Школа как фактор стресса
Современных детей ввести в стресс проще на два порядка: объем психики вырос, а с ним — потенциал и чувствительность. Таких детей мы еще не видели. Ввести в стресс детей на порядок проще. Ведь они объективно не в силах защитить себя сами, а свойства для создания коллективной системы безопасности еще только развиваются. Может стресс быть полезен?
В стресс ввести легко. Достаточно лишить человека чувства защищенности и безопасности и предъявить завышенные требования к его способностям.
Ввести в стресс детей на порядок проще. Ведь они объективно не в силах защитить себя сами, а свойства для создания коллективной системы безопасности еще только развиваются.
Современных детей ввести в стресс проще на два порядка: объем психики вырос, а с ним — потенциал и чувствительность. Таких детей мы еще не видели.
Безопасность
Может стресс быть полезен? Может, когда он мобилизует. Система развивается в напряжении. Взрослый человек под давлением действует на пределе и этот предел отодвигает.
Для ребенка школа в самом благополучном ее виде — уже давление и принуждение. Новый ритм, большой и разный коллектив, необходимость постоянного сосредоточения, регулярное оценивание. Ребенок за считанные годы пролетает тысячелетнюю эволюцию. Давления хватает.
Если же возникают дополнительные вызовы — с высокой долей вероятности они станут чрезмерными. Ребенок может оказаться не в силах адаптировать стресс и отреагирует истериками, бунтом, уходом в себя (в зависимости от врожденных векторов) или даже психосоматикой, если стресс длительный.
Потребность в защищенности и безопасности — базовая. Детям ее обеспечивают взрослые. Важно понимать, что безопасность имеется в виду не только физическая, но и психологическая, ведь человек — это прежде всего психика.
Чувство защищенности и безопасности (ЧЗиБ) маленькому ребенку обеспечивает мама. Своим присутствием и состоянием — в не меньшей степени, чем кормлением, заботой и уходом. После шести лет прямая связь с мамой ослабевает, и ЧЗиБ обеспечивают в том числе и другие ответственные взрослые — воспитатели и педагоги.
Первый и самый частый школьный стресс — ощущение угрозы. Причины могут быть разные — от резкого высказывания учителя до буллинга со стороны одноклассников. Ребенок в одночасье теряет желание и способность обучаться, может категорически отказываться идти в школу. Причем необязательно резкость или буллинг бывают направлены в адрес ребенка, ему достаточно наблюдать агрессию со стороны, чтобы почувствовать себя в опасности.
Ребенок еще не знает, что взрослые тоже могут ошибаться, могут быть несчастны и не выдерживать напряжения, сбрасывая его на детей. Далеко не все взрослые пока знают, что, как только детский коллектив остается без должного внимания взрослых, нехватка защищенности запускает архетипичный механизм объединения — против одной жертвы.
Жертва выбирается бессознательно по животному принципу — по запаху страха или ярким отличиям от большинства.
Если должная безопасность не обеспечена — психические силы ребенка уходят на выживание и на развитие их не остается.
Требования/возможности: все относительно
В связи с тем, что психическая природа у детей разная, стрессовыми оказываются разные факторы.
Темп
Для обстоятельного, медлительного ребенка с анальным вектором стрессом может быть высокий темп. Такой человек все делает основательно — слушает, думает, пишет. Просит повторить сказанное — для него и правда «повторение — мать учения». Если учитель такого ребенка торопит — тот впадает в ступор и может стать упрямым и агрессивным.
Его природное право — работать в своем темпе, его природное желание — доводить начатое до совершенства. Создавать помехи или не обеспечивать благоприятные условия для того и другого — значит лишать ребенка наслаждения и желания учиться.
Для подвижных, неусидчивых деток с кожным вектором настоящий вызов — смирно сидеть целый урок. Психика, способная заниматься несколькими делами одновременно, непроизвольно находит, на что отвлечься, а тело само шевелится, дергается и вскакивает. То, что медленно и однообразно, — для них скучно. Учитель с анальным вектором, видящий детей через себя и требующий послушания и подчинения, может доставлять такому ребенку немало неприятностей.
Худшее, что может быть для ребенка с такой психикой, — унижение. Кожная психика — сама амбициозность. Принижать способности кожного ребенка, пророчить ему «быть дворником» — значит наносить удары по душе, что, несомненно, приводит к торможению развития.
Несправедливость
Серьезный удар по чувству защищенности и безопасности — несправедливость. Ощущается она по-разному в разных векторах.
Для ребенка с анальным вектором справедливость в равенстве, балансе. Для него справедливость — в адекватной оценке его стараний, равном ко всем отношении.
В то время как стремящемуся к конкуренции кожному ребенку несправедливой покажется невозможность проявить свое превосходство — его волнует результат относительно других.
Для кожных детей ситуация оценивания — стимул, так как ранжирование в их природе. Для анальных детей та же ситуация — стресс, поскольку на кону оказывается святое — идеал, к которому они стремятся всей душой.
Трудные предметы
Невозможно любить то, что не знаешь, что не получается. Чтобы ребенку было интересно — важны не только эмоциональная вовлеченность, но и собственные успехи в изучаемом предмете.
Причины непонимания предметов в средней школе прежде всего психологические. А раз психологические — значит, векторальные.
Слишком медленно, слишком быстро, недостаточно эмоционально, нелогично или недостаточно тихо (бывает и так) поданный предмет может вызывать трудности, даже если сам по себе несложный. У каждого вектора — свой язык, свое восприятие, своя зона комфорта.
Бывает так, что в классе ребенок не может повторить то, что с легкостью делает дома. Это говорит о том, что трудности имеют эмоциональный, а не интеллектуальный характер.
Какие-то темы сходу понять действительно могут только звуковики благодаря абстрактному интеллекту. Они же, кстати, могут быть самыми непонимающими — если были оглушены в детстве и замкнулись в себе. Или просто если в школе слишком шумно.
Кстати, шум можно выделить как отдельный стрессовый фактор. Для звуковика это настоящие удары по психике. Шум за дверью во время урока просто отключает мозг (вернее, супермозг!), а высокий фоновый уровень шума вводит в стресс и утомляет такого ребенка до изнеможения.
Состояния
Итак, давление ландшафта и его стрессовость дифференцируется по векторам. Но это еще не все.
В одном и том же классе дети с одинаковым набором векторов по-разному себя ощущают. Один ребенок — заинтересованно слушает, включено работает и приветливо общается. Другой — отвлекается, разговаривает на уроках, недолюбливает одноклассников.
Дело не только в том, какие свойства у ребенка, но и в каком они состоянии.
Ребенок со зрительным вектором может быть любопытным и общительным, а может — трястись как осиновый листочек. Звуковичок может быть «профессором», к которому все прислушиваются, а может быть замкнутым, рассеянным чудаком. Ребенок с анальным вектором может быть отличником и примером для подражания, а может быть агрессивным и обидчивым букой. Кожный ребенок может быть лидером и ракетой, а может — драчуном и провокатором.
Состояния дети выносят из семьи. По сценариям, разыгрывающимся в школе, системно хорошо видно, каким воздействиям ребенок подвергается дома.
Провоцируют не каждого, а того, в ком есть напряжение. Кожный провокатор цепляет анального обиженного ребенка. Это наблюдаемо. Оба отыгрывают сложенный дома сценарий: кожник получает свою долю агрессии, анальник — повод обижаться и агрессировать.
Учителя тоже срываются не на всех. Первым под раздачу попадает запуганный ребенок, утративший чувство защищенности и безопасности.
Важно понимать, что если есть сформированные негативные сценарии, то ребенок не просто находит стрессовые ситуации, он их создает — бессознательно — там, где их могло бы не быть.
Новые дети
Новые дети психически чувствительнее и мощнее нас. Их трогает то, что мы не замечаем. Им больно от того, что для нас лишь несущественная мелочь. Дети оказались в ситуации, когда они вынуждены учиться у тех, кто менее восприимчив.
Без понимания отличия нового поколения невозможно выстроить адекватное взаимодействие с детьми. Чтобы оно было продуктивным и благотворным — мало даже любви, нужны специальные знания.
Школа может спасти
После шести лет школа приобретает приоритетное значение для ребенка. Наступает этап, когда учеба и взаимодействие в коллективе становятся ведущими в жизни человека. Именно поэтому школьные проблемы воспринимаются как катастрофа.
В то же время в важности школы есть огромное преимущество. Возможность проявить свои сильные стороны, хорошие отношения с одноклассниками, поддержка и понимание со стороны педагогов могут с лихвой компенсировать даже недоработки или ошибки семейного воспитания.