Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Русские или россияне? Слово о словах

Что не так с русским этносом? Отчего вся политическая мощь мира направлена на искажение понятия «русский»?

Мы — русские! Какой восторг!
А. В. Суворов

Слово «россияне», впервые употребленное в начале XVI в. переводчиком Библии Максимом Греком, еретиком и нестяжателем, впоследствии святым, приживалось в России трудно. Лишь в конце XVII в. это слово вновь возникает в «виршах» Симеона Полоцкого, где «Россиане», да еще с большой буквы, звучит торжественно, чтобы не сказать — напыщенно. Для оды царю в самый раз. Следующее «явление» «россиан» находим у Феофана Прокоповича в «Слове на погребение Петра Великого». Архиепископ трагически восклицает: «Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!..»

Те же смыслы внезапно разверзшейся бездны непонятного будущего, перед которым следовало бы как минимум объединиться, внес в это слово и Борис Ельцин, осознавший, что не имеет сил остановить крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ в. Призывая бывшие республики СССР брать столько суверенитета, сколько смогут, Борис Николаевич вдруг оказался у могилы великой страны. Ответственность за развал СССР Ельцин не мог не ощущать всем своим существом, всем своим уретрально-мышечным психическим. В тех условиях он не находил слов, и ему подсказали, как обратиться к вспухшей национализмом расчлененной стране, где слово «русский» внезапно стало синонимом слова «враг». «Россияне!» — вот слово, которое объединит Россию «и всяк сущий в ней язык». Не объединило. Вызвало у людей горький смех это слово, архаичное, притянутое за уши, — плач по волосам на снятой голове…

Русский бунт не состоялся

В устах Ельцина слово «россияне» не выполнило возложенной на него задачи. Национализм уже вышел из-под контроля. Набрали себе местные царьки суверенитета с запасом на годы прозябания. В новых «независимых и демократических» республиках в положении бесправного меньшинства оказались русские люди. Ельцин опасался, что ответом на такое положение может стать подъем русского национализма, Россия потонет в крови гражданской войны и развалится на нежизнеспособные куски, как это произошло с Союзом.

Подъема русского национализма не случилось. Идеи титульной нации, подхваченные горсткой фрустрированных маргиналов, сколько-нибудь значительного влияния на события оказать не могли. Нет в русской уретрально-мышечной ментальности националистической заразы, даже расчлененные не мстим, не берем кожных реваншей и в лихую годину отдаем тем, кто слабее, — отделившимся и самостийным в том числе.

Тем временем полным ходом шла негативация понятия «русский». Работали все радиостанции страны. Чего тут только не было: и ленивы мы, и безалаберны, и халяву любим, и вообще — воры, бандиты и пьяницы.

Интересную подборку высказываний наших «телевизионных деятелей искусств» собрал А. Д. Васильев [1]:

Хотя «насчет русского характера очень сильно все преувеличено, это неотшлифованный характер» [РТР. 22.11.98], о некоторых его чертах заявляется совершенно безапелляционно. Так, в преддверии юбилея, комментируя события последних дней Великой Отечественной войны, ведущий говорит: «Подвела... наша изначальная ущербность, наша русская безалаберность» [«Воскресенье». Останкино. 7.5.95]. «Традиционное русское неуважение к законам» [М. Гуревич. «Дела». Афонтово. 18.7.96]. «Признаем, что как бы лень является нашей национальной чертой» [А. Исаев. «Час пик». 9.4.98]. «Конечно, любовь к халяве — истинно русская черта» [Зам. декана МГУ — по поводу открытия благотворительной столовой для студентов. «Доброе утро, Россия». РТР. 15.12.98]. «Справиться с привычками русского человека мусорить и ломать чрезвычайно сложно» [«Новости». Афонтово. 30.9.99]. «В нашей русской ментальности сидят химеры ужасающие... Неповторимые, загадочные и удручающие глубины русской души...» [М. Захаров. «Вести». РТР. 4.5.97]. «Свобода — слово, странное для нас, для нашего менталитета» [М. Захаров. «Тихий дом». ОРТ. 12.5.99]. «Репрессивная система отражает жестокий менталитет нашего народа. Я все время прихожу в ужас: какие мы жестокие, какие мы кровавые!» [А. Приставкин. «В мире людей». ТВ-6. 6.2.98].

