Применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана в криминалистике на примере расследования насильственных преступлений сексуального характера
Cтатья по методологии применения Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана в криминалистике в разделе «Криминалистическое обеспечение расследования преступлений» сборника материалов XI Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе».
В разделе «Криминалистическое обеспечение расследования преступлений» сборника материалов XI Международной научно-практической конференции
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
напечатана статья по методологии применения Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана в криминалистике.
Конференция проходила в г.Новосибирск 27 декабря 2012 г.
Представляем текст статьи, вошедшей в сборник (ISSN 978-5-7782- 2126-0):
Аннотация
Можно ли ещё до задержания чётко понимать врождённые свойства преступника, особенности характера, стиль мышления, тип внешности, манеру общения, сексуальные предпочтения, понимать его обиды, его фрустрации?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые раскрывает понятие педофилии, позволяет указать особенности поведения педофила при подготовке к совершению преступления сексуального характера, определяет принцип, по которому он выбирает жертву и место преступления, какими мотивами он руководствуется, совершая убийство. Системные рекомендации помогают выявить виновное лицо на стадии расследования преступления «по горячим следам» и тактически грамотно его изобличить.
Данная методика, основанная на открытиях новейшей системно-векторной психологии, призвана помочь в работе следственно-судебных органов, а также экспертов-психиатров в рамках расследования насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетних, сопряжённых с убийством.
Введение
Зураб Кекелидзе, главный психиатр Министерства здравоохранения и социального развития РФ, директор Государственного научного института судебной и социальной психиатрии им. В. П. Сербского, в связи с принятием Государственной Думой РФ Закона о наказании для педофилов, прямо заявил о том, что причины педофилии пока слабо изучены.
Поскольку судебно-психиатрическая экспертиза не имеет инструмента для определения причин педофилии, у следственно-судебных органов нет теоретической основы для построения методики расследования данной категории преступлений.
Представленная работа основана на научной парадигме и практических приложениях системно-векторной психологии Юрия Бурлана. [1]
Роль поведенческой программы в формировании преступного умысла
Преступный умысел у субъектов преступления формируется под воздействием их врождённых поведенческих программ, которые составляют видовую роль. Таких поведенческих программ, по определению системно-векторной психологии Юрия Бурлана, всего восемь групп, по числу эрогенных зон. В этой новейшей области психологии психотипические характеристики и все сопутствующие им психологические феномены продифференцированы по 8 векторам.[2]
Векторальные свойства заданы человеку от рождения. Их развитие происходит в процессе воспитания и обучения, в период до пубертата и в пубертате включительно. Реализация векторальных свойств в социуме начинает происходить после пубертата, и продолжается в течение всей жизни.[3]
В силу недоразвитости либо нереализованности вектора, поведение человека может противоречить закону либо нормам морали и нравственности. Вменяемый правоспособный субъект, на стадии формирования преступного умысла, полностью отдаёт себе отчёт в противоправности планируемых им действий. Однако, повинуясь действию своего негативного сценария, который по разному проявляется у разных векторов, стремится к реализации своего преступного желания, поскольку только выполнение своей видовой роли, даже в искаженном ее виде, способно хоть немного улучшить ущербное внутреннее состояние неразвитого и нереализованного индивида.
Существует прямая зависимость между преступлением и векторальным набором преступника.
Векторы делятся на нижние: мышечный вектор, кожный вектор, анальный вектор, уретральный вектор, и верхние: зрительный вектор, звуковой вектор, оральный вектор, обонятельный вектор.
Если нижние векторы находятся в недоразвитом либо нереализованном состоянии, они задают движение преступному желанию, обеспечивая его мыслью к его реализации. Верхние векторы, находящиеся в недоразвитом либо нереализованном состоянии, определяют специализацию преступника, его преступный профиль.
