Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Причины возникновения эпилепсии у детей, лечение. На приеме у детского психиатра

В этой статье речь пойдет о малышах, рожденных без патологии центральной нервной системы, без эпилепсии, приобретенной внутриутробно или в результате родовой травмы. В чем причина возникновения эпилепсии у детей, если у них не наблюдается явной органической патологии?

Эпилепсия может возникать у детей с младенчества по разным причинам. В этой статье уделим внимание психологическим факторам, имеющим отношение к возникновению эпилепсии.

Ко мне как к психиатру часто приводят детей, отстающих в формировании речи и психомоторных навыков по причине эпилепсии. Сразу оговорюсь, что не у каждого больного эпилепсией наблюдается задержка в психическом развитии.

В сложных случаях 4-5 летние дети направляются неврологом к психиатру, будучи уже инвалидами по эпилепсии. К этому возрасту у них должны быть сформированы определенные психомоторные и речевые навыки, а их нет. Дело в том, что когда эпилепсия у детей, вне зависимости от ее причины, возникает в раннем возрасте, то частые судороги мешают нормально развиваться головному мозгу, а значит, и всему организму. И тогда к основному диагнозу добавляется еще и психиатрический. Который в дальнейшем во многом определяет жизнь человека.

Причины возникновения эпилепсии у детей

В этой статье речь пойдет о малышах, рожденных без патологии центральной нервной системы, без эпилепсии, приобретенной внутриутробно или в результате родовой травмы. Поговорим о детях, родившихся здоровыми, у которых возникли симптомы эпилепсии без органической причины.

В чем причина возникновения эпилепсии у детей, если у них не наблюдается явной органической патологии? Оказывают ли влияние на возникновение симптомов эпилепсии психологические факторы? Попробуем разобраться в этом с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

В своей практике я наблюдаю, что возникновение симптомов эпилепсии и их причины тесно связаны с наличием у ребенка анального и звукового векторов в стрессующем состоянии.

Причины возникновения эпилепсии у детей. Роль анального вектора

Если эпилепсия возникает с раннего возраста, это указывает на хронический стресс в анальном векторе ребенка. Наличие других векторов будет обуславливать нюансы клинической картины. Но анальный вектор точно будет присутствовать всегда и иметь свою особую роль в причине возникновения эпилепсии у детей.

Анальный вектор реагирует на стресс сжатием сфинктеров желудочно-кишечного тракта. Можно предположить, что аналогичный процесс — нарушение реакций сжатия-разжатия мышц — может происходить и в других гладкомышечных волокнах, и в скелетной мускулатуре. Дебютом эпилепсии может быть реакция малыша судорогами на высокую температуру, например.

Чтоб избежать стрессовых ситуаций, важно знать, как правильно развивать малыша с анальным вектором, чтобы не допустить ошибок.

Детская эпилепсия картинка

Рожденные с анальным вектором — от природы медлительные, обстоятельные. Что бы они ни делали, им важно довести начатое до конца. Это может быть не всегда очевидно, если есть еще и другие вектора, тем не менее анальный вектор будет проявлять себя именно таким образом.

Поэтому анального малыша ни в коем случае нельзя торопить, как бы вы ни спешили.

Например, он может медленно есть. Даже если он уже (вроде бы) поел, нужно подождать, пока он сам не закончит процесс и не отпустит грудь или не встанет из-за стола.

Приучение к горшку — особо важная тема для такого ребенка. Ни в коем случае не надо сдергивать, торопить малыша во время этого процесса. Пусть сделает все основательно, ведь анальный вектор — перфекционист во всем и должен сам поставить точку в любом действии и только тогда приступить к следующему. Даже если вам кажется, что физиологически он уже все сделал, не надо сгонять его с горшка. Психологическое завершение акта очищения кишечника несет в себе огромный смысл в формировании психики такого ребенка, а значит, и всех его психических реакций в будущем. Поэтому встать с горшка ребенок должен сам.

Не торопить, дать необходимое ему время — это касается всех его действий. Пусть закончит, психологически. Когда ребенок заканчивает, он сам теряет интерес к действию, вы заметите это.