«А ну пшел отсюда в другую ментальность!»

Глядя в телевизор, русские люди понимали, что избиение в русской милиции — дело житейское, что дефекты в русском автомобиле возникают эндогенно, что в Европе воруют только русские, а русская система образования — ущербная. И так далее, и тому подобное.

Не отставали и прочие деятели «культуры», подпускавшие в неплохих, казалось бы, фильмах смрадный душок национализма: «Не брат ты мне, гнида черножопая». «Да ты на себя посмотри — черный, как сволочь. А ну пшел отсюда!» («Брат-2» А. Балабанова, 2000 г.). Что это? Какая (полу)интеллигентная физиономия не кривилась в брезгливой гримасе, слушая эти «перлы»? Но ведь слушали и, что хуже, допускали до ушей тех, кто не имел должных культурных, зрительных критериев для оценки омерзительных вбросов. Значит, кому-то нужно было, чтобы русский человек Данила Багров был представлен ксенофобом?

На снижение значения слова «русский» работало ерничанье вроде «русская народная передача "Плейбой"», «мошеннические кредиты по-русски» и, конечно же, бесконечные рассказы о «русской мафии», наводящей ужас на все «прогрессивное человечество». Не беда, что «власти Испании, не различающие граждан бывшего СССР и поспешившие возвестить о разгроме русской мафии, задержали граждан Грузии, Молдавии и Украины». Для них мы все — русские. Никакие не «россияне», а именно русские — Russen, Russians, russe.

Так нас определяют из иной, кожной, ментальности, где главное, под юрисдикцию какого государства попадает человек, кому отвечает по закону. И афроамериканец, и выходец из Латинской Америки, и этнический китаец с равной уверенностью скажут о себе: I’m American. И будут правы. Плачу̒ налоги США, значит, американец. Les Français, der Deutsche, Suomalainen — и этнос, и гражданство.

«Я думаю на русском языке» (Дина Рубина)

Что не так с русским этносом? Отчего вся политическая мощь мира направлена на искажение понятия «русский»?

Начнем с русского языка и легко увидим, что этноним «русский», в отличие от существительных «немец», «тунгус» или «калмык», — прилагательное. Субстантивированное, несомненно, и все же не кто? — русс, русак, русин, а какой? —русский. К чему же или к кому может «прилагаться» понятие «русский»? Кто может считаться русским? Глядя на этот вопрос системно, т. е. изнутри психического бессознательного, получаем: русский тот, кто изнутри психического ощущает себя таковым. И больше ничто не имеет значения. Ни цвет глаз, ни форма носа, ни, по большому счету, даже страна проживания или гражданство.

Писатель Дина Рубина, израильтянка, ставшая автором «Тотального диктанта» 2013 г. [2] , говорит: «Во-первых, я думаю на русском языке… Безусловно, я русский человек по своему мироощущению, по своим корням… Опять-таки, это моя родина: родилась в Ташкенте». Сколько смыслов в небольшой цитате!

Уретральное ядро русского этноса

Евразийский уретрально-мышечный менталитет, сформированный в России за сотни лет, неподвластен новейшим веяниям политкорректности. Так мы ощущаем. Так ощущают нас, несмотря на все попытки обонятельной политики Запада выкинуть понятие «русский» в маргинальное пространство экстремизма.

Россия — лакомый кусок для радетелей однополярного мира. Обезличить русских, лишить их понимания интегрирующей идентичности уретрального ядра, вокруг которого сплачиваются другие народы и этнические группы*, — важнейшая задача наших политических оппонентов, желающих победить в борьбе за (фунда)ментальные ценности группы людей, проживающих на территории России и за ее пределами.

