Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором
Юркий, подвижный малыш, которого даже позаниматься выловить невозможно, часто становится настоящим испытанием для своих родителей. Неусидчивый и шустрый, он схватывает все на лету, быстро прокручивает поступившую информацию, дает ответ, а через секунду уже может не помнить, о чем вообще шла речь.
Юркий, подвижный малыш, который не то что усидеть на месте не может — его позаниматься выловить невозможно, часто становится настоящим испытанием для своих родителей. Неусидчивый и шустрый, он схватывает все на лету, быстро прокручивает поступившую информацию, дает ответ, а через секунду уже может не помнить, о чем вообще шла речь.
Не знаете, как управиться в такой ситуации? Как помочь такому непоседе справиться с громоздкой школьной программой? Поищем ответы на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Прежде всего нужно определить, носителем какого вектора является ваш ребенок. Такие свойства как подвижность, неусидчивость, логическое мышление являются характеристиками детей с кожным вектором. Под вектором «Системно-векторная психология» понимает набор врожденных психофизических свойств, которые формируют характер человека.
От рождения кожникам свойственно экономить — время, усилия, энергию. Если они не видят прямой выгоды и пользы в том, чем сейчас занимаются, то быстренько забросят это дело в сторонку и займутся чем-нибудь другим. Маленькие кожники только учатся использовать свои врожденные способности к самоограничению, поэтому родителям кожных детей, как, впрочем, и детей других векторов, крайне важно правильно нацелить их развитие.
Ритм и разумные ограничения — лучшие условия для становления маленького кожника. Однако проблема в том, что школьная программа пишется людьми с совершенно иными свойствами характера и пишут они ее «под себя» — согласно своим врожденным свойствам. Создатели педагогики — это люди с анальным вектором, который по своим свойствам контрарен кожному. Таким людям не сложно высидеть много часов за книгами, провести глубокий анализ, десять раз перепроверить, прежде чем решить.
Пытаясь применить советы педагогов с анальным вектором к своим кожным детям, мы неизменно наталкиваемся на сопротивление со стороны ребенка, на его неспособность следовать установленным правилам и в конце концов даже можем подумать, что он не способен к обучению. Как доказывается на тренинге «Системно-векторная психология», такая ситуация легко поправима, если подходить к процессу исходя из понимания векторальных особенностей своего ребенка.
Далее в этой статье мы рассмотрим конкретные приемы.
Первое, что вам может пригодиться, это схемы. В подаче любого материала для кожного ребенка необходимо делать акцент на логику: показываем причинно-следственную связь, рисуем стрелочки от одного события к другому. Проще всего моделировать ситуацию. Для кожного ребенка важней всего показать связь. Но он запомнит ее не сразу. Можно показать ему несколько абсолютно не похожих по формулировке задач с одним типом решения (логической связи), чтобы ребенок сумел уловить основную задумку.
Справиться с неусидчивостью нам поможет интенсивная смена поставленных задач. Решив по две задачи на один вид логических действий (например, вычитание и умножение), дайте ему задание, требующее принципиально нового подхода, заинтересуйте его новым, еще не известным ему материалом. Продолжительность занятий с такими детьми недолгая. Тут лучше короче, но регулярнее. Время от времени нужно напоминать предыдущие задачи, усложняя их, наращивая тем самым цепочку решения (т. е. теперь мы уже не только умножаем и отнимаем, появились новые обстоятельства, и к предыдущему мы добавляем еще и деление).
Кожный малыш зачастую большой любитель играть в конструкторы. Время детских игр проходит, а навык остается, и его можно и нужно развивать. Бывает, такие дети рисуют на бумаге простые фигуры, «пристраивая» их друг к другу. Зачастую это происходит непроизвольно.
Системно мы понимаем, какой в этом смысл: через 20 лет таким же образом он, уже взрослый, сможет «пристраивать» друг к другу детали дома, моста или космического аппарата. А пока потенциальный инженер тренирует свои свойства. Как сделать так, чтобы в будущем он стал конструктором-разработчиком? Давать задания на логику и развитие мышления. Через постановку задачи: как из двух предметов сделать третий? Как сделать так, чтобы предмет удобнее было использовать? Как при этом потратить меньше деталей и повысить эффективность? То есть кожному ребенку для развития врожденных свойств полезно давать задачи на изобретательность.
Так как наши дети без компьютерных игр жизни себе не представляют, то в арсенале будущего инженера-изобретателя могут быть игры «Заработало», Crazy machines и прочие. Хотя маленьким кожникам больше по душе гонки, ничего, кроме скорости реакции (которая у них и так есть), такие игры не тренируют, поэтому выбирайте игры с умом.
Будьте терпеливы с кожным ребенком, помните, что все сразу не получится. Покажите свою заинтересованность, проясните ему пользу от предложенного занятия. И пусть он не сразу проникнется, но, раз заинтересовавшись, потом обязательно вернется к заданию. Особенно если подтверждать важность решения задачи практическими примерами, которые для кожного ребенка лежат в области выгоды, понимания разницы больше-меньше.
Кожники — это те самые дети, которые отказываются читать буквы в учебнике и абсолютно не понимают, о чем вообще речь, пока не попробуют на примере с различными выгодами. Сделаешь все уроки — сможешь сегодня посмотреть мультфильм. Плохо подготовил задание — в этот раз не пойдешь в гости к другу. Как только такой ребенок начинает осознавать свои потери и выгоды, в голове у него будто что-то «щелкает» и соображать он начинает как кассовый аппарат.
