«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева
Уже бабушкой, она разыгрывает ежедневный спектакль дома, невольными участниками которого становятся члены её семьи и просто знакомые. Если к этому еще добавить анальный вербальный садизм, слегка приукрашенный шутками и некой театральностью, и тотальный кожный контроль, то мы получим полную картину атмосферы дома.
Повесть написана Павлом Санаевым с юмором, но на самом деле перед нами разыгрывается жизненная драма. Отзывы от читателей после выхода книги «Похороните меня за плинтусом» говорят об удивительной жизненности книги. Павел Санаев рассказывает об утраченных мечтах, несбывшихся надеждах... Как часто, обладая в потенциале большими возможностями, мы не умеем ими воспользоваться. Причина кроется в нашей недостаточной развитости, которая приводит к полной неспособности сделать свою жизнь счастливой. Самое печальное, что средством и способом решения внутренних психологических проблем и противоречий взрослых становится ребенок. Именно так происходит в повести Павла Санаева. Повествование ведется от лица мальчика Саши Савельева, но все пространство повести занимает собой фигура бабушки.
Поговорим о семье бабушки и дедушки, в которой с четырех лет живет Саша. Этот брак теперь уже немолодых людей не был результатом вдруг вспыхнувшей страсти или романтической влюбленности. Дедушка, в то время актер МХАТа, приехал с театром в Киев на гастроли и женился «назло», на спор. Причиной столь странного поступка послужила обида на женщину, с которой у него были отношения: «Вот она еще пожалеет, прибежит...». Эта анальная обида сыграла свою роковую роль. Скоропостижный брак, как мы увидим далее, так и не стал счастливым.
Бабушка, в свою очередь, увлеклась симпатичным на «мордашку» актером, тоже не испытывая глубокого чувства. Кожно-анально-зрительная с малоразвитым зрительным вектором, она была способна наполняться лишь через непосредственную смену зрительных впечатлений, поэтому и хотела в большой город, где ее влекли выставки, театры, возможность покрасоваться в новом обществе. Кожное желание новизны и больших возможностей также сыграло свою роль.
Однако ее надежды не оправдались. В «Похороните меня за плинтусом» Санаев показывает трагедию Нины Антоновны:
В этих условиях Нина Антоновна, женщина немалого темперамента, так и не сумела реализовать свой кожно-зрительный потенциал. Не было светских вечеров, где бы она блистала в центре внимания, не было спектаклей, где она играла бы и выплескивала свои эмоции, не было признания, аплодисментов публики, внимания к ее персоне.
Так и не реализовав себя, уже бабушкой, она разыгрывает ежедневный спектакль дома, невольными участниками которого становится ее семья и просто знакомые. Если к этому еще добавить анальный вербальный садизм, слегка приукрашенный шутками и некой театральностью, и тотальный кожный контроль, то мы получим полную картину атмосферы дома.
Очень точно Павел Санаев показывает нелучшие проявления анального вектора: обвинения и проклятия в адрес Саши и дедушки ─ обычное дело для Нины Антоновны.
«Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь!» ─ наиболее частая характеристика внука, когда бабушка в гневе.
«Гицель проклятый, татарин ненавистный! Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!» ─ это пожелание дедушке.
Имея огромный нереализованный зрительный темперамент, бабушка постоянно эмоционально раскачивает себя, вовлекая в эти сцены Сашу и дедушку. Поводом может стать даже разбитый чайник:
─ Оставьте меня. Дайте мне умереть спокойно.
─ Нина, ну что ты вообще?.. ─ сказал дедушка и помянул бабушкину мать. ─ Из-за чайника... Разве можно так?
─ Оставь меня, Сенечка... Оставь, я же тебя не трогаю... У меня жизнь разбита, при чем тут чайник... Иди. Возьми сегодняшнюю газетку. Саша, пойди, положи себе кашки... Ну ничего! ─ бабушкин голос начал вдруг набирать силу. ─ Ничего! ─ тут он совсем окреп, и я попятился. ─ Вас судьба разобьет так же, как и этот чайник. Вы еще поплачете!