Кроме судорог, у находящегося в стрессе подгоняемого ребенка могут наблюдаться запоры, другие проблемы с ЖКТ, заикание. Все это — психосоматика анального вектора.

Клинический случай

На приеме мама с явно наблюдаемым стрессующим кожным вектором и ее сын 6 лет с анальным вектором, у которого установлен диагноз: «Эпилепсия». Я добавляю к этому диагноз психиатра: «Задержка психического развития. Задержка речи».

Мама раздраженная, на месте усидеть не может. Говорит быстро и резко, кратко. Не успели они зайти в кабинет, как я слышу: «Стой смирно! Снимай обувь быстрее! А ну, быстрее шагай!» В процессе мама постоянно дергает малыша: «Сядь прямо. Не бери это. Так делать нельзя. Тебя спросили — отвечай быстрее!».

Я не ошиблась: при расспросе выяснилось, что у них и дома такое же взаимодействие между собой. «Он слишком медленный!» — аргументирует мать. Этого ребенка постоянно дергают, он все время напряжен. Ему не дают жить в естественном для него ритме анального вектора. Нервный, сорванный фальцет матери дополнительно серьезно травмирует психику, если у ребенка есть еще и звуковой вектор.

Понятно, что мама сама в стрессе и не может совладать с собой. Именно поэтому прохождение тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мамой становится необходимостью. Только поняв разницу психики, своей и ребенка, она не только сама сможет расслабиться, но и сумеет перестать дергать ребенка. Это имеет двойной эффект. Благодаря улучшению состояния мамы у ребенка восстанавливается утраченное чувство защищенности и безопасности, что тут же благоприятно отражается и на состоянии ребенка. Правильное взаимодействие с ребенком, согласно его психологическим свойствам, также во многом облегчает состояние ребенка. Как следствие этих изменений, у детей нередко проходят многие проблемы, в том числе снимают различные диагнозы после прохождения мамой тренинга.

Причины возникновения эпилепсии у детей. Роль звукового вектора

Как тенденция у эпилептиков наблюдается анально-звуковая связка векторов. Если у малыша есть звуковой вектор, то перед нами не просто медлительный тихоня. Анально-звуковой ребенок — дважды интроверт, он от природы такой. Чтобы начать или закончить любое действие, ему нужно дополнительное время, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего сосредоточения. Звуковичок изначально психически обращен внутрь себя и учится выходить наружу, контактировать с другими людьми постепенно. Торопить анально-звукового малыша нельзя, тем более — криком. Это чревато серьезными психическими отклонениями.

Ребенок со звуковым вектором должен воспитываться в тихой обстановке. В семье не должно быть криков, ссор, скандалов, громко работающих бытовых приборов, постоянно включенного телевизора и так далее. Иначе его самый чувствительный сенсор — ухо — будет страдать и, как следствие, не будет желать вслушиваться во внешний мир. А звукового ребенка нужно воспитать так, чтобы он стал получать удовольствие от звуков окружающего его пространства — только в этом случае он будет учиться экстравертироваться. Разговаривать с ним необходимо тихим голосом, ни в коем случае нельзя употреблять в речи оскорбительные для него слова, даже если он еще «маленький и ничего не понимает».

По моим наблюдениям при наличии стрессующего анального вектора в связке со звуковым вектором у ребенка, который подвергается шумовому воздействию, удваивается набор причин возникновения эпилепсии у детей, усугубляются симптомы эпилепсии, а лечение может оказаться менее эффективным. Течение заболевания становится более злокачественным.

Анальный звуковичок, больной эпилепсией, мало того, что «зажат» в стрессе анального вектора от постоянного дергания, так еще и травмирован оскорбительными смыслами («тормоз», «придурок») и излишней шумовой нагрузкой на его сверхчувствительное ухо. Механизм развития судорог как реакции сжатия-разжатия мышц при наличии звукового вектора дополняется длительностью этого сжатия и трудностью выхода после эпилептического приступа. После приступа, когда больной вроде бы должен «прийти в себя», анальный звуковичок делает это еще дольше, еще медленнее, чем ребенок с анальным вектором без звукового вектора, — из-за особой погруженности «внутрь себя».

