Шишкин или Пикассо. Кто вам ближе и почему?
Пейзаж с бесконечным горизонтом… Возле него стоит романтичная девушка и восторженно рассматривает изображение. На ее лице улыбка, глаза широко распахнуты. А в другом зале угрюмый молодой человек немигающим взглядом постигает шедевр Пикассо с необычным абстрактным изображением. Если присмотреться, можно заметить, какие они разные, эти два любителя живописи. И внешне, и в своих предпочтениях...
В залах художественной галереи мы наблюдаем безмятежные пейзажи и неповторимые натюрморты. А также и произведения искусства с совершенно необъяснимыми изображениями и странными названиями.
Люди выбирают определенную картину, возле которой обязательно останавливаются. Они порой и не задумываются, почему их увлекает именно такое полотно, возможно, объясняя это тем, что у всех разные вкусы, и о них, как известно, не спорят.
Пейзаж с бесконечным горизонтом… Возле него стоит романтичная девушка и восторженно рассматривает изображение. На ее лице улыбка, глаза широко распахнуты. А в другом зале угрюмый молодой человек немигающим взглядом постигает шедевр Пикассо с необычным абстрактным изображением. Если присмотреться, можно заметить, какие они разные, эти два любителя живописи. И внешне, и в своих предпочтениях.
Почему художники так по-разному выражают себя в своих работах? И почему одни любят рассматривать классические пейзажи и портреты, а другие ищут сложные абстрактные произведения живописи?
Появление культуры. Красота, запечатлённая в веках
Наши особенности предопределяет психическая природа человека. Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает психику, исходя из наборов врожденных психических свойств человека (с соответствующими потребностями и желаниями), объединенных в восемь групп – векторов. Вектора, задающие интеллектуально-познавательную основу, называются зрительным и звуковым.
Природная роль зрительного вектора берет свои корни из древних времен и создает базу для развития культуры в обществе. Именно благодаря этому вектору в процессе эволюции общества возникает запрет на каннибализм. Человеческая жизнь становится ценной и важной. Выживание слабого члена стаи – не охотника, но мастера в искусстве и творчестве, обеспечивает развитие культуры в древнем обществе. Проявление таких чувств, как сопереживание и сострадание к более слабым членам стаи, снимает неприязнь между людьми.
Анально-зрительные ювелиры, скульпторы, художники с древних времен имеют культурную видовую роль, выражая себя через искусство. Именно они делают первые украшения для кожно-зрительной женщины вождя, имеющей особую любовь к бусикам. Анальный вектор наделяет таких людей особой терпеливостью, усидчивостью, стремлением сделать работу качественно и скрупулезно, желанием прорабатывать все тончайшие детали, что так важно в деле ювелира и художника.
Роль зрительного вектора изначально заключалась в охране стаи днем. Роль дневных охранниц стаи выполняли кожно-зрительные женщины. Ведь зрительные люди очень наблюдательны. Ничто не укроется от их пытливого взгляда.
Зрительный вектор обеспечивает его обладателю «золотое сечение в глазах», дает способность видеть красоту, воображение и умение передать на полотне любой образ. Речь идет о людях с анально-зрительной векторальной связкой.
За счет большой зрительной периферии огромное количество образной информации попадает в подсознание зрительника, минуя сознание, и давит, беспокоит, тревожит его, создавая странные образы, как бы предчувствия. Правильная реализация таких состояний – перевод в творчество, в создание шедевров искусства.
Именно зрительники умеют искренне сочувствовать другим людям. Это их особый талант – способность сострадать и сопереживать, эмоционально принимать на себя состояния других людей и ощущать их боль как свою. Поэтому развитие живописи постепенно приводит к созданию произведений, передающих эмоции и чувства. Анально-зрительные художники начинают воспроизводить в искусстве личностные смыслы, эмоциональные настроения. Это мастера пейзажей, портретов и картин, передающих драматические сюжеты из жизни.
Со временем появляется пейзаж настроения – произведение, которое способно передавать посредством изображения природных явлений радость или грусть. Признанные мастера романтического пейзажа – И.И. Левитан, А.К. Саврасов, художник-маринист И.К. Айвазовский.