*В Российской Федерации живет около ста коренных народов, т. е. таких, чья основная этническая территория находится в России. Кроме того, имеется еще более шестидесяти народов / этнических групп, основная масса соплеменников которых живет за пределами России. Подробнее:
http://www.perspektivy.info/rus/demo/perepis_2010_etnicheskij_srez_2013-...

Архаизм «россияне» — вынужденное слово на определенном историческом этапе начала 90-х, когда развалился Союз и очень остро встал вопрос о развале России. Это слово выражает ложную политкорректность по отношению к людям, внутри которых обострен эгоизм национализма. Очень часто на употреблении эвфемизма «россияне» настаивают те, кому не дают покоя собственные националистические фрустрации. Для этих запутавшихся и завравшихся славное слово «русский» что красная тряпка для быка, ведь через любимое «мне недодали» бессознательное этих людей продолжает знать мучительную правду: русский — значит спасение, русский — значит будущее.

«Мы русские и поэтому мы победим» (А. В. Суворов)

Упразднение в российском паспорте графы «национальность» не делает нас «россиянами», мы остаемся русскими татарами, русскими немцами, русскими армянами, азербайджанцами, евреями или просто русскими — для тех, кто выделяет своим национальным корням положенное им место на кухне и в этнографическом музее. «Русский» — понятие, базирующееся не на крови. Русский тот, кто изнутри психического ощущает свою культурную и ментальную идентичность с Россией, кто разделяет общие ментальные ценности вне зависимости от того, в каком колене возможно нащупать в себе, скажем, водь или иную чудь. Общими ценностями русских являются ценности российского уретрально-мышечного менталитета: природная отдача, самопожертвование, терпимость, примат целого над частным, милосердие и справедливость.

Русским войском были многонациональные полки Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Кутузова и Багратиона, Жукова и Тимошенко, Баграмяна и Рокоссовского. «Мы русские, поэтому мы победим», — говорил А. В. Суворов, а он знал толк в победах.

Византиец Феофан Грек и татарин Карамзин, немец Цандер и армянин Айвазовский, еврей Шагал и поляк Малевич, француз Фальконе и итальянец Растрелли, поляк Циолковский и еврейка Плисецкая… Список русских людей, внесших свой вклад в мировую науку и искусство, можно продолжать бесконечно. Наука не бывает национальной, искусство стирает границы «свой — чужой», оставляя лишь культурные ограничения для зверя в себе. Тот, кто добровольно ставит себя вне культуры и науки, вне системного понимания процессов, происходящих в мире, лишает себя шанса на будущее.

Информационная война ведется для установления тотального контроля над «интересующим» государством, чтобы, ввергнув его в управляемый извне хаос, иметь безотказный инструмент, работающий против народа этого государства. На примере Украины мы четко видим, к чему это приводит. В ситуации войны, а война на Украине есть война Запада против России, нельзя забывать о государствообразующей задаче русского этноса, нельзя допускать искажения понятия «русский».

Список литературы:

  1. А.Д.Васильев, Игры в слова: Россияне или русские, Политическая лингвистика Вып. 2(25) 2008 г.
  2. Тотальный диктант — ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Электронный ресурс:
    http://totaldict.ru/about/
Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 12
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Оксана Васильева 01 июня 2022 в 05:06

Это только у самих украинских бендеровцев и фашистов с забитыми сплошь татуировками нацистских символов на телах. Они так защищаются. По типу детсадовских кричалок "сам такой"...

а у нормальных людей даже мысли не мелькает. Во все времена именно русские истребляют фашизм на планете земля. Конечно, для этого надо было учить не переписанную Соросом историю, а нормальную...

а ещё лучше поговорить со своими дедушками и бабушками. Они помнили как оно все было во время Великой Отечественной войны.