По своим пациентам вижу, что дети с анально-звуковой связкой векторов с диагнозом «эпилепсия» чаще отстают в психическом и речевом развитии и могут приобретать аутистические черты поведения, что обусловлено тяжелым состоянием в звуковом векторе. В этом случае анальный вектор будет еще более ригидным и вязким, что в свою очередь усугубляет течение эпилепсии .

Причины возникновения эпилепсии у детей. Роль чувства защищенности и безопасности в семье

До 6-7 лет ребенок имеет тесную психологическую связь с матерью, поэтому все ее негативные состояния бессознательно перенимает на себя. На фоне плохих состояний матери у ребенка могут развиваться не только поведенческие отклонения, но и невротические и психосоматические заболевания.

В совокупности причин возникновения эпилепсии у детей потеря чувства защищенности и безопасности от матери имеет особое значение. Дело в том, что, когда ребенок бессознательно перенимает от мамы хорошие психологические состояния, он может гармонично развиваться. А если чувство защищенности утрачено? Тогда его развитие притормаживается, в тяжелых случаях могут возникать симптомы эпилепсии у детей с анальным вектором или с анально-звуковой связкой векторов.

Причины детской эпилепсии картинка

Коррекция и лечение эпилепсии у детей

Родителям необходимо знать, что делать, чтобы улучшить состояние своего ребенка. В отдельных случаях лечение у невролога, эпилептолога, какое бы оно ни было современное, не дает даже временного улучшения (тем не менее медикаментозное лечение и наблюдение у специалиста необходимо!). Приступов все больше, а маленький пациент страдает все сильнее, и родители вместе с ним. Это происходит оттого, что психосоматическая причина возникновения эпилепсии у детей не устранена.

Медикаментозное лечение может давать неплохую ремиссию. Но никто при этом не думает о правильном развитии векторов малыша. Да, приступов может не быть. Но зато у анального и анально-звукового малыша могут быть задержки развития речи, пониженная обучаемость и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Даже если он сможет пойти в общеобразовательную школу, он не разовьется так, как мог бы это сделать, если бы психологическая проблема была устранена ранее.

Я как психиатр сталкиваюсь с такими пациентами возраста 4-5 лет, бывает, что и 6-7 лет и старше. Мы помним, что чем меньше лет ребенку, тем больше шансов исправить проблему.

За эти годы родители часто смиряются. Говорят — вот, такой родился, ну что поделаешь. Мы, мол, уже все сделали, что могли. Они обращаются ко мне за выпиской памперсов или чтобы попасть в специализированный детский сад, выписать лекарства, чтобы как-то улучшить психическое развитие ребенка. Но даже медикаментозное лечение такого малыша у психиатра не гарантирует положительных изменений в лечении детской эпилепсии, когда ничего не предпринимается в устранении истинной причины детской эпилепсии.

Пока родители не знают особенности психики ребенка, они мало чем могут ему помочь. Родители должны знать, какой у них родился ребенок, кто он по векторам, чтобы правильно развивать его, — это уже правило современного мира.

Мне очень жаль, когда родители ребенка обращаются уже в возрасте 7 лет, когда его определяют в школу для детей с ограниченными умственными возможностями. Такие дети — инвалиды на всю жизнь, и это точно не та жизнь, которую желали ему его мама и папа!

Если у ребенка нет грубой органической патологии, то есть поражения головного мозга, приобретенного во время родов, врожденного, травматического или инфекционного генеза, то можно пытаться это исправить! И даже если ребенок имеет органическую причину возникновения детской эпилепсии, прохождение тренинга родителями, особенно мамой, поможет снизить частоту приступов и улучшить развитие ребенка.

Чтобы узнать больше, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана. 

«Самый главный для меня результат это дочь. Сейчас у нее намного лучше стало общее состояние здоровья (были обмороки с судорогами — абсансы...»

Татьяна Е., Тольятти

«Да, эпилепсия лечится на тренинге, у моей дочки результат, я прошла тренинг, эпилепсии больше нет.»

Екатерина, Дзержинск

«До тренинга были раз в неделю эпилептические припадки, после прохождения тренинга припадки полностью прошли»

 

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Екатерина Крестникова, врач – психиатр-нарколог
Редакторы: Евгения Алексеева, врач; Диана Кирсс, семейный врач
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 132594 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132594 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X