События в повести «Похороните меня за плинтусом» развиваются драматически. Санаев раскрывает характер героини через череду событий. На душу Нины Антоновны наложила отпечаток и потеря первого ребенка Алеши во время войны.
«…И тут Алешенька заболел... Какой мальчик был! Вера Петровна, какое дите! Чуть больше года ─ разговаривал уже! Светленький, личико кукольное, глаза громадные, серо-голубые.
Любила его так, что дыхание замирало. И вот он в этом подвале заболел дифтеритом с корью, и в легком нарыв ─ абсцесс. Врач сразу сказал: он не выживет. Обливалась слезами над ним, а он говорит мне: "Не плачь, мама, я не умру. Не плачь". Кашляет, задыхается и меня утешает. Бывают разве такие дети на свете?! На следующий день умер... Сама несла на кладбище на руках, сама хоронила».
Этот стресс только усугубил различные зрительные страхи и фобии Нины Антоновны.
Оказавшись в четырех стенах, она чувствует себя плохо. Как кожно-зрительной самке ей тесно дома.
─ Она работает. Все время с ребенком, по хозяйству... ─ объясняет дедушка врачу-психиатру.
─ Нет. Ей надо с людьми работать. Библиотекарем, продавцом, кем угодно. Она общительный человек, ей нельзя быть одной, ─ отвечает врач.
Не имея возможности применить себя вне дома, она мечется. В повести очень наглядно показано, как ее нереализованная эмоциональная амплитуда прорывается истериками и бесконечными страхами. В итоге Нина Антоновна оказывается в психиатрической больнице:
«Никакой у меня мании не было, была депрессия, которая усугубилась. Я пыталась объяснить, но сумасшедшую кто слушать станет! Положили меня обманом в больницу ─ сказали, что положат в санаторное отделение, а положили к буйным. Я стала плакать, меня стали как буйную колоть. Я волдырями покрылась, плакала день и ночь, а соседи по палате говорили: "Ишь, сволочь, боится, что посадят, ненормальной прикидывается". Сеня приходил, я его умоляла: "Забери меня, я погибаю". Забрал, но уж поздно ─ превратили меня в калеку психически ненормальную. Вот этого предательства, больницы, того, что при моем уме и характере ничтожеством искалеченным стала, ─ этого я ему забыть не могу. Он в актерах, в гастролях, с аплодисментами, я в болезнях, в страхах, в унижении всю жизнь. А я книг прочла за свою жизнь столько, что ему и во сне не увидеть!»
Дедушка с бабушкой так и жили, по сути, чужими друг другу людьми ─ по привычке, потому что так сложилось. И если бы дедушка обладал чуть большим темпераментом, то, возможно, брак давно распался. Но он смирился, плыл по течению. Его опора на анальность, и, как следствие, привязанность ко всему старому, нежелание изменений здесь тоже сыграли свою роль. В
«Похороните меня за плинтусом» очень системно можно наблюдать и тапочки, и рыбалку, и гараж.
Но и дедушкиному терпению иногда приходил конец, и возникали ссоры. После очередной ссоры дедушка рассказывает приятелю:
«Концерты, фестивали, жюри какие-нибудь нахожу себе ─ только бы уйти. Сейчас в Ирак полечу на неделю нашего кино. Ну на кой мне это в семьдесят лет надо?! Она думает, я престиж какой ищу, а мне голову преклонить негде. Сорок лет одно и то же, и никуда от этого не деться, ─ в глазах у дедушки появились слезы. ─ Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал ─ может, само как-нибудь. Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу...
…Первое время думал ─ привыкну, потом понял, что нет, а что делать, не везти же ее в Киев обратно? Потом Алеша родился, тут уж что раздумывать? Пара мы, не пара ─ ребенок на руках, жить надо. Я и смирился, что так будет».
