Пронзительные фильмы о войне: «Летят журавли»
Фильм «Летят журавли» снят в 1957 году в лучших традициях советского кино, которое всегда отличалось глубоким нравственным посылом. Кино в СССР должно было воспитывать в людях любовь к Родине, а также важнейшие ценности русского менталитета – милосердие, справедливость, приоритет общественного надо личным...
«Летят журавли» - фильм о войне, но больше о людях, которых не обошла стороной война. Он о любви и предательстве, о верности долгу перед Родиной с одной стороны, и лжи и двуличности - с другой. Он о вечных ценностях нашего народа, которые побеждают несмотря ни на что. Именно поэтому слезы, которые проливаешь над ним, оставляют в душе ощущение светлой печали, благодарности за Победу, пробуждают лучшие чувства.
Любовь накануне войны
Ночь накануне войны… Еще никто не знает, что рассвет нового дня разорвет рев подлетающих немецких бомбардировщиков, а голос Левитана возвестит о начале нового испытания для всей страны.
Пока все тихо, и двое влюбленных – Борис и Вероника (Белка) – наслаждаются счастьем разделенной любви. Они еще не знают, что разлука так близка. Еще сияют глаза девушки, предвкушающей начало новой счастливой жизни рядом с любимым человеком. Даже война сначала не пугает ее: «Когда ты со мной, я ничего не боюсь, даже войны», - говорит она Борису.
Но он уже не с ней. Он уезжает на фронт добровольцем, а она даже не успевает проводить его, сказать последнее «прости».
Бегство от самой себя
Первые же месяцы войны приносят девушке потери, с которыми трудно справиться одной. Во время бомбежки погибают ее родители. От Бориса нет никаких известий. Потом весточка: «Пропал без вести». Она сломлена. Она всего лишь хрупкая, одинокая девушка, которой не на кого опереться. И если бы не семья Бориса, ее некому было бы поддержать.
Однако брат Бориса – музыкант Марк, добывший себе бронь от армии, спешит воспользоваться ситуацией. Он давно уже влюблен в Веронику, и в момент бомбежки, когда ужас толкает ее в его объятия, он не упускает этой возможности. И вот они женаты.
Что этот брак для Белки? Бегство от самой себя, от страха одиночества. Но и тяжелый крест предательства любимого, стыд перед людьми. Многие ей не прощают – не дождалась. Она и сама себе не прощает – не хочет жить. В Сибири, в эвакуации она работает в госпитале медсестрой. Она как будто бы живет, но душа ее мертва.
Тяжелая сцена в госпитале, когда раненый солдат получает весточку от невесты, которая вышла замуж, не дождавшись его, беспощадные слова отца Бориса о том, что такая невеста не достойна быть женой героя, переполняют чашу терпения Вероники. Она бежит на вокзал, чтобы свести счеты с жизнью – броситься под поезд. Ее спасает маленький мальчик, чуть не попавший под колеса автомобиля. Кинувшись к нему, она не успевает спрыгнуть с моста.
- Как звать тебя?
- Борька…
Это судьба. Она будет жить. Ради него, если не ради себя.
Окончательно разваливается и ее брак с Марком. Она узнает, что он вращается в обществе местной богемы и бронь его – купленная. Она все еще верит, что ее любимый жив, даже когда солдат, которого вынес из разведки Борис, рассказывает, что видел, как он был убит.
…Превратились в белых журавлей
Светлым акцентом фильма становится день, когда бойцы возвращаются с фронта после победы. Всеобщая радость и ликование наполняют душу Вероники чувством надежды, что в толпе этих счастливых людей она встретит и Бориса. Она видит его друга Степана, с которым тот прошел свой короткий путь на войне. Но Степан лишь достает из кармана гимнастерки фотографию любимой девушки, которую друг передал ему перед тем, как погиб. Теперь нет сомнений – Борис не вернется.
Однако нет горя и безнадежности в этой концовке. Жертвы наши были не напрасны. Степан говорит: «Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!» Вероника смотрит в небо и видит клин летящих журавлей, как тогда, когда они с Борисом еще были вместе в ту ночь. Жизнь продолжается. Ее надо строить заново. И только светлая грусть и благодарность за ту любовь наполняет ее сердце.
