Разборки в песочнице. Часть 2. Почему дети дерутся?
Разобрав причины детской агрессии и способы ее выражения, мы с вами уже сделали полдела в решении этой проблемы. Знание причин дает возможность понять, где пошел сбой в развитии, какие свойства не получили своего наполнения, и как исправить ситуацию в корне.
Если с причинами агрессивных реакций малышей, которые еще просто не научились выражать свои желания по-другому, мы более-менее разобрались, то закономерно возникает вопрос – почему же дерутся более старшие дети?
С возрастом механизм проявления неприязни усложняется. Каждый ребенок начинает проявлять себя согласно тем свойствам психики, которые присущи ему от рождения. И согласно этим же свойствам он пытается определить и доказать всем право на свое место в группе сверстников. Этот процесс называется ранжированием и является крайне важным этапом в развитии психики ребенка.
Первые попытки ранжирования проходят в коллективе детского сада начиная с трех лет и продолжаются весь период детства вплоть до окончания периода пубертата. Чем раньше ребенок проходит первичную социализацию, тем легче ему впоследствии влиться в любой коллектив.
Причина ударить у каждого своя
Человек – существо социальное. Наши ощущения, как позитивные, так и негативные, так или иначе связаны с нашим окружением.
Вот так ребенок с анальным вектором, неторопливый, справедливый, обстоятельный и послушный, в уравновешенном состоянии играет с другими детьми всегда честно, делит все поровну, всегда придерживается установленных взрослыми правил и способен научить других тому, что знает сам.
Когда такой малыш не имеет возможности довести каждое свое дело, будь то рассказ о происшествии в саду или посещение туалета, до самого конца без поторапливаний или прерываний, то он начинает копить обиды. Когда ребенок с анальным вектором не получает заслуженной похвалы за свои усилия, его внутреннее состояние смещается в ощущение «недодали». Любой инцидент превращается в повод отомстить «за все». Анальный ребенок бьет со всей силы, прямо, чаще кулаком и даже предупреждает об этом.
С кожным малышом ситуация другая. Это шустрый, активный, гибкий и проворный «командир». Он постоянно двигается, часто меняет характер игры, выдумывая правила прямо на ходу. Любит соревноваться потому, что любит выигрывать. Именно кожный ребенок способен организовать любой процесс – от командной игры до сбора макулатуры.
Когда же такой ребенок растет в условиях постоянного и тотального «нет», если его бурная активность все время подавляется запретами, а наказанием за проступки служит битье, именно кожный малыш все более остро ощущает внутреннюю потребность добыть и победить любой ценой.
Такая нереализованная психологическая потребность «прорывается» обманом и воровством, а уникальная способность к адаптации даже побои превращает в источник удовольствия. Порочный круг замыкается – битый кожный ребенок сам находит повод, чтобы его побили. Других детей он может ударить исподтишка, толкнуть, подставить, бросить камень или палку, в лобовую атаку он не идет.
Самые мирные, безамбициозные и совершенно не злопамятные – это дети с мышечным вектором. Способные получать удовлетворение от физических нагрузок, от работы мышц, в своем взаимодействии друг с другом мышечные ребята скорее склонны бороться, нежели драться. Причем происходит это без всяких негативных ощущений к ближнему, исключительно в контексте «померяться силой».
В случае же когда мышечные мальчишки не находят своего места в профессиях физического труда, они рискуют попасть под дурное влияние, так как являются абсолютно ведомыми.
Кто дерется не за себя?
Ребенок с уретральным вектором в силу своих психологических особенностей является самым толерантным и терпимым ко всем, кого считает «своей стаей». Настоящая справедливость и милосердие даны ему от рождения, как и ощущение собственного высшего ранга.
Само его присутствие преобразует любую группу детей в самоорганизующуюся систему. Дети тянутся к нему естественным образом, как к гаранту защищенности и безопасности. Он же сам считает себя ответственным за благополучие и будущее своих друзей, воспринимая потребности стаи важнее своих собственных.
Отстоять интересы стаи или встать на защиту слабых и притесняемых – вот повод вступить в драку для уретрального ребенка. Стать инициатором разборок без повода для него не характерно. Полное отсутствие страха, иррациональное стратегическое мышление и большая энергичность в большинстве случаев гарантируют ему победу.
Те же самые свойства психики в условиях постоянного подавления со стороны взрослых не находят своего развития на отдачу всему обществу, а замыкаются на интересах небольшой группы приближенных. Так формируется настоящая банда с криминальным авторитетом во главе. Рожденный альтруистом и бесстрашным защитником превращается в самого опасного и непредсказуемого преступника.
Вторая половина дела
Разобрав причины детской агрессии и способы ее выражения, мы с вами уже сделали полдела в решении этой проблемы. Знание причин дает возможность понять, где пошел сбой в развитии, какие свойства не получили своего наполнения, и как исправить ситуацию в корне.
В коллективе наставник (учитель, воспитатель) призван перенаправлять примитивное ранжирование через драки в ранжирование более сложного уровня, соответственно способностям ребенка. Каждый вкладывает то, что умеет. Драки – не вложения. Умение довести свое дело до конца и обучить других – вот это вложение. Способность организовать себя и других – это хороший вклад. Возможность взять на себя ответственность за всех – редкий дар и самое большое вложение.
Именно воспитание через коллектив формирует человека социального, способного занять свое место в общей картине социума, одновременно привнося в него свой значительный вклад и получая от своей деятельности максимальное удовлетворение и радость.
В частных случаях родители через системное мышление уже способны разобрать причину и помочь ребенку выйти из негатива в позитив. Ребенок с анальным вектором нуждается в похвале и обучении. Маленького кожника необходимо разумно ограничивать и строго контролировать. Уретральному ребенку раньше следует разрешать нести ответственность за других – «если не ты, то кто» – и ни в коем случае не пытаться ограничивать или подавлять. Детей с мышечным вектором лучше всего приучать к физическому труду.
Развитый и реализованный человек окружает себя такими же людьми, поэтому ему не нужно уметь защищать себя кулаками. К тому же развитая личность понижает общий градус неприязни в обществе, подтягивая и других до своего уровня. Ведь человек, который получает наслаждение от своей деятельности, вряд ли станет обращать большое внимание на грубияна в транспорте или скандальную вахтершу в подъезде, он не склонен ругаться с соседом из-за места на парковке, как и толкаться в очереди в магазине. Его очень сложно спровоцировать на агрессию.
Ребенок, которого не учат драться, который не видит подобного в своей семье, в ответ на физическую агрессию сверстников реагирует искренним изумлением и отстранением, тем самым подчеркивая неадекватность поведения агрессора. Другими словами, подобной реакцией такой ребенок показывает драчуну, как надо себя вести среди нормальных людей, в современном мире, в условиях общества. Что называется, своим примером подтягивает отстающих до своего, более высокого уровня. Это и есть реакция современного развитого человека на примитивные проявления неприязни.