Способности зрительных художников проявляются и в написании портретов, на которых художник передаёт не только внешний облик человека, но и его индивидуальность, раскрывает характер героя, его чувства и настроение. Для зрительного художника картина – это возможность выразить всю палитру своих чувств и эмоций. С помощью своих произведений они, можно сказать, создали многовековую эмоциональную связь с любителями живописи.
Зрительное восприятие живописи
Вместе с творческими талантами зрительный вектор задает человеку способность глубокого восприятия произведений искусства. Поклонниками живописи, в основном, являются люди со зрительным вектором. Им удается понимать творения, написанные на понятном им языке чувств и эмоций. Любители этого искусства также имеют потребность в обмене чувствами и эмоциями, реализуют которую, в том числе, в музеях и галереях.
Краски, тона, полутона, изображение эмоций на лице человека или тонкая роспись вазы на натюрморте – все это способен различить только глаз зрительного человека. Зрительник наслаждается видами: вот на переднем плане картины - цветок с полуопавшими лепестками или сломанная травинка, а в самом углу картины, в маленьком зеркале, отражается автопортрет художника. Такие мелкие детали на картине или едва различимые эмоции на лице человека – все это восхищает пытливого зрительника. Он мастерски отыщет любую интересную деталь художника.
Эмоциональное наслаждение вызывают безмятежные пейзажи И.И. Шишкина, с русскими просторами, пропитанные свежим лесным воздухом, «Березовая роща» И.И. Левитана – манящий белый лес с бесконечной тропинкой, убегающей вдаль. Натюрморты, цветы и фрукты на которых переданы мастерами так, что вот-вот почувствуется их аромат. Зрительники могут упиваться игрой цвета на картине, испытывать эмоциональный подъем, когда смотрят на полотно.
Натюрморт… Казалось бы, что в нем можно рассматривать? «Как бы не так!» – ответит вам любитель живописи со зрительным вектором. Посмотрите внимательно на работу Питера Класа «Завтрак»: беспорядок на столе создают очищенный лимон с висящей кожурой, небрежно расставленные на скомканной скатерти тарелки. Здесь явно только что был человек, и нам виден кусочек его жизни, его вкусы, его быт и привычки. Как мастерски автор показал нам присутствие человека на картине, который поторопился уйти, не закончив завтрак.
Ряд картин вызывает глубокие переживания и сочувствие, которое способен ощутить только обладатель зрительного вектора. Например, когда рассматривает трагедию жизни юной невесты, которую выдают замуж за состоятельного престарелого господина на картине В.В. Пукирева «Неравный брак». Венчание… У юной невесты обреченность в глазах, безвольно опущенная рука, из которой вот-вот упадет свеча. Этот образ вызывает сочувствие и душевные переживания. Совершенно ясно, что ей не хочется выходить замуж без любви. Для нее это горе. Грустное лицо юной девушки, положение рук – все говорит о переживаемой ею трагедии.
Зрительнику близки и понятны такие произведения, они раскрывают душу и позволяют ощутить эмоции. Способность сострадать проявляет лучшие его стороны, и он неосознанно ищет в картинной галерее именно такие произведения, которые передают всю гамму чувств – от наслаждения цветом и формой до сопереживания героям картины.
Зрительного посетителя галереи легко распознать и по внешним признакам, у него – активная мимика лица, теплый, говорящий взгляд, выразительные глаза. Все, что он чувствует, можно увидеть на его лице: радость или грусть, восхищение или разочарование. Эстетическое наслаждение, эмоции и чувства – вот что ищет зрительник, и за всем этим он идет в художественную галерею.
Странная картина – о чем она?
Теперь давайте пройдем в другой зал с модными некогда течениями «сюрреализма» и «абстракционизма». Эти направления в искусстве в свое время внесли в общество новые представления о живописи. Они связаны с идейным поиском, попыткой взглянуть на живопись иначе.
Сюрреалисты в своих работах предлагали несколько абсурдное и противоречивое сочетание образов. Считается, что это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Целью творчества сюрреалистов было духовное возвышение над материальным миром, вытеснение из своих работ стандартных представлений, привычной логики и закономерности. В этих работах обычные предметы изображены нетрадиционным способом (например, висящие на ветках дерева часы на картинах С. Дали) или присутствуют нереальные предметы, существа и образы. Яркие представители сюрреализма – С. Дали, П. Пикассо.
