетия был интернационализм. Много маленьких Швейцарий не получилось.

Чем скрепить нарушенное единство? Восстановление экономических связей, воссоздание разрушенной и строительство новой инфраструктуры — необходимая, но не достаточная предпосылка. Все это возможно только на базе общей культуры и осознания нас единством пусть непохожих, но близких по духу народов с 1000-летней общей историей. Пока общая культура не встанет над зовом крови — будет кровь.

Лжепатриоты кричат, что, включая в состав России иные народы, принимая миграционные потоки, мы якобы потеряем национальную идентичность или нечто подобное. Хочется напомнить этим возбужденным господам, что Россия никогда не боялась влияния извне и ради сохранения целостности государства, ради будущего развития не боялась даже призвать на правление варягов, а при Петре училась у Европы, опять-таки не боясь, что это повредит российской национальной идентичности или нарушит государственную целостность.

В результате Россия только приобрела. Стоит ли сейчас страшиться миграционного переселения народов? Однозначно нет, а вот навести порядок у себя перед приемом гостей нужно. Сами-то мы настолько ли культурны, достойны ли учить других? Что мы можем дать этим мальчикам из кишлаков, кроме неотапливаемой бытовки и доширака? Большие темы и необъятное поле для работы над собой.

Культурное развитие людей, их просвещение начинается с малого, с того, что человек начинает понимать, отчего другой не так одевается, почему он не ест то, что мы едим. Это не навязшая в зубах толерантность, синоним глагола «терпеть», а глубокое осознание желаний другого как своих. Такое возможно только путем осознания своего психического, а вместе с этим и психического других людей независимо от их национальной принадлежности. Почему именно я испытываю неприязнь к людям иной национальности? Правильная постановка вопроса — уже половина ответа.

Можно ждать, пока чиновники от масскульта проникнутся насущными потребностями народа и вместо бесконечных стрелялок и тупых ток-шоу покажут нам кино про очаровательного таджикского дворника, остроумного грузинского водителя маршрутки, восточную красавицу из супермаркета или самоотверженного чеченского врача. А можно, не вставая с дивана, пройти тренинг «Системно-векторная психология», перестать толерантно терпеть соседа и начать, наконец, жить, как прописано в изначальном сценарии, то есть счастливо.

Список литературы:

В. С. Соловьев «Национальный вопрос в России», 1888 г.

В. В. Путин «Россия: национальный вопрос», 2012 г.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128098 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128098 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128098человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 8
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Elena Shapoval 08 мая 2014 в 22:05

"Именно контрарность личностных, ментальных ценностей подавляющего числа наших соотечественников требованиям кожной фазы развития общества потребления лежит в основе невероятного социального напряжения, которое мы имеем несчастье наблюдать сегодня в стране" - пишет автор. Для тех, кто проходил тренинг в этой небольшой цитате открывается огромный пласт информации. Про фазы развития человечества, про условия развития менталитетов отдельных народов и человека, как такового, можно узнать только на тренинге по системно-векторной психологии. Но уже бесплатные вводные лекции раскрывают очень много в познании себя.

Максим Девицин 17 мая 2013 в 12:05

Проблема серьезнее, чем кажется. Культурная надстройка дается при воспитании, пока ребенок подрастающий.. взрослого уже не перевоспитаешь.. И что мы видим сегодня в школах? Не в каждой школе даже развитые зрительные учительницы готовы прививать детям культуру. Ужас ведь.. что творят современные дети.. зверята - страшно, накинутся и съедят с потрохами добрую и ласковую учительницу. Съедают сегодня словом, высмеиванием - не слышно слов учителя за гоготом оравы детей. Как привить те важные и нужные ценности поколению, которое растет в ментальных ценностях легкой наживы и вседозволенности? На фоне "геройского" кидалы лохов, который все подминает под себя и плевал на других, любые развитые свойства оказываются ослабляющими человека, становятся невыгодными, ведь развитый человек работает на пользу обществу и оказывается обсмеян "геройским" ворьем.

Анастасия Довнар 13 мая 2013 в 22:05

С особой теплотой вспоминаю как при Советском союзе не было разделения на своих и чужих, все были на равных. А этот многонациональный лагерь для детей "Артек" - это вообще потрясающая вещь была, туда мечтал попасть практически каждый... В то время пришлось поездить по разным концам страны - это на самом деле было единение, при отсутствии интернета, друзьями были и узбеки, и татары, и белорусы, и удмурты... все люди, с которыми сталкивала судьба. Не говоря о том, что ближайшие родственники сейчас живут повсюду - от Байкала до Германии, и никто не жалуется, что ему плохо. Проблема не в национальности, проблема в головах...

Ирина Каминская 1 14 мая 2013 в 01:05

Совершенно верно. Потому и корёжит от национализма любого, как стыдная болезнь всё это, и распространяется так же быстро, увы.

Elena Smirnova 12 мая 2013 в 13:05

Так случилось, что однажды забыла сумку в маршрутке. Вернулась на остановку, откуда выходила и просто села в очередную, которая ехала по тому же маршруту. Без всякой надежды объяснила водителю (восточной национальности) свою проблему и...он тут же принялся вызванивать, спрашивая коллег про потерянную сумку. Её нашли - оперативно и бесплатно. Вот так. А всё остальное - личные проблемы в отдельно взятой голове.

Ирина Каминская 1 12 мая 2013 в 15:05

Хорошо, что помог. Да они ребята отзывчивые, а уж девушке помочь - дело чести!

Павел Сафронов 11 мая 2013 в 15:05

"...Можно ждать, пока чиновники от масскульта проникнутся насущными потребностями народа и вместо бесконечных стрелялок и тупых ток-шоу покажут нам кино про очаровательного таджикского дворника, остроумного грузинского водителя маршрутки, восточную красавицу из супермаркета или самоотверженного чеченского врача..."

Гыгыгы...и разговаривающую лошадь и летающих крокодильчиков.... :))))

Svetlana Tsilyurik 09 мая 2014 в 20:05

"Культурное развитие людей, их просвещение начинается с малого, с того, что человек начинает понимать, отчего другой не так одевается, почему он не ест то, что мы едим. Это не навязшая в зубах толерантность, синоним глагола «терпеть», а глубокое осознание желаний другого как своих." - Вам советую перечитать статью ещё раз, может усвоится?