Не хочу учиться! Разбираем причины
Процесс обучения — это всегда общение между учителем и учениками. Так почему тогда радость открытий сменяется унынием, а восторг от школы — ненавистью к ней?
Дети обладают удивительной тягой к познанию мира. Благодаря своему любопытству и склонности к приключениям они готовы с радостью окунуться в необыкновенные испытания, преодолеть преграды, лишь бы открыть для себя нечто новое про этот удивительный мир.
Так почему тогда радость открытий сменяется унынием, а восторг от школы — ненавистью к ней?
Восприятие мира детьми и взрослыми — разные ракурсы
Мы, взрослые, часто спрашиваем детей об оценках, домашних заданиях, иногда вместе сетуем на слишком большую нагрузку в школе. Но забываем спросить о чувствах и внимательно выслушать ответы о самом главном — о том:
-
Нравится ли ребенку учитель и то, как он общается с ребятами?
-
Кто из ребят нравится или не нравится? И почему?
-
Насколько вообще дружны ребята в классе?
-
Какая общая обстановка в школе?
-
Во что играют на переменах?
-
Обижают ли друг друга? А может, вообще обзываются или дерутся между собой?
Важно выяснить, чувствует ли себя ребенок в безопасности, когда общается с учителями и детьми.
Чувство защищенности и безопасности и есть фундамент, на котором расцветает желание учиться. А если его нет, увядает даже самое горячее желание постичь что-то новое.
Что чувствует ребенок в школе?
Что ощущает ребенок, когда он видит, что одноклассника травят, обзывают или обижают? Дети непроизвольно начинают примерять подобные ситуации на себя, они отождествляют себя с тем, кого дразнят.
Хотя били, унижали не его, коготочки ужаса уже вонзились в душу. Там возникает рана, которая постепенно воспаляется и болит.
В какой-то момент на месте радостного и необъятного желания учиться поселяется страх. Те усилия, которые должны быть направлены на познание нового, уходят на то, чтобы сохранить себя, свою целостность. Не опозориться.
Желание к познанию нового разбивается вдребезги и превращается в уныние и нежелание учиться.
Как возникает дисбаланс в системе обучения?
Когда фундамент безопасности начинает даже по маленьким кусочкам рушиться, у детей возникает ощущение буквально психологического землетрясения.
Когда человек теряет равновесие, то он непроизвольно принимает наиболее комфортную позу, чтобы не упасть, не разбиться. То же самое происходит и с детьми. Они начинают искать психологические способы удержаться на плаву, защитить самих себя. Каждый делает это по-разному.
Одни устраивают драки, другие обзываются, третьи закатывают истерики, а четвертые начинают мельтешить, суетиться или проявлять гиперактивность. В итоге внимание учителя направлено не на процесс обучения, а на проблемы дисциплины в классе.
И вот уже вся система обучения приходит в дисбаланс. Дети стараются защитить себя, учителя борются за дисциплину или внимание учеников, а процесс передачи знаний остается на обочине. Вместо постижения нового все заняты другими вопросами.
Настоящая катастрофа — это когда ребенку не на что опереться. Однако, несмотря ни на что, его природное желание учиться никуда не девается, и можно попробовать вернуть ребенку интерес к учебе.
В стрессе мозг решает другие задачи
Мозг развивается путем создания все новых и новых нейронных связей. Но обработка информации о выживании приоритетна. Если ребенок берет на себя этот груз, то у него не остается сил, внимания на обучение.
У него формируются простенькие нейронные связи. Например, как бы уговорить бабушку подарить ему айфон новой модели или купить крутые кроссовки, может быть тогда его не будут «чморить» одноклассники.
А процесс развития сложных нейронных связей резко притормаживается. Сначала возникают пробелы в знаниях, затем непонимание причинно-следственной логики предмета. В итоге ребенка накрывает лавина непонимания школьных предметов.
А когда мы что-то не понимаем, мы это не любим. Никто ведь не хочет ощущать себя дураком.
Постепенно у ребенка угасает интерес к учебе.
Дети сами не замечают, как их накрывает это цунами. Но признаки этого бедствия диагностируются задолго до его возникновения — через те самые простые вопросы об обстановке в школе, классе, отношениях между ребятами и учителями.
А в самых сложных ситуациях возникает ненависть к школе, учителям, одноклассникам. Иногда эта ненависть может взорваться стрельбой в школе. Ведь это то место, где его все ругают, никто не понимает, травят и учителя, и дети. Вам самому хотелось бы находиться в подобном месте? Уверена, что ваш ответ будет — нет.
Но взрослые могут уйти с ненавистной работы, поменять токсичный коллектив. А дети вынуждены находиться в этой обстановке в течение 11 лет.
Что могут сделать дети? Почти ничего. В лучшем случае, если у родителей есть возможность, они могут попробовать поменять школу или перейти на онлайн-обучение.
Сначала в ход идут отговорки, что у него что-нибудь болит, учительница плохая, с ребятами поссорились, и вообще — не хочу учиться. Но все это вариации одной песни с припевом «мне в школе плохо!».
Лень — главный враг в обучении
Когда дети не хотят учиться, мы обвиняем их в лени. Однако лень свойственна детям от природы. Это естественная часть человека. А нам, взрослым, нужно с этим работать.
Первичные навыки преодоления лени формируют родители. Садик и школа затем подхватывают эту эстафетную палочку.
Любой ребенок — это сгусток энергии. В нем пульсирует жизнь. Только в детстве можно бегать и прыгать день напролет. Именно в этом восторженном состоянии он познает мир через принцип удовольствия. Делает первые шаги, пробует жизнь на вкус, запах и цвет, а затем уже шагает все выше и выше по ступеням познания.
Идеально, если в этом пути родители поддерживают и направляют ребенка, радуются вместе с ним, вовлекают в процесс познания нового. Своей поддержкой родители разделяют с ребенком восторг от преодоления преград, дают распробовать вкус счастья, испытывают воодушевление от достигнутых целей.
При этом взрослым не стоит создавать и слишком «тепличных» условий. Задачи должны быть посильны, а иногда и чуть сложнее обычного. Ведь без напряжения невозможно испытать восторг открытий и радость преодоления.
Без вовлечения со стороны взрослого в развитие и учебу ребенок часто предпочитает удовольствие, которое проще всего получить.
Он ленится, вместо даже минимальных усилий в учебе предпочитает смотреть телевизор и YouTube, играть в телефон и компьютер.
Ребенок может лениться, даже оставаясь очень активным: весь день гонять мяч во дворе все же гораздо менее энергозатратно, чем читать книги или решать задачки.
Воспитать в ребенке навык преодолевать лень, получать настоящее удовольствие от познания и достижений, а не куцее — от еды, сна или простеньких развлечений, — это первостепенная задача родителя.
О том, как происходит процесс вовлечения ребенка в учебу и преодоление трудностей через базовый бессознательный принцип, принцип наслаждения, в деталях рассказывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».
Отношения с учителем — важный фактор в желании учиться
Процесс обучения — это всегда общение между учителем и учениками. К сожалению, не только дети могут вести себя как дикари. Учителя тоже добавляют свою «ложку дегтя» в процесс обучения. Каждый может вспомнить свою грустную историю, когда ненависть к предмету возникала через неприязнь к учителю, который оскорблял, навешивал ярлыки, унижал или просто орал на уроках.
Иногда бывают и слишком добренькие учителя, которые не дают должной нагрузки и ставят хорошие оценки не за знания, а за то, что ребенок просто тихо сидит на уроке. И еще вопрос, что хуже.
В любом случае только родители могут встать на защиту детей. Требовать от администрации школы принимать адекватные меры. Ведь именно взрослые отвечают за создание безопасной и психологически комфортной обстановки в школе.
Школа — это коллектив, который всегда сильно воздействует на ребенка.
Окружение значительно влияет на нас, помогая или мешая развиваться.
Прежде всего, необходимо воздействовать на атмосферу в школе, а затем уже решать индивидуальные вопросы по разным предметам.
Важно: безопасность детей в школе обеспечивают взрослые.
Родительский комитет школы должен требовать от учителей пресекать любое унижение учащихся.
Когда учитель встает на сторону слабого, плаксивого или замкнутого ученика, естественно по делу, а не потакая его капризам, то десятки детей в классе мгновенно ощущают, что если их вдруг обидят, обзовут или станут насмехаться, то учителю не будет все равно. Учитель встанет на их защиту.
Учителя, даже не столько своими словами, сколько поступками, оказывают сильное воспитательное воздействие на своих учеников. В дальнейшем дети под руководством взрослых сформируют свой костяк, ведь у них уже будет перед глазами пример заступничества по-настоящему. И уже это ядро коллектива не позволит обижать своих товарищей, появятся соревновательные цели на лучшие достижения в учебе, ребята будут помогать друг другу — не через подсказки и «дам списать», а реальной помощью: объясняя материал понятными для одноклассника словами.
Наша школа имеет такой опыт, — это, например, педагогика сотрудничества, метод Шаталова и других педагогов-новаторов. Педагоги объединяли коллектив детей на позитивном сотрудничестве и сражались с главным врагом обучения — ленью и неспособностью преодолевать препятствия в обучении, хотя бы на минимальном уровне.
Все поправимо и решаемо. Особенно если коллектив дружный и дети ощущают себя в безопасности.
Как интересно после тренинга понимать причины поведения детей. "Ты лентяй, ты не хочешь учиться, дворником будешь! ". Так уже не скажу. Спрашиваю сына об отношениях с одноклассниками, понимаю, как это влияет, пытаюсь сохранить доверие.
В статье такие хорошие блоки. Прям учебник родителя. Спасибо большое
Смотрю на современных родителей и глубоко им сочувствую, когда начинается учебный год. Хотя есть современные знания и они доступны всем...
Детально описаны все моменты - очень узнаваемо. Столкнулась с массой этих нюансов, когда младший сын пошел учиться, вот тут и поняла, что такое окружение, педагог настроенный на результат, мотивация ребенка и все остальное...
Очень точная картина про учебу. Можно сказать, что сейчас это массовая проблема и родители "списывают" нежелание учится на лень. На самом деле и в системе школьного обучения много препонов для нормально развития детей. Стресс в школе, прессинг от родителей дома, агрессия со стороны окружения - не до учебы совсем в такой ситуации детям, которые не могут это адаптировать.
У меня на тренинге через осознание травм пришло понимание того, почему не складывалось с англ.языком. Причиной было неприятие учителя. А ненавидя учителя я ненавидела предмет.
После осознания ушел блок на изучение языка.
У кого-то это огромная травма от травли одноклассников. Тогда мозг совсем отключается.
Александр, мне нравится ваша мысль. Тем более есть множество отзывов, когда участники тренинга отмечают изменения в ВОСПРИЯТИИ материала, и замечаютю что стали лучше учиться.
Хорошая статья. Можете сделать про обучение уже взрослых, которые несут травмы из школьных лет?
Александро, травмы школьных лет могут быть самые разные - с учителем не повезло - ругал, обзывал, высмеивал перед всеми, или не складывалось со сверстниками общение - от чего и не хотелось ни в школу, ни учиться, а может родители требовали учиться на одни пятерки - а это давалось так тяжело, что отвращение к учебе пошло... Столько всего может быть... И все может мешать обучению во взрослом возрасте...