Альбина Велимухаметова 31 мая 2022 в 21:05

После Бучи - русский, как прилагательное к слову фашизм.

Виктория Фоменко 1 04 марта 2015 в 14:03

Ирина, СПАСИБО за статью! Очень интересно, глубоко и актуально.. СЛОВО.. Сколько смыслов за этими невидимыми вибрациями.."Наука не бывает национальной, искусство стирает границы «свой — чужой», оставляя лишь культурные ограничения для зверя в себе. Тот, кто добровольно ставит себя вне культуры и науки, вне системного понимания процессов, происходящих в мире, лишает себя шанса на будущее". Русский - прилагательное к слову ДУША..

Оля Большунова 27 февраля 2015 в 20:02

Как интересно. Ранее не задумывалась, что это действительно прилагательное, характеризующее тип мышления и мироощущения. Все таки, людям не хватает сейчас смысла, дающего ориентиры. Поэтому спасибо за статью!

Диана Гадлевская 16 февраля 2015 в 14:02

Спасибо за статью, Ирина! Все мы русские, те, кто думает по-русски, кто живет по-русски, где бы мы ни жили.
А вот прямо из жизни реальная история наших друзей. Приходит малыш из сада и утверждает дома, что он украинец. Ему отец говорит: "Твоя мама русская, папа русский, а ты значит кто?", на что мальчик отвечает: "Я тогда русский украинец!"
Устами младенца...

Ирина Каминская 17 февраля 2015 в 18:02

Молодец малыш, нашёлся) В садах сейчас педалируют национальное самосознание, у нас тоже. И смех, и грех...

Татьяна Балицкая 1 10 февраля 2015 в 08:02

К вашей статье, уважаемая Ирина Каминская, и одновременно к девяностолетию советского комментатора Валентина Зорина, хочу рассказать вам анекдот советского времени.
Встречаются два еврея, американский гос. секретарь Генри Киссинджер, и советский полит. комментатор Валентин Зорин.
Киссинджер спрашивает у Зорина: "Кто вы по национальности?". Зорин отвечает ему: "Я русский". "А я американский" - говорит в ответ Киссинджер.

Ирина Каминская 14 февраля 2015 в 21:02

American и есть "американский", старина Генри не имел ничего плохого на уме))

Оюна Очирова 10 февраля 2015 в 00:02

Ирина, спасибо огромное за исследование СЛОВА и СМЫСЛА, изложенное таким прекрасным русским языком! Да, этноним русский - не зря прилагательное - не просто дефиниция отдельного этноса, а полифонического множества этносов, которое Гумилев, к примеру, называл суперэтносом в пассионарной теории этногенеза. Важность темы, которая великолепно раскрыта в данной статье - такой шкалы нет просто, чтоб оценить, во всех мерах.

Ирина Каминская 10 февраля 2015 в 03:02

Спасибо за отзыв, Оюна. Тема безграничная, в одной статье лишь намётки. Но направление нам ясно - евразийское оно, гумилёвское, системное, на объединение и отдачу в стаю, в будущее.

Eva Bolbacan 1 09 февраля 2015 в 23:02

Потрясающая статья! Такие, казалось бы, зыбкие моменты затронуты естественно, легко и очень понятно! Или это во мне говорит западная программа, и ничего зыбкого в русском нет? Никогда и в голову не приходило, что "русский" отвечает на вопрос " какой? " и является определением, которое определяет очень многое. Вспомнилась песня про Алешу, который болгарин, и русский солдат. Спасибо.
P.S. Не смогла попасть на Ваш последний мастер класс, ввиду стихийного отключения электроэнергии, очень жалею и с нетерпением жду следующий.

Ирина Каминская 10 февраля 2015 в 03:02

Будут у нас ещё мастер-классы, Ева. Спасибо за отзыв. В русском ничего зыбкого нет, есть нехватка понимания смысла этого слова. Но мы её наполним системно по мере сил.