О поведенческой программе педофила
Желание к удовлетворению половой страсти путём совершения полового сношения либо иных действий сексуального характера с малолетними детьми, развратных действий с подростками, не достигшими полового созревания, в потенциале может возникнуть у лиц мужского пола, имеющих исключительно анальный вектор в неразвитом и (или) нереализованном состоянии.
Людей с анальным вектором обоего пола 20 процентов от всей численности населения планеты. Остальные 80 процентов мужчин с другим набором нижних векторов никогда не испытывают таких желаний, что следует учесть при построении следственных версий.
Не все мужчины, рождённые с анальным вектором, являются педофилами. Однако обладатели анального вектора в неразвитом и (или) нереализованном состоянии – это потенциальные носители желания сексуальных отношений с малолетними детьми либо подростками, не достигшими половой зрелости.
Представитель анального вектора имеет врождённую особенность – двойное недифференцированно направленное влечение (либидо): к женщине и к мальчикам-подросткам. [4]
Однако влечение к мальчикам-подросткам в норме ингибировано специальным природным механизмом и сублимировано в желание к выполнению своей видовой роли, заключающейся в обучении мальчиков-подростков с целью передачи им опыта, накопленного предыдущими поколениями.
В развитом и реализованном состоянии такие мужчины - это высококвалифицированные профессионалы, лучшие эксперты, способные и искренне желающие в точности передать все свои знания следующему поколению. Они моногамны, являются верными мужьями для своих жён и лучшими отцами для своих детей.
Однако эти свойства заданы от природы, но не обеспечены. При недоразвитости векторальных свойств, либо по причине сексуальных и (или) социальных фрустраций во взрослом возрасте, ломается природный механизм, ингибирующий и сублимирующий влечение к мальчикам-подросткам.
Обнаруживая в себе влечение к ребёнку, мужчина изначально пугается этого, вполне отдавая себе отчёт в том, что его желание запрещено законом, что ему грозит наказание, в нём происходит внутренняя борьба между силой его либидиозного желания и страхом социального наказания. Эта борьба может длиться всю жизнь. Если же человек имеет высокий темперамент в своём векторе, то сила его врождённого желания «пробивает» запрет, и он идёт на совершение преступления. Либидо оказывается сильнее страха наказания.
Преступление в отношении подростков в возрасте примерно от 11 до 15 лет обычно совершает анально-зрительный преступник. Он предварительно совершает развратные действия, соблазняя подростка, после чего идёт на сексуальный контакт как бы «по взаимному согласию».
Преступник с анальным вектором, но без верхнего вектора, в силу своей неразвитости и примитивности не в состоянии соблазнить подростка, поэтому он идёт на совершение преступления в отношении малолетнего ребёнка, возраст которого варьируется от 5 до 7 лет. В этом возрасте у детей происходит период первого атавистического созревания, в связи с чем повышается уровень феромонного фона, который возбуждает педофила.
Жертва первоначально жестоко насилуется. После совершения полового акта биохимия головного мозга преступника приводится в более сбалансированное состояние. Первая мысль, возникающая у него в голове: « Что же я наделал?» С целью сокрытия преступления он всегда убивает ребёнка подручными средствами, роет неглубокую могилу, которую заваливает ветками и травой.
Затем преступник возвращается домой, избавляется от улик. Он видит, как ищут пропавшего ребенка и даже может присоединяться к группе поисковиков-добровольцев.
На стадии приготовления к преступлению в отношении малолетнего, педофил всё тщательно планирует. Место совершения преступления всегда находится недалеко от его дома. Учитывая векторальную психогеометрическую модальность, поиск виновного необходимо начинать в районе, ограниченном периметром квадрата, на расстоянии нескольких километров от места захоронения жертвы.
В качестве жертвы педофил всегда выбирает ребёнка из круга своего общения. Фактор новизны его пугает. Поскольку преступник зачастую вхож в семью, малолетний ребенок легко идёт с ним на контакт, отвечает на вопросы, принимает подарки, способен выполнить какую-либо просьбу взрослого лица, что облегчает выполнение преступного замысла. Родители жертвы в большинстве случаев знакомы с преступником и даже не предполагают о его виновности, поэтому зачастую он находится в курсе всех новостей по уголовному делу.
