Школьное насилие: как предотвратить? Моббинг, буллинг, троллинг и многое другое
Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.
Родительские интернет-форумы кричат о беспрецедентном распространении случаев насилия в школах. Средства массовой информации не отстают. Ютуб переполнен роликами, демонстрирующими насилие в школе, что делать, никто не знает. Там можно увидеть все – от избиения учителей до изнасилований несовершеннолетних.
Родители возмущены, на интернет-форумах советуют друг другу отдавать своих детей в карате, учиться драться, чтобы «давить гадов поодиночке». Кое-где, правда, пробиваются робкие возражения на тему «мой ребенок не сможет ударить», на которые идет волна комментариев по типу «если ты сопля и не защитишь себя сам – никто тебя не защитит!»
Кто и что может защитить наших детей от школьного насилия? Куда обращаться?
Школьные психологи?
Школьные психологи проводят тесты. Много тестов. Как будто тесты от чего-то спасают. Тесты показывают то, что и так все прекрасно видят.
Вопрос в другом, что с этим делать, как бороться с проблемой насилия в школе? Но психологи, похоже, сами толком не знают.
Правда, придумали классификацию. Есть, например, буллинг, а есть моббинг.
Буллинг – это когда один или несколько «бычков» обижают слабых и тех, кто не может противостоять. Это как дедовщина в армии.
Моббинг – это когда весь класс «травит» одного ребенка, как в фильме «Чучело» Ролана Быкова.
Есть троллинг, когда дети преследуют и позорят друг друга в соцсетях, дело может дойти до того, что жертва, не вынеся эмоционального прессинга, накладывает на себя руки. И такие последствия уже были.
Но классификации явно уже не хватает, так как есть еще просто жестокое обращение детей друг к другу, когда скучно, когда делать нечего, или просто на спор. Как это случилось в Нижегородской области, когда 15-летняя девочка просто на спор задушила 7-летнюю девочку подушкой. Ни за что.
Школьные психологи, к сожалению, пока не могут это ни диагностировать заранее, ни предупредить.
Знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана могут реально помочь преодолеть проблему школьного насилия, если подойти к этому вопросу комплексно, понимая происходящее на уровне причин.
Родители?
Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.
Да и обижать дети могут не в открытую, а анонимно, например, спрятать вещи какого-то одного ребенка и всем классом с удовольствием наблюдать, как тот мечется в поисках пропавших тетрадок или физкультурной формы в страхе получить нагоняй от учителя. Да и не из каждого ребенка можно вырастить хорошего каратиста. Вот цитата мамы с одного родительского форума на тему насилие в школах:
«Я сама работала пять лет тренером по каратэ, мой муж имел черный пояс по каратэ, и когда я была беременна, то думала, что у ребенка это будет уже в крови. Сейчас сыну 12 лет и его все обижают в школе, сердце кровью обливается. Столько раз ему и говорила, и показывала, как себя защитить, но все зря. Он боится, если он ударит, то они соберутся толпой и побьют».
С точки зрения системно-векторной психологии, все понятно! Ведь если у мальчика кожно-зрительная связка векторов (о чем мама, к сожалению, не знает), то он никогда не станет на «путь воина», его предназначение совершенно иное – это развитие культуры. Такого мальчика бесполезно учить драться, он все равно будет бояться постоять за себя. В нем жизненно необходимо развивать чувства, для этого нужно вести его не в секцию борьбы, а в музыкальную школу и в театральную студию. Там, раскрывая свои таланты, он постепенно выведет свой страх наружу и перестанет бояться. А это значит, он перестанет быть жертвой насилия в школе.
Козлом отпущения в классе может стать практически любой ребенок, это может быть, например, новенький. Мальчики и девочки со зрительным вектором тоже могут стать предметом высмеивания, насилия в школе, что особо травматично для их чувствительной психики. Предметом насмешек может стать и звуковой ребенок. Он умный, тихий, задумчивый, не любит шума и грубых шуток и часто сторонится общения на перемене.
Учителя?
От учителя во многом зависит психологическая атмосфера в классе и отношение к определенному ученику. Но основной критерий оценки школы сейчас это успеваемость. Родителям нужны хорошие оценки, детям нужны хорошие оценки, учителям для отчета тоже нужны хорошие оценки.
Поэтому учителя заняты подготовкой детей к очередным тестам. Если ученик хорошо учится, к нему нет претензий.
Учитель задерган, завален бумажками, замучен бытовыми и личными проблемами. Он не обращает внимания на вопрос воспитания, ему не до этого. А иногда и сам не прочь «оторваться» на детях. Правда, дети платят ему тем же. Получается замкнутый круг школьного насилия.