Рожденная в конце войны дочка Оля, мама Саши, так и не стала любимой для Нины Антоновны. В произведении системно прослеживается совершенно разное отношение к первому и второму ребенку, предпочтение сына дочери. Автор хорошо показал, как мать ведет себя по отношению к подрастающей дочери: как настоящая кожно-зрительная самка она испытывает чувство соперничества и ревности. Анальное ощущение «недодали», сдобренное зашкаливающей эмоциональной амплитудой, лишь подливает масла в огонь. Она винит дочь, что та лишила ее жизни, не оправдала ее надежд. Не выбирая слов, она выплескивает на нее всю свою боль.
─ Что за язык у тебя, мам? Что ни слово, то, как жаба, изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так?
─ Обидела тем, что всю жизнь я тебе отдала, надеялась, ты человеком станешь. Нитку последнюю снимала с себя: «Надень, доченька, пусть на тебя люди посмотрят!» Все надежды мои псу под хвост!
─ А что ж, когда люди на меня смотрели, ты говорила, что они на тебя, а не на меня смотрят?
─ Когда такое было?
─ Когда девушкой я была. А потом еще говорила, что у тебя про меня спрашивают: «Кто эта старушка высохшая? Это ваша мама?» Не помнишь такого? Я не знаю, что с Мариной Влади было бы, если б ей с детства твердили, что она уродка.
─ Я тебе не говорила, что ты уродка! Я хотела, чтоб ты ела лучше, и говорила: «Не будешь есть, будешь уродяга».
─ Всякое ты мне говорила... Не буду при Саше. Ногу ты мне тоже сломала, чтобы я ела лучше?
─ Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, ─ стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, ─ проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: «Ку-упи! Ку-упи!» Я ей говорю: «Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь...» ─ «Ку-упи!» Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала.
─ Так пихнула, что мне гипс накладывали.
В результате такого отношения со стороны матери в детстве Ольга приобрела много негативных якорей, запускающих негативные сценарии. Первый брак Оли распался. Ее замужество также не было «по любви»: Ольга вышла замуж, чтобы вырваться из-под жесткого кожного контроля матери. Она так и говорит:
«Не знала, за чьей спиной от тебя спрятаться».
Анально-кожно-зрительная Оля имела опору на анальность и была небольшого темперамента. Она боялась матери. Ей всегда сложно было противостоять материнскому давлению, и ее развод также не обошелся без вмешательства матери.
Со стороны же Нины Антоновны в деле развода было замешано много всего: кожное желание контролировать всех и вся, женская зависть, анальная месть.
«Бабка к ним на квартиру почти каждый день ходила, помогала. Пеленки стирала, готовила. Весь дом на ней был», ─ рассказывает дедушка, он всячески старается оправдать жену.
После развода, по словам бабушки, «тяжкой крестягой» повесила дочь ей на шею внука. На самом деле Нина Антоновна сделала все, чтобы Саша жил с ней. Рождение внука стало в каком-то смысле для нее спасательным кругом. Она, по словам дедушки, даже «вроде успокоилась». Во внуке она увидела, наконец, цель, применение своим силам и желаниям, свою реализацию.
«Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела», ─ кричит она в ссоре своей дочери. Рационализируя тем, что ребенок часто болеет, ему нужен особый уход, который дочь не может обеспечить, Сашу практически силой забирают у мамы.
«По любви ─ нет на свете человека, который бы любил его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась! Я его, Вера Петровна, выкупаю, потом воду менять сил нет, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать, а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду! Никого, как его, не люблю и не любила! Он, дурачок, думает, его мать больше любит, а как она больше любить может, если не выстрадала за него столько? Раз в месяц игрушку принести, разве это любовь? А я дышу им, чувствами его чувствую!
Это настоящий эмоциональный вампиризм. На самом деле, кроме отторжения, такая любовь ничего не вызывает. Своим «воспитанием» бабушка взращивает страхи Саши, не дает ему окрепнуть, тормозит его развитие. Стараясь привязать мальчика к себе, она манипулирует его болезнями, вынуждает его чувствовать себя больным, испытывать страх смерти, страх потери мамы...
В повести «Похороните меня за плинтусом» отношения бабушки и Саши сложны. Павел Санаев показывает, какой отклик такая нездоровая любовь вызывает в мальчике. Неудивительно, что Саша не любит бабушку.
С бабушкой Саша не чувствует себя в безопасности, что так важно для ребенка, особенно зрительного. Напротив, она постоянно внушает ему, что он очень болен и все с ним очень плохо:
Саша говорит:
Оказывая на Сашу такое колоссальное негативное давление, Нина Антоновна уверена, что всю жизнь посвящает ему и любит только его. Рационализация и самообман бабушки ─ пример того, как можно жить в собственной иллюзии и не видеть страданий, причиной которых становишься. Павел Санаев ярко показывает это в своей повести.
Царивший в семье жесткий кожный контроль Нины Антоновны дополняет картину семейного уклада. Все подчинялось ее распорядку и указаниям. То, как выражает себя стрессующая нереализованная кожа, доходит до абсурда. Подозрительность, страсть к накопительству, припрятывание и перепрятывание на черный день.
Бабушка всегда следовала кожному правилу «слово ─ серебро, а молчание ─ золото» и учила этому Сашу. Лгала по-кожному легко, будучи уверена, что иначе нельзя:
Вся жизнь Саши ограничена запретами на развлечения и игры, обычные для других детей. Бесконечной чередой проходят приемы лекарств, сдача анализов и походы по врачам. Несколько раз уже мама пыталась забрать Сашу, но каждый раз его возвращали обратно. Только встречи с мамой становятся для него настоящим праздником.
Но Саша вынужден жить с бабушкой: она никогда не отпустит его, свое единственное наполнение и отдушину. Его зрение наполняется страхами, не имея возможности развиваться. Он сопротивляется как может, но он еще мал, ему сложно противостоять давлению. Фантазии зрительного ребенка начинают вращаться вокруг смерти.
Общение с мамой, как тоненькая ниточка, выводит Сашу из страха в любовь, дает ему возможность развиваться. Саша любит маму, она единственная дает ему жизненно необходимое чувство безопасности, с ней у него настоящая, спасительная для мальчика, эмоциональная связь.
Только благодаря своему большому темпераменту Саша не сломался. Несмотря на негативное давление бабушки, он смог выдержать и преодолеть ее влияние. Да, он боялся, но сумел выстоять и научился любви благодаря маме, ее поддержка давала ему силы.
Нина Антоновна при огромном потенциале всю жизнь бьется в рамках собственной неразвитости... Имея от природы большие возможности, она не сумела воспользоваться ими, не сумела прожить счастливую жизнь. Сжигаемая собственными нереализованными желаниями, она страдала сама и была причиной страданий других...
Заключительная сцена произведения описывает похороны бабушки. Саша останется жить с мамой и ее новым мужем Анатолием, анально-зрительным театральным художником. По его описанию видно, что он сможет стать мальчику хорошим отчимом. Мама счастлива с ним, и в этой семье совсем другая атмосфера. Отсутствует страх, и есть любовь, родство душ и взаимопонимание. Саше только семь лет, еще есть время для его развития, и мы надеемся, что пережитые негативные моменты оставят в его жизни минимальный след.
Повесть «Похороните меня за плинтусом» почти полностью системное произведение. И отзывы реальных людей перекликаются с жизнью, описанной Павлом Санаевым в книге. Павел Санаев описывает жизнь такой, какая она есть, порой точнейшим образом отражая системность характеров и формирование жизненных сценариев. Глубокое осмысление происходящего с каждым из нас и всеми в целом можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно здесь.
Корректор: Анна Катаргина
А где рассмотрен в статье вектор самого Саши?
Неоднократно упоминаеся его зрительный вектор. И даже там, где он не называется напрямую, везде идет речь о том, как такой эмоциональный фон сказывается на его развитии, как мальчик балансирует между состояниями страх и любвоь - что само по себе указывает на зрительные свойства. Быть может, в статье нигде нет указаний на то, какие у мальчика нижние вектора, но здесь становится все понятно "от противного". Уретрального вектора там нет и быть не может, иначе подобный сценарий не мог бы складываться, а дальше гадать уже особенно не приходится..
Когда я начала интресоваться и разбираться в системно-векторной психологии, приходили мысли о сюжете этой книги, потому что когда я её читала, она меня хоть и веселила в некоторых местах, но сильно задевала, я очень злилась на эту вампирную бабушку-провокатора-манипулятора-садиста и Сашу жалко было ужасно (тем более что рассказ автобиографичен), и вдумывалась в поведение и в причины оных в контексте системно-векторной психологии.. А тут эта статья:) Ну изумительно! всё понятно, всё по-полочкам...
Спасибо, отличный разбор. С удовольствием читала. Только в фильме, мне казалось, был в конце момент общения между Сашей и мамой, предвещающий им обоим не такую уж сладкую совместную жизнь...
Статьбя безусловно хорошая, все разложено по полочкам и всем поступкам даны объяснения. А дальше?????Как применить полученные знания в жизни, КАК исправить сложившиеся благодаря нашим векторным наполненностям заложенные или незаложенные свойства??? Выяснили - проанализировали, а зачем??????? Хочется благодаря знаниям жизнь и взаимоотношения улучшить, исправить..... К А К????
Даже прочитав об этом, уже можно уловить какие-то отголоски собственного поведения, пусть не в такой ярко выраженной форме. И само осознание почему это так, почему я так себя веду, в той или иной ситуации, уже немало. Конечно мы развиваемся до пубертата, кто-то больше, кто-то меньше. Но и после, благодаря тренингу, мы избавляемся от страхов, обид, различных травмочек и якоречков детства, и уже осознав все, начинаем реализовывать то, что имеем. Это совсем не мало, это в корне меняет нашу жизнь.
" Выяснили - проанализировали, а зачем?"
На тренинге мы занимаемся не этим. Конечно, никому не нужны одни только отвлеченные рассуждения.
А вот когда вы слушаете тренинг, сосредотачиваете свой ум на информации о своем собственном бессознательном, старатетесь как можно глубже проникнуть в скрытые раньше от самого себя внутренние механизмы психического - то при должном усилии уже одно это незаметно сглаживает углы, корректирует незначительные изъяны в состояниях векторов. А что касается значительных проблем - тут у вас появляется достаточно осознания, чтобы самостоятельно видеть верное направление движения. Не ошибаться, не давать своему ведомому неосознанными желаниями Я выбирать неверную дорогу.
Бабушке надо было работать, она не выработана и поэтому не реализована. Если б она пахала день и ночь, как многим приходится, она бы так не издевалась. И на самых дорогих людях отыгрывалась за свою скучную жизнь. Я в шоке: жила в таком достатке и сделала сама себя и родных несчастными людьми. Сколько же в ней жестокости, у нее не было в жизни самого главного-хороших взаимоотношений, ЛЮБВИ И РАДОСТИ. Как можно не любить свою дочь, свое дитя?
Рассуждения мышечника!
Стоит заметить, что эта повесть на 80% автобиография самого Павла Санаева .
Как правило, все произведения написаны авторами через себя. И это очень наблюдаемо. Не понимая других людей изнутри, невозможно с точностью описать их чувства, не вкладывая в это свой жизненный опыт.
Я книгу не читала, но фильм видела, ещё когда он шёл в кинотеатрах. Если честно, бОльшую часть фильма у меня в голове вертелся вопрос: как Саша в такой атмосфере вообще выжил?
Ууух, Наталья! Как же здорово написано. Прочитав книгу до половины так и не увидел в ней ничего интересного и настолько системного.
Читала эту книгу до тренинга по Системно-векторной психологии. И было очень интересно: такие образы яркие, наблюдаемые часто в жизни. Написано легко. Тому, кто в теме СВП очевидно, что вещь системная. Такие бывают писатели, режиссеры, которые подспудно догадываются о чем-то, переводя свое восприятие людей на язык искусства. Интересно было бы перечитать после тренинга. Жаль, так мало теперь времени, все хочется успеть. Кстати, фильмы стала делить на стоящие или нет, не по сюжету или составу актеров, а по подлинности образов с системной точки зрения.