«Поколение дворников и сторожей» – откуда оно взялось и куда ушло Часть 2
Поскольку концерты новоиспеченных звезд отечественной рок-сцены были полулегальными, а записи многократно переписывались и передавались с рук на руки, сделать музыку своей основной профессией было нереально. Чтобы заработать на жизнь и не попасть в тюрьму за тунеядство, музыканты выбирали род деятельности, требующий минимального контакта с социумом – дворники, ночные сторожа, кочегары.
Советская поп-музыка 70-х годов была добротной и качественной, в меру легкой и вполне пригодной для молодежных вечеринок, но ни по инструментальному оформлению, ни по текстовому содержанию никак не могла удовлетворить запросам молодого звуковика, а тем более – уже надломленного.
Другое дело – западные рок-группы, записи которых окольными путями просачивались сквозь железный занавес! Вот, где молодым людям слышались настоящие звуковые смыслы, угадывались ответы на вечные вопросы бытия… И не беда, что английский в основном знали на уровне школьной программы, а кто-то и не знал вовсе. Там, где не хватало языковых познаний, включалось зрительное воображение, а порой и вообще не нужно было никаких слов – ведь есть музыка! Слова же можно придумать и свои!
Так появились первые самодеятельные рок-группы, сначала подражавшие западным образцам, а впоследствии заявившие о себе собственным уникальным, прежде всего, поэтическим творчеством! Да, именно поэтические тексты, несущие в себе глубокие звуковые смыслы, позволяют говорить о русском роке как о самобытном явлении. И если на западе рок-культура все-таки больше отвечала запросам кожно-зрительных мальчиков, не желавших служить в армии, то у нас она, прежде всего, стала ответом на звуковые нехватки молодежи того периода.
«Перемен требуют наши сердца…»
Между тем партийная номенклатура, которая и сама давно не верила в идею светлого коммунистического будущего, узрела в их творчестве угрозу существующему строю, а точнее – мифам и лозунгам, на которых он держался. Надо ли говорить, что репрессивные меры в виде запретов на выступления, отчислений из вузов, арестов и тому подобного сделали из рок-музыкантов настоящих «героев-мучеников» в глазах современников! Это объясняется особенностями нашего русского уретрального менталитета, а если говорить точнее – нашим отношением к закону.
Любому русскому человеку по душе отчаянная смелость, готовность пожертвовать собой ради ближнего, Родины, человечества, а также пренебрежение к правилам и запретам, стремление вырваться «за флажки». Любые ограничения мы воспринимаем как досадный сковывающей фактор, мешающий развернуться кипучей натуре в полную силу.
Для сравнения на западе, где сложился кожный менталитет, ценятся такие качества, как забота о собственном благосостоянии, здравый расчет, строгое соблюдение всех норм и правил. А закон воспринимается как механизм защиты, и любой, кто его нарушит, естественным образом становится врагом общества без всякого снисхождения. Представители кожного менталитета любят закон, потому что он их защищает.
У нас же все совсем наоборот. Справедливость выше закона, и закон мы воспринимаем не как защиту или необходимую составляющую государства и системы защищенности и безопасности, а как ограничение. И порой эта ментальная особенность играет с русским народом скверную шутку – зачастую мы склонны романтизировать настоящих преступников, и любого, кто пошел на конфликт с властью, готовы чуть ли не канонизировать при жизни. Однако не будем слишком уходить в сторону.
Поскольку концерты новоиспеченных звезд отечественной рок-сцены были полулегальными, а записи многократно переписывались и передавались с рук на руки, сделать музыку своей основной профессией было нереально. Чтобы заработать на жизнь и не попасть в тюрьму за тунеядство, музыканты выбирали род деятельности, требующий минимального контакта с социумом – дворники, ночные сторожа, кочегары.
И если дворник выполняет свою работу рано утром, то труженики котельных и ночные охранники заступали на рабочую смену в темное время суток – ну, совсем как их далекие предшественники много тысячелетий назад!
В те давние времена люди со звуковым вектором вслушивались в ночную тишину, пока вся стая спит, чтобы вовремя предупредить сородичей о надвигающейся опасности. Именно звуковик – ночной охранник стаи – в одиночестве глядел в бескрайнее звездное небо и прислушивался к малейшим шорохам. Именно он, сосредоточенный на себе, впервые задался вопросом: «Кто я такой? Зачем я здесь? В чем смысл?»