Стыдно не приносить пользу своей стране
Фильм «Летят журавли» снят в 1957 году в лучших традициях советского кино, которое всегда отличалось глубоким нравственным посылом. Кино в СССР должно было воспитывать в людях любовь к Родине, а также важнейшие ценности русского менталитета – милосердие, справедливость, приоритет общественного надо личным. Системно-векторной психологией Юрия Бурлана этот менталитет определяется как уретрально-мышечный. Давайте посмотрим этот фильм еще раз через призму этой науки о человеке.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает в психическом человечества восемь векторов – восемь групп желаний и свойств, заложенных в человека от природы. Они определяют его жизненный сценарий, систему ценностей, тип мышления. Четыре нижних вектора – уретральный, мышечный, кожный и анальный – определяют также менталитеты стран. Все ценности и свойства этих векторов становятся ментальным особенностями тех людей, которые проживают на одной территории. Менталитет формируется под воздействием географических и климатических факторов.
Россия – страна с огромной территорией, границы которой не ощущаются физически. Именно поэтому мы не ограничены в проявлении своих психических свойств, щедры и хлебосольны. Мы не приучены к материальному комфорту, потому что суровый климат и природные лишения заставляли нас довольствоваться малым. Для нас не главное – быть сытым, главное – ощущать плечо рядом, потому что только вместе мы можем выжить в таких условиях.
Уретральный вектор дает его обладателю свойство отдачи, приоритет общественного над личным, отсутствие инстинкта самосохранения. Мы ради страны готовы, не задумываясь, пожертвовать жизнью. Мышечный вектор делает из нас коллективистов, способных объединяться, особенно во времена самой большой опасности для Родины.
Очень тонко показаны эти моменты в фильме «Летят журавли». Мужчины уходят на фронт. Люди провожают братьев, сыновей, мужей. А девушка, пришедшая проводить Бориса, говорит: «А у нас даже провожать некого – три сестры и мама. Даже неудобно…» Да вы радуйтесь, что никого не придется отрывать от сердца, а им – «неудобно», стыдно… Социальный стыд оказаться не нужным своей Родине беспокоит гораздо больше, чем личное счастье.
Мать Вероники говорит: «Ах, эта война… Горе горюй, а дело делай!». Как бы ни было тебе плохо, в тебе нуждаются люди, от твоих усилий зависит Победа.
«Нельзя жить прежней жизнью, веселиться, когда по нашей земле идет смерть», - пишет в своей прощальной записке Белке Борис и идет добровольцем на фронт, в то время как мог бы остаться на заводе, с бронью, как талантливый инженер.
И все это совершенно искренне. Именно так думали люди, жившие в СССР. Ведь советский строй был абсолютно комплементарен уретрально-мышечному менталитету. Он воспитал особую породу людей, которые не думали о себе, а думали только о всеобщем благе. Именно поэтому поколение наших бабушек и дедушек пережило ту страшную войну с таким достоинством и величием духа, что несмотря на прошедшие годы все еще хочется поклониться им до земли.
Противоположности. Марк
Чтобы сила нашего менталитета засияла еще ярче, подвиг советского человека показан в контрасте с другим отношением к жизни. Марк – обладатель кожного вектора, который имеет ценности, противоположные уретральному. Он индивидуалист, ставящий личное благополучие выше общественного. Так происходило далеко не со всеми представителями кожного вектора времен Великой Отечественной войны. Большинство из них, развитые и реализованные как личности, становились героями, офицерами и солдатами, отдававшими свои жизни ради Победы нашей Родины.
Когда же свойства вектора не очень развиты или человек не может реализовать себя, не может справиться со сверхстрессом, он использует свои способности исключительно для личного выживания. Человек с кожным вектором обладает гибкой психикой, высокой способностью адаптироваться к любой ситуации, приоритетом пользы-выгоды. И в случае с Марком мы видим проявление не ментальных особенностей русского человека, а проявление не самых удачных свойств кожного вектора, как это бывает, когда вектор у человека недостаточно развит, он не может держать сверхстресс, не может реализовать себя в жизни по максимуму.
