Нежный мальчик, или Почему мужчины плачут
Нередко воспитание формирует в сознании такого чуткого мальчика крамольную мысль «Я не соответствую требованиям, которые предъявляют к мужчине, со мной что-то не так». В мужском коллективе он чувствует себя ниже других, и может стать объектом для насмешек и манипуляций...
Чуткий большеглазый малыш. Такой добрый - и мухи не обидит. Не может оставаться равнодушным при виде бездомных животных: жалеет их, подкармливает, приносит в дом на "радость" родителям. В дождь он ходит на носочках - маневрирует между дождевыми червями, опасаясь оступиться и нанести вред, - любая жизнь для него священна. Бывает, плачет по пустякам: услышит грустную песню, или, например, узнает, что цветы увядают с наступлением осени. Обожает смотреть, как мама прихорашивается, - украшения и макияж завораживают его.
Мы часто находим это странным. Воспринимаем подобное поведение как очередной этап взросления: "Вчера вот ел песок, теперь это. Ничего, скоро пройдет - повзрослеет". Если не проходит, начинаем злиться: "Все время ревет! Нытик! Что с тобой делать!". Начинаются попытки вылепить из робкого мальчишки настоящего мужчину. Для его же блага, конечно. Чтобы мог постоять за себя, и осознал наконец-то, что цветы - это просто растения, животные - всего лишь элемент пищевой цепочки, а черви – наживка для ловли рыбы.
Нередко воспитание формирует в сознании такого чуткого мальчика крамольную мысль «Я не соответствую требованиям, которые предъявляют к мужчине, со мной что-то не так». В мужском коллективе он чувствует себя ниже других, и может стать объектом для насмешек и манипуляций. Он готов многое сделать, чтобы «настоящие мужчины» его приняли, признали – несет из дома игрушки, сладости, деньги – но это не помогает.
Кажется, все наши усилия воспитать сына «настоящим мужиком» обречены на провал. Но туда ли мы ведем его развитие и не делаем ли хуже?
Что же это за зверек, и чем обусловлено его поведение? Попробуем понять с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Взгляд изнутри
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет поведение человека, его желания и предрасположенности к тому или иному роду занятий, используя понятие «вектор». Вектором называется набор психических свойств, заложенный в нас с рождения и обусловливающий наши ценности и устремления.
Всего выделяют 8 векторов: кожный, анальный, уретральный, мышечный, зрительный, звуковой, обонятельный, оральный. В одном человеке могут присутствовать несколько векторов.
О зрительном векторе
У представителей этого вектора особенно чувствительный зрительный анализатор - они видят мир на порядки ярче, чем все остальные. На заре человечества обладательницы зрительного вектора исполняли роль дневных охранниц стаи – только их зоркое око было способно на большом расстоянии заметить приближающегося хищника, распознать его естественную «маскировку» на фоне ландшафта. О надвигающейся опасности зрительница предупреждала сородичей ярким запахом страха и, если это делалось вовремя, то стая успевала спастись. У зрительных мальчиков была другая судьба: они, единственные из мужчин, не имеющие видовой роли, в древние времена не выживали.
Базовая эмоция, с которой рождается каждый зрительный человек - это страх смерти. Ведь чем сильнее испуг в момент опасности (чем ярче запах), тем больше вероятность того, что предупреждение будет «услышано» стаей вовремя. Поэтому и заложен в зрительном векторе врожденный страх, который при развитии человек учится выносить наружу через сопереживание и сострадание к другим.
У зрительного человека - широкий эмоциональный диапазон: от панического страха за свою жизнь до сумасшедшей любви ко всему живому. Какую часть этой шкалы займет психическое отдельного человека - определяется степенью развитости и реализации его «зрения».
Выделяют 4 уровня развития зрительного вектора: неживой, растительный, животный и уровень человека.
На неживом уровне красоту этого мира зрительник видит лишь в его неодушевленных проявлениях: красивых пейзажах, модной одежде, ярких необычных предметах интерьера. Человека идентифицирует по внешности – как тот выглядит, одевается. А вот его внутренний мир ценности для такого «зрения» не представляет – проявление чувств, эмоций скорее будет вызывать дискомфорт, неловкость.
На растительном уровне мы, зрительники, уже осознаем ценность жизни – способны наслаждаться цветами, строить эмоциональные связи с животными и - неглубокие – с людьми. Нашего сочувствия хватает на растения, бабочек, котят, щенков и прочую живность, но для человека его еще недостаточно. Мы можем поверхностно ощущать другого человека: видеть, что ему плохо, но глубже не погружаемся – нам там неуютно.
Животный уровень развития зрительного вектора характеризует возросшая ценность жизни другого человека – мы способны ощущать его внутренние состояния, переживания и эмоции. В некоторых случаях можем и готовы разделить чужую душевную боль – ощущая и переживая её как свою, и облегчить тем самым страдания этого человека; искренне ликовать вместе с ним, когда он счастлив, еще больше усиливая это светлое ощущение.
Пик развития зрительного вектора – уровень человека. На этой ступени мы готовы на все ради людей, которые оказались в тяжелых условиях, даже жизнь отдать – лишь бы облегчить их страдания. Яркими представителями этого уровня развития являются Одри Хепберн, Чулпан Хаматова.
«Буду мужчиной!»
Все эти уровни, один за другим, ребенок проходит в возрасте от 3 до 16 лет. Важно, чтобы в этом интервале, он чувствовал поддержку родителей, ощущал защищенность и безопасность. И здесь возникает проблема. Если для девочек поведение, диктуемое зрительным вектором, считается нормой, то развитие мальчиков часто подавляется окружением – родителями, друзьями, одноклассниками. Как правило, это требования быть мужчиной - не распускать нюни (ведь «мужчины не плачут»), уметь защитить себя (быть способным отнять жизнь и отдать свою), прокормить семью, не заниматься «бабскими делами».
Такой образ вносит диссонанс в психику юного зрительного мальчика - от него требуют, а он, как бы ни старался, не может вписаться в эти рамки. Ощущая зрительную составляющую своего характера чем-то плохим, ненужным, мальчик будет стараться подавлять её проявления – в таких условиях развитие вектора останавливается. Страхи, неуверенность, ощущение своей неполноценности, жалость к себе, вступление в гомосексуальные отношения ради защиты – лишь небольшой список последствий неразвитости и нереализации зрительного вектора у мужчины.
«Буду человеком!»
В развитом состоянии мужчины со зрительным вектором прекрасны. Их стремление к красоте и особое видение мира позволяет им создавать шедевры живописи, скульптуры, беспрецедентные архитектурные сооружения; большой эмоциональный диапазон – найти себя на сцене.
Будет ли наш ребенок счастлив – зависит от того, насколько мы будем его понимать и поддерживать.
Узнать больше о зрительном, а также о других векторах, вы можете на бесплатных онлайн-тренингах по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записывайтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training