Системная методика поиска подозреваемого. Краткие рекомендации
Следственно-оперативная работа по установлению личности преступника требует понимания его поведенческой программы, что коренным образом меняет подход к организации раскрытия преступления «по горячим следам», поскольку существенно сужает круг поиска подозреваемого. Для этого необходимо:
1. Чётко знать векторальные врождённые свойства преступника.
2. Уметь системно определять уровень реализации и развития врождённых свойств, под воздействием которых у субъекта преступления формируется преступный умысел.
С чего следует начинать на первоначальном этапе расследования, когда подано заявление о пропаже ребёнка, либо найден труп жертвы с признаками сексуального насилия?
1. Установить круг лиц мужского пола, с которыми ребёнок мог быть знакомым и беспрепятственно контактировать: в семье, по соседству, в дошкольном или школьном учреждении, в кружках, секциях и т.п.
2. Из этого круга исключить людей, не имеющих анальный вектор.
3. По результатам отбора выявить не развитых адекватно, социально нереализованных и (или) сексуально фрустрированных мужчин, имеющих анальный вектор. Особое внимание обращаем на предъявительный иероглиф.
4. Индивидуальная работа с каждым из оставшихся лиц. Из них предстоит установить лицо, совершившее конкретное преступление.
5. Категорически запрещается повышать голос, принуждать к даче показаний, торопить его, поскольку при таком подходе носитель анального вектора замыкается в себе, упрямо всё отрицает. Расположить его к себе возможно только в случае, если проявлять по отношению к нему внимание и терпение. Поскольку обладатель анального вектора плохо умеет лгать и изворачиваться, при правильном коммуникативном подходе со стороны следственно-оперативной группы он сам расскажет о совершении преступления.
6. Иные собранные по делу доказательства, в том числе собранные посредством судебно-биологической экспертизы, только дополнят весь объём доказательств.
Заключение
Закон не ограничивает следователей и оперативных работников в количестве возможных версий при поиске преступника. На практике приходится решать интуитивно, какие из них следует считать приоритетными. До сих пор полиция отрабатывает любые версии в одном и том же алгоритме. Несистемный поиск преступника аналогичен поиску угонщика автомобиля, что в корне неверно. Старая схема в отношении педофила не работает.
Механизм, раскручивающий преступное поведение педофила, остаётся без подлинного объяснения, потому что устаревший подход в несистемной психиатрии, и, соответственно в несистемной юридической психологии, порождает новые ошибки на практике.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые объясняет причины педофилии, позволяет выявлять педофила превентивно, ещё на стадии приготовления к преступлению и эффективно раскрывать преступления данной категории.
Литература и ссылки:
1. Очирова В.Б. Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения. // Сборник трудов IМеждународной научно-практическойконференции «Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробации результатов исследований»; Новосибирск, 2012.
2. Очирова. Системная типология сексуальности [Электронный ресурс] //www.yburlan.ru/biblioteka/sistemnaya-tipologiya-seksualnosti (дата обращения: 28.11.2011)
3. Очирова В.Б., Голдобина Л.А. Психология личности: Векторы реализации принципа наслаждения.// Сборник VIIМеждународной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»; Москва, 2012.
4. Грибова М., Кирсс Д. Анальный вектор. [Электронный ресурс] //www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor (дата обращения: 20.06.2010)
5. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
Думаю, что знания по системно-векторной психологии были бы очень полезны специалистам всех областей, где речь идёт о людях. С почином, ребята.
Спасибо, Ирина.
В криминалистике особенно, если смотреть по влиянию на социум потенциальных результатов, которые могут получить следователи, адвокаты, работники прокураторы, юристы, и др, используя системно-векторную психологию в своей практике.