Как только над страной нависает реальная угроза уничтожения, Марк начинает искать лазейки, чтобы выжить самому. Он покупает бронь, отбивает у брата невесту, уезжает в эвакуацию, где тепло и спокойно. Его способности музыканта используются не для того, чтобы вдохновлять солдат на победы, а для увеселения местной богемы. Он лебезит перед начальством, чтобы не потерять свое тепленькое местечко. На фоне высоких нравственных ценностей, которые проявляет народ с уретральным менталитетом, он смотрится уродливо, и ничего, кроме отвращения, не вызывает.
Вероника очень скоро понимает, какую ошибку она совершила, выйдя за него замуж: «Я хочу только одного – чтобы тебя не было!» Эти отношения претят ей и как человеку, воспитанному в ценностях русского менталитета, и как женщине с, в общем-то, прекрасными душевными качествами. Она способна любить по-настоящему, быть жертвенной и милосердной. Что же толкает ее в эти отношения?
Любовь и страх. Вероника
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, Вероника – обладательница зрительного вектора, который дает человеку высокую эмоциональную амплитуду, способность глубоко чувствовать. В начале фильма она всецело предается своей любви. Любовь – это ее стихия, ее смысл жизни. Недаром, потеряв Бориса, она спрашивает: «В чем смысл жизни?» и не находит ответ на этот вопрос, потому что ее смысл в любви. А когда любви нет, нет и смысла. Незачем жить.
Для зрительного человека невероятно важны эмоциональные связи с людьми. Цепь потерь (родители, Борис) делают Веронику очень уязвимой, ввергают в глубокий стресс. В таком состоянии она попадает в нижнюю точку своей эмоциональной амплитуды – глубокую тоску и страх, безотчетный страх одиночества. Она теряет чувство защищенности и безопасности.
Но человек не может без этого чувства. Это основа для его психического благополучия. Когда женщина со зрительным вектором теряет его, она стремится найти его в мужчине. Именно это толкает ее в объятия Марка в момент ужаса, который она испытывает во время бомбежки.
А потом наступает расплата. Нет любви – нет жизни. Она ощущает себя душевно мертвой, как ощущает себя любой человек со зрительным вектором без любви, без чувств. Что заставляет ее пока что жить? Работа в госпитале – она нужна раненым солдатам. Нужна ее душевная красота, ее мягкость, ее стремление помочь и выслушать. И надежда, что Борис вернется…
Первый шаг к душевному выздоровлению - мальчик Боря, потерявший родителей, которого она подбирает на дороге. Теперь ей есть о ком заботиться, есть к кому проявлять свою любовь. Для человека со зрительным вектором, который оказался в стрессе в результате потери эмоциональной связи, чрезвычайно важно не оставаться замкнутым внутри себя, зацикленным на своей тяжкой утрате. Ему жизненно необходимо выводить свои эмоции наружу, проявлять сочувствие к тому, кому еще хуже. Так происходит исцеление души зрительника, появляются силы, чтобы жить.
В конце фильма Вероника исцеляется окончательно. Она понимает, что ей есть ради чего жить. Есть столько людей вокруг, которых можно любить, которым можно помогать. Лишь светлая грусть и благодарность наполняет ее сердце, когда она смотрит на летящих в небе журавлей, вспоминая своего любимого.
Фильм, исцеляющий душу
Пересмотрите фильм «Летят журавли» вместе с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Вы не только омоете свою душу той кристальной чистотой чувств и отношений, которые заложены в этот фильм его создателями, но и увидите новые грани человеческой личности, которые раскрываются через знания о векторах. Этот фильм и переживается так трогательно и сильно, потому что он глубоко системный.
Чтобы понимать азбуку человеческой души, приходите на бесплатные онлайн-лекции Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке: https://www.yburlan.ru/training
Спасибо, что в канун Дня Победы сделали системный разбор этого потрясающего фильма. Марина, читается статья на одном дыхании. Спасибо!