Горбачевская перестройка, обернувшаяся в итоге колоссальной трагедией, была воспринята отечественными рок-музыкантами и их поклонниками как долгожданный глоток свежего воздуха. Наконец-то им разрешили легально давать концерты, и вскоре вся страна пела вместе с Виктором Цоем:
«Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
„Перемен!
Мы ждем перемен!“»
Закат
«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет!» – спел Борис Гребенщиков в далеком 83-м, когда все еще только начиналось. Вроде как в шутку, однако, каждая шутка, как известно, содержит долю правды.
Русский рок промелькнул на отечественном эстрадном небосклоне яркой вспышкой, стремительной кометой…
Наступала новая эпоха, и долгожданные перемены оказались вовсе не на руку тем, кто так отчаянно их приближал. Примерно в тот же период, когда появилась на свет знаменитая песня «Перемен!», ставшая гимном поколения, Виктор Цой написал еще одну песню, где уникальным звуковым чутьем уловил приближающееся начало конца:
«Постой, не уходи!
Мы ждали лета – пришла зима.
Мы заходили в дома,
Но в домах шел снег.
Мы ждали завтрашний день,
Каждый день ждали завтрашний день.
Мы прячем глаза за шторами век».
И действительно, вместо долгожданного царства творчества и свободного полета мысли настало время стяжательства и полного разрушения всех этических и нравственных норм. В «хозяева жизни» выбился тип людей, которых системно-векторная психология определяет как обладателей анально-кожно-мышечной векторальной связки.
Наличие трех нижних векторов позволяет такому человеку прочно стоять на ногах и блюсти свои интересы – где-то проявить упрямство и непреклонность, свойственные анальному вектору, а где-то – по-кожному пролавировать, смолчать, подстроиться под обстоятельства. Отсутствие же верхних векторов помогает такому человеку упрямо идти к своей цели, не отвлекаясь ни на зрительные эмоции, ни на звуковой поиск смысла жизни.
В хорошем состоянии – это эффективные управленцы, крепкие хозяйственники, руководители от Бога. Когда же векторальный «букет» не очень развит – перед нами классический образ «братка» начала 90-х: кожное умение добывать и сохранять ресурсы оборачивается жадностью и нахальством, а анальная непреклонность – обыкновенной жестокостью.
Разумеется, им нужна была совсем другая музыка, и кумиры молодежи 80-х вновь ушли в тень. Как же сложилась их дальнейшая судьба?
Некоторые – как, например, Александр Башлачев, Яна Дягилева, Виктор Цой, обладатели уникальной уретрально-звуковой векторальной связки – по разным причинам не дожили до тридцати и не увидели воочию всего того, что случилось дальше.
Из тех же, кто остался в живых, кто-то всерьез пересмотрел свои антисоветские взгляды, а кто-то по сей день продолжает воевать со страной, которой вот уже четверть века нет на карте.
Чьи-то имена помнят лишь самые ревностные ценители русского рока, а кто-то и сейчас вполне успешно продолжает музыкальную карьеру, радуя своим творчеством звуковую публику.
Эпилог
В современном обществе кризис смыслов ощущается еще более остро, чем в конце XX века, когда «поколение дворников и сторожей» заявило о себе. Это читается в текстах нового русского рока, который пришел на смену старой гвардии, это читается в темных глазах обладателей звукового вектора, не находящих смысла жизни и потому страдающих от тяжелых депрессий.
Сегодня ни музыка, ни поэзия, ни религиозный и философский поиск не способны в полной мере дать звуковику ответы на мучающие его вопросы, и системно-векторная психология Юрия Бурлана, открывающая самые сокровенные тайны бессознательного, тайны человеческой души, суть вещей, причинно-следственные связи происходящих в мире событий, может стать для такого человека настоящей путеводной звездой в океане поиска смысла. Начните с бесплатных онлайн-лекций.
О, да! Регулярно в Москве слушала всех, кого могла отыскать...всех приезжих...моталась по Подмосковью...однажды в "Юбилейном", тогда еще города Ленинграда слушала БГ, не понимала совершенно слов, но ощущала такое единение со всеми - это было наслаждение на грани фантастики...больше не слушала, но знала - есть такой чувак. Это грело.)))
Классная статья,никогда не увлекалась роком,даже не понимала,считая рок-музыкантов немного чокнутыми. Оказалось,они совсем не чокнутые, а даже очень интересные и увлеченные своим делом ребята.
Спасибо автору за удовольствие.
Какая яркая статья, столько смыслов и правды жизни.
Помню как сама ходила на такие от подпольные концерты БГ