Другое, не менее интересное направление – абстракционизм. Это художественное направление сформировалось в начале XX века. Для него характерен отказ от воспроизведения форм реального мира. На таких полотнах мы видим геометрическое изображение людей или природы, сочетания пятен и штрихов. Знаменитые абстракционисты – К. Малевич (автор картины «Чёрный квадрат»), В. Кандинский.
Так появляется глубокая смысловая надстройка над традиционным подходом к живописи. В этом творчестве, как правило, проявляют себя художники, имеющие кроме анально-зрительного сочетания векторов еще и доминантный звуковой вектор. Основным отличием работ этих художников от классических полотен зрительных живописцев без звукового вектора было использование новых форм и методов написания: нереальные образы, олицетворяющие глубокие смыслы (сюрреализим) или абстрактные формы (абстракционизм).
В древности наличие звукового вектора у человека определяло его видовую роль: он охранял стаю ночью, когда все спали. Основной задачей звуковика было вслушиваться в тишину саванны, дабы услышать подкрадывающегося дикого зверя и предупредить стаю об опасности. Для обладателей звукового вектора, проводивших ночи в одиночестве и тишине, характерна погружённость в себя, размышления о смысле жизни, поиски неосознанного, отрешённость от происходящего снаружи. Материальное для звукового человека неинтересно, его стезя – мир духовных исканий. Он обладает мощным абстрактным интеллектом, помогающим постигать глубокие смыслы.
На картинах звуковых художников нет красоты природы. На них мы не увидим эмоциональных образов человека или россыпи сочных фруктов. Многие зрительники пройдут мимо этих картин, может, лишь пробежавшись взглядом, ведь эти сюжеты часто не несут в себе эстетической красоты и эмоциональных переживаний.
Звуковое восприятие живописи
Для звуковика же работы П. Пикассо и С. Дали – это как раз то, что нужно. Через живописное полотно происходит передача зашифрованных символов, образов и форм, которые понятны и звуковому художнику, и любителю странных картин. Звуковик как никто другой способен распознать глубокие смыслы, заложенные автором. Ему понятны «Черный квадрат» К. Малевича и «Поэт или половина четвертого» Марка Шагала.
Эти полотна заставляют звуковика проживать то же, что и художник, но он может искать и свои глубины в этих работах. Такие картины «вскрывают черепную коробку» и проникают в его душу. Пропитанная метафизическим смыслом картина цепляет подкорку и не отпускает, пока он не уловит нужный смысл. Звуковик может и не осознавать, как на одной волне с ним разговаривает автор произведения. Внешне кажется, что звуковой человек просто долго смотрит на картину, а на самом деле он ее уже и не рассматривает, в голове его проносится в это время целый вихрь мыслей.
Звуковика в галерее легко найти, конечно, возле картин П. Пикассо или К. Малевича. Внешне он сдержан, молчалив, лицо амимично. Может быть небрежно одет, ведь для него это не главное. Он, в отличие от зрительника, не ищет на картине виды или детали. Его желание - постичь смысл. Звуковик - любитель тишины, потому музейные залы для него - идеальное место для размышлений: там можно уйти в себя, получив «звуковой заряд».
Любимая картина – зеркало души
Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает нам увидеть известные произведения живописи другими глазами, раскрыть заложенные в них смыслы, понять, что пытался донести до нас автор, определить, какими свойствами психики он обладает. И не только это. Обладая знаниями системно-векторной психологии можно понять и психические особенности людей, которые выбирают те или иные картины, являются ценителями разных видов искусства.
Видеть людей насквозь, знать, о чем они думают, к чему стремятся, в чем реализуются – это самое захватывающее умение, которое может приобрести современный человек. Получить уникальные знания и способности узнавать людей глубже можно на тренингах по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь: https://www.yburlan.ru/training
Удивительная статья! Все в точку! Всегда любила произведения искусства, которые заставляют задуматься.
Прекрасная статья! Заставила глубоко поразмышлять. Я даже засомневалась в наличии у меня звукового вектора. Обожаю Ван Гога. Импрессионизм - это же зрительное? У меня реакция на картины однозначно эмоциональная. Из любимых "Звездная ночь" Ван Гога и "Крик" Мунка.
Спасибо, Наталья, за вашу исследовательскую статью. Такое ощущение, что при прочтении я путешествовал по всем Эрмитажам мира.