Снобизм: когда интеллект выше чувственности
Кто такой сноб? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: сноб - человек, тщательно следующий вкусам, манерам и т. п. высшего света и пренебрегающий всем, что выходит за пределы его правил; человек, претендующий на изысканно утонченный вкус, на исключительный круг занятий, интересов...
Лакированная, парфюмерная, будуарно-элегантная душа! Он глядит на мир сквозь лорнет, и его эстетика есть эстетика сноба.
К.Чуковский
Как трудно иногда бывает общаться с казалось бы умным и образованным человеком. Чувствуешь себя неловко от того, как остроумно указывают на твои недостатки и при этом едва уловимо намекают на собственное превосходство. Такой собеседник хочет показать свою умственную и эстетическую развитость, насколько он обо всем на свете осведомлен, обладает изысканным вкусом, разбирается в искусстве и музыке и понимает эту жизнь (или ее аспекты) значительно лучше тебя и всех остальных.
Кроме этого, его отличает ироничный, пренебрежительный, оценивающий сверху вниз взгляд. Понравиться такому человеку не так уж и просто: слишком высока у него планка оценки окружающих. Он оценивает других по одному ему ведомым интеллектуальным, поведенческим и другим критериям: внешность, отсутствие стиля в одежде или манер, которые ему кажутся обязательными.
А бывает, что такой человек еще и убежден в благородстве своего происхождения (как правило, таковым не обладая) и склонен делить людей на классы. Себя, разумеется, причисляя при этом к высшему обществу или подражая ему, такой человек не желает общаться с людьми «из народа», ложно ощущая, что он умнее и выше простых обывателей. И детей своих он воспитывает по такому же принципу, прививая им чувство собственного превосходства над другими. Обучает их этикету и манерам, правилам поведения, чтобы они смогли демонстрировать в обществе изящность своих манер.
Вроде бы посыл кажется верным. Однако, снисходительное отношение не имеет ничего общего с настоящим принятием другого человека. А привитые манеры, которые не являются осознанными, органично встроенными в общее развитие человека, создают лишь форму, внешний атрибут личности. Оттого и появляется внутренний дискомфорт от общения с интеллектуальными эстетами, демонстрирующими свои манеры, умение держаться и осведомленность в разных сферах общественной жизни. Мы внутренне сопротивляемся подобному отношению к себе и, вслух или про себя, называем такого человека снобом.
Какие люди могут стать снобами?
Кто такой сноб? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: сноб - человек, тщательно следующий вкусам, манерам и т. п. высшего света и пренебрегающий всем, что выходит за пределы его правил; человек, претендующий на изысканно утонченный вкус, на исключительный круг занятий, интересов.
Чтобы понять, что за этим стоит, почему человек становится снобом, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Системно-векторная психология рассматривает причины того или иного поведения человека через вектора. Вектор - это набор врожденных психических свойств, которые определяют способности, систему ценностей человека и манеру его поведения. Всего есть восемь векторов. У современного человека, в основном, бывает 3-5 векторов. Каждый вектор задает своему обладателю потенциал, который необходимо развить и реализовать.
У людей со зрительным вектором глаза являются особо чувствительной зоной. Эти люди видят мир по-особому, чувствуют его намного тоньше, чем все остальные. У обладателей зрительного вектора доли мозга, отвечающие за зрительный анализатор, в сорок раз больше, чем у людей с другими векторами. Зрительный вектор также отвечает за восприятие информации, ведь 90% информации поступает в мозг посредством зрения.
Эта природная особенность наделяет зрительников огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, образным мышлением и высокой способностью к обучению. Они способны видеть и чувствовать красоту мира как никто другой. Зрительным людям хочется, чтобы все вокруг было КРАСИВО.
Кроме того, они обладают максимальной эмоциональной амплитудой: от страха за свою жизнь до любви к другим. В потенциале обладатели зрительного вектора способны испытывать сострадание и сопереживание к другим, а любовь – это их главный смысл жизни. Они могут видеть и ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту людей. Для этого необходимо развить и реализовать заданный от природы потенциал.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, зрительный вектор, как и любой другой, развивается до окончания пубертата, т.е. до 14-16 лет, а реализация свойств вектора – это процесс, который длится всю жизнь. При должном развитии свойств зрительного вектора, его обладатели вносят в общество культуру и искусство, являются носителями идей гуманизма. Они могут успешно реализовываться во всех творческих профессиях.
Также носители зрительного вектора могут воплощать заданные вектором свойства в таких сферах, как медицина и волонтерская работа, или просто помогать людям, которые нуждаются в помощи и поддержке. То есть зрительник проявляет себя там, где есть необходимость тонко чувствовать других людей, сопереживать им, помогать, создавать с ними эмоциональные связи, работать на отдачу.