В применении этого метода очень важно озвучивать ребенку адекватные стимулы и наказания. Ребенок не должен получать поездку в Диснейленд за один раз выученные уроки. Старайтесь правильно соотносить объем приложенных им усилий с объемом вознаграждения за эти усилия. Равно как и объем наказаний. Соблюдайте баланс.
Также важно помнить, что если кожного мальчика можно напрямую стимулировать получением той или иной материальной выгоды — получишь деньги на карманные расходы, то с кожной девочкой такое нельзя делать никогда и ни при каких обстоятельствах, так как это запускает в ней негативный сценарий.
Сообразительность кожного ребенка и его способность быстро находить решения часто вводит родителей в заблуждение: они думают, что он уже все усвоил и можно идти дальше. Однако это не так. Через час усвоенное уже исчезло и все нужно начинать заново. Тут главное не отчаиваться.
В занятиях с такими детьми, как мы уже писали, важна регулярность. Не менее важно время от времени повторять с ребенком уже пройденный материал: таблицу умножения, правила грамматики — раз в два-три дня. Не менее важно не лениться и постоянно изменять условия, оформление задачи так, чтобы они не становились привычными.
Очень полезны упражнения с цепочками последовательных действий: ребенку говорят, что нужно сделать с тем, что он получил в предыдущем расчете.
— Дважды два?
— Четыре.
— Минус один?
— Три…
И так далее.
Это развивает память и помогает в усвоении счета разной степени сложности. Такие упражнения полезно проводить на протяжении всего обучения в начальной школе, варьируя лишь степень сложности расчетов в соответствии с возрастом.
С таким ребенком нужно заниматься используя быстрое переключение — одно и то же занятие больше чем на десять минут (± 20 %) становится муторным и невыносимым. Поэтому двигайтесь по плотному графику: посчитали, решили задачу, прочитали текст, порисовали — все материалы должны быть под рукой.
В случае когда посреди занятия ребенок вдруг встанет с места, не надо его останавливать. Подвижность, изменчивость — свойства кожного вектора, такой человек гибок и телом и умом. Кожному ребенку может оказаться проще мыслить на ходу, поэтому не мешайте ему вышагивать по комнате, если ему трудно справиться с задачей.
Хорошим стимулом для учебы в случае с кожником будет соревнование. Быть на первом месте в классе, сделать быстрее всех — можно и нужно поддерживать в кожном ребенке вкус к здоровой конкуренции. При правильной подаче со стороны родителей такие соревнования станут для маленького кожника хорошей прививкой от возникновения деструктивной зависти и одновременно заложат фундамент для новых успехов и побед в будущем.
Дисциплина и самодисциплина — одни из важнейших навыков кожного вектора. Чтобы помочь маленькому кожнику развить эти навыки, устанавливайте для него расписание, посильные правила и следите за их исполнением. Родителям такого ребенка нужно понимать, что излишняя доброта — когда мы спускаем халтуру или позволяем нарушать установленные правила — идет кожнику не на пользу, а во вред, не дает развиваться.
Не приученный к дисциплине кожник в дальнейшем будет чувствовать себя гораздо труднее во взрослой жизни. Не наученный самодисциплине, он никогда не сможет дисциплинировать других — а значит, не сможет стать руководителем. А это важный недостаток, учитывая, что именно кожники обладают всеми врожденными свойствами, чтобы развить в себе качества управленцев.
Самое важное в воспитании любого ребенка — говорится на тренинге «Системно-векторная психология» — это дать необходимое развитие его врожденным свойствам, с тем чтобы в дальнейшем они могли быть максимально задействованы.
Школьная программа достаточно сложная и насыщенная. Да, ребенку с кожным вектором сложно ее усваивать. Но это не значит, что это невозможно. Кожные дети — самые адаптивные на свете. При поддержке родителей они научатся в школе всему, что необходимо для их становления и развития.
В следующих статья читайте об особенностях обучения детей других векторов.
Корректор: Галина Ржанникова
Вы это серьезно?
Здравствуйте Nickolas Dell.
Скажите, пожалуйста, что в статье Вам показалось не серьезным? Могли бы Вы задать более конкретный вопрос?
Статья просто уникальная! Бери и действуй - без ошибок в развитии природных свойств ребенка. Остается дело за "малым" - обнаружить в ребенке его природную заданность. Спасибо авторам!
"В случае, когда посреди занятия ребенок вдруг встанет с места, не надо его останавливать. " - ну вот как родителю с анальным вектором не впасть в ступор после такого действия малыша?! Это же незаконченная задача/страничка в учебнике/уравнение..! а для анальника не законченное что-либо недопустимо. И начинается ругань с ребенком, что он должен немедленно сесть и смирненько сидеть, даже если не может. Еще хуже если за такое "непослушание" ребенок получает физическое наказание, когда начинает сопротивляться усаживанию на место. Такая подробная статья! Спасибо!
Спасибо большое за статью! Супер-важная и полезная информация! Просто полное руководство пользов... т.е. родителя кожного ребёнка:):)
Спасибо авторам статьи за подрбный разбор! Обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями. На своем опыте убедилась, что при занятиях с кожными детьми самые большие проблемы возникают из-за плохой памяти у них. Также не всегда удается мотивировать и дисциплинировать таких детей без помощи родителей, не обладающих системными знаниями.
Девочки , спасибо Огромное за статью ! Глубоко и просто и нужно ! Спасибо !
Отличное пособие для воспитания кожного ребенка! В наши дни, ой как нужны нам развитые кожные дети, как собственно все остальные. Надеюсь на продолжение, с рекомендациями ко всем 7 остальным векторам.