По факту, у ребенка в школе есть только три роли: агрессор, жертва или пассивный наблюдатель насилия. Правда, пассивный наблюдатель не такой уж пассивный, он тоже находится в постоянном напряжении, потому что он видит все эти проявления физического насилия и тоже боится, так как не хочет стать жертвой. Предлагая научиться ребенку драться, мы по сути ничего не меняем в общем раскладе, круг насилия остается все тот же, взаимоотношения в школе так и остаются на уровне бандитских разборок.
Любого ребенка, прежде всего, надо учить не приемам рукопашного боя, а умению понимать людей, находить с ними общий язык, знать себя, свои особенности и сильные стороны. Но самое важное, необходимо понимать, что психика ребенка развивается, только если от родителей он получает чувство защищенности и безопасности, а также благодаря развитию его уникальных врожденных векторальных психических свойств. Если из кожно-зрительного мальчика пытаться делать «настоящего мужика», он просто не разовьется и, естественно, не впишется в жизнь. А если он будет лучше всех играть на гитаре или станет звездой школьного театра, то вместо ненависти ребята будут испытывать к нему симпатию и восхищение.
Чувство защищенности и безопасности и развитие согласно природным свойствам ребенка – это лучшая профилактика любых психологических проблем. Это то, что дает ребенку комфортное внутреннее состояние, в котором он, с одной стороны, не способен испытывать жгучую неприязнь, приводящую к насилию в школе, а с другой, не является слабым звеном, провоцирующим агрессию.
Только вместе, только всем миром
Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу архетипичной стаи, объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.
Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.
Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной травмированный звуковик, который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.
Что можно сделать? Как помочь?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет распознавать психику каждого ребенка, его желания, психологические потребности, стремления и страхи. Современному родителю, педагогу и психологу уже не обойтись без этих знаний. Кто склонен к насилию и почему? Почему ребенок ворует? Почему становится жертвой и как это предотвратить? Как нейтрализовать школьного шута? Как распознать потенциального убийцу или самоубийцу? (К сожалению, даже такие темы актуальны в современной школе!) Ответы на эти и многие другие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Конечно, подкованные взрослые сумеют в доступной форме передать эти знания своим детям, чтобы они тоже лучше понимали себя и других, знали, чего можно ожидать от того или иного ребенка или взрослого, и как с ними правильно взаимодействовать.
Еще одна важнейшая совместная задача по предупреждению насилия в школах – создание школьного коллектива. Помните девиз школы молодых чертей из старого советского мультика? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех!» Наслушавшись западной пропаганды, мы стали учить этому наших детей, не понимая, что это в корне ошибочно и противоречит нашему уретрально-мышечному менталитету. Для нас больше подходит девиз мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»
Опыт построения школьного коллектива можно перенять у первопроходца советской педагогики А. С. Макаренко, которому удалось в короткие сроки из беспризорников, озлобленных и психически травмированных, воспитать полноценных членов общества, ответственных, интеллектуально и психически развитых.
В основе создания коллектива лежала идея самоуправления, то есть коллективной ответственности, но обязательно под идейным руководством и управлением взрослых. Старший помогает и направляет младшего, а стимулирует и направляет этот процесс учитель или воспитатель. Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают правильно сформировать коллектив. Например, выделив ребенка с уретральным вектором и мягко направляя, возложить на него ответственность за благополучие всех, не допуская при этом появления одновременно двух уретральных детей в одном классе.
Важно приучать детей к взаимопомощи и взаимоответственности, учить их делиться и помогать друг другу. С помощью родителей разрабатывать не программы увеселительных мероприятий для детей, как сейчас модно, а программы шефской помощи для тех, кто в ней нуждается, например, для детей с ограниченными возможностями. Или для детей, имеющих одного родителя, который не всегда имеет возможность даже вовремя забрать ребенка из школы.
В развлечениях самих по себе нет ничего плохого. Но концерт или конкурс, подготовленный самими ребятами для учителей или младшеклассников, сплачивает их, развивает их таланты, учит взаимодействовать, а готовое развлекательное мероприятие с аниматорами и дискотекой становится лишь выставкой тщеславия.
Профилактика насилия в школе начнется с того момента, когда мы начнем в первую очередь думать не об оценках, а об отношениях детей. Благоприятный психологический и моральный климат, взаимная поддержка, позитивный настрой помогают выбрать правильные ориентиры в жизни, а также лучше всего способствуют хорошей учебе.
Если вы учитель или родитель, не упустите шанс, приходите на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и вы получите знания, которые станут реальным инструментом по предотвращению насилия в школе, в семье, на работе. Регистрируйтесь здесь.
У вас получилась очень жизненная статья.
..Профилактика насилия в школе начнется с того момента, когда мы начнем в первую очередь думать не об оценках, а об отношениях детей...
А для этого и педагоги и школьные психологи и родители должны знать Системно-векторную психологию.