Такой человек, конечно, не может быть снобом. Чувственно развитый, сопереживающий другим людям, он не ощущает, что он в чем-то выше остальных, и, соответственно, не стремится подчеркивать свое превосходство над ними.
Когда чувственно развитый и реализованный человек со зрительным вектором выражает себя в сострадании и сопереживании, он ощущает себя счастливым. Ведь именно так он наполняет свои настоящие желания. И это наполнение не оставляет места для негативных внутренних состояний, которые может испытывать нереализованный зрительник и которые мешают получать больше радости от жизни, чем провоцируют проявление снобизма.
Как интеллектуал становится снобом
Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, интеллект и чувственность развиваются параллельно и не всегда могут иметь одинаковую степень развитости. Человек может быть добрым, отзывчивым, но при этом он может не блистать интеллектуальными способностями.
Когда речь идет о снобизме, здесь происходит с точностью до наоборот: у сноба, интеллект которого очень развит, недостаточно развита чувственность. Или развита, но он не знает, как реализовывать свой потенциал. Нет навыка проявления сопереживания, сострадания и любви к другим людям. И тогда зрительный человек испытывает негативные внутренние состояния, так как не наполняется его потребность в ярком проживании и выражении чувств, эмоций. Поэтому он стремится наполнить свою нехватку через снобизм, подчеркивание своего мнимого превосходства над другими.
Таким образом, сноб – это человек, у которого не получается ощутить полноту жизни. Он не получает свое максимально возможное наслаждение, потому что не может (не имеет навыка или просто не знает, как) полностью реализовать себя. Такой человек неосознанно лишает себя радости и ощущения проживания жизни во всей ее полноте. И это «недополучение счастья», неполнота жизни толкают зрительного человека к проявлению снобизма, как к некой компенсации, суррогатному наполнению внутренних нехваток.
Снобу кажется, что он мыслит «более высокими» категориями, чем другие. Например, он стремится к чтению серьезной литературы, посещает выставки и спектакли, а если другой не читает, не ходит на премьеры, или просто одевается не модно (опять-таки с точки зрения сноба), то значит это просто один из недостойных внимания людей, на которых можно смотреть презрительно сверху вниз.
Таким образом, зрительный человек, страдающий снобизмом, придумывает сам себе определенные шаблоны, по которым оценивает других. И все люди, которые не соответствуют этим нормам (обычно это все люди, за исключением его самого), воспринимаются снобом свысока, с некоторой неприязнью. Вон тот, по его мнению, плохо одет, а другой – дурно выражается, а третий – вообще невежда, не может поддержать беседу о Моне…
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Когда интеллектуально развитый человек со зрительным вектором не имеет достаточной реализации, он принижает недостойных, по его мнению, людей, которые не вписываются в его представления о том, какими они должны быть. Так сноб ложно приподнимает себя над ними, как бы демонстрируя свое интеллектуальное превосходство. Пытается так добрать недостающее наслаждение от жизни. Самоутверждаясь таким образом за счёт «недостойных», он получает свое куцее удовольствие. Ему кажется, что остальные должны быть рады уже тому, что на них обратила свое внимание «элита».
От внешней формы – к внутреннему содержанию
Однако нехватки в реализации, которой требует зрительный вектор, внутренние пустОты, невозможно заполнить снобизмом, как ни старайся. Ведь наибольшую радость и удовольствие от жизни человек испытывает, когда реализует заданные природой свойства, наполняет свои истинные желания. В случае со зрительным вектором такой реализацией являются сопереживание и сострадание, установление эмоциональных связей с другими людьми. Поэтому если зрительный человек проявляет черты сноба – это признак того, что он не реализуется.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает знания о психике человека, помогает понять свои настоящие желания и возможности их реализации. Мы учимся глубже видеть внутренний мир других людей, их внутреннюю красоту, а не только внешнюю оболочку. Чтобы реализовать свои природные свойства, умственный и эмоциональный потенциал, получать больше радости от общения с людьми и удовольствия от жизни, регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Спасибо, мне эта статься помогла осознать в принципе что такое снобизм, так как у меня нету зрительного вектора я не мог через себя прочувствовать, а статья помогла мне понять и осмыслить!
"Кроме этого, его отличает ироничный, пренебрежительный, оценивающий сверху вниз взгляд. Понравиться такому человеку не так уж и просто: слишком высока у него планка оценки окружающих. Он оценивает других по одному ему ведомым интеллектуальным, поведенческим и другим критериям: внешность,"- вот это прям про меня. Спасибо,Марина, помогла разобраться в этой теме.
Очень интересную тему затрагивает статья!
Снобизм очень распространен в некоторых кругах... Так, например, среди преподавателей ВУЗов, особенно, если ВУЗ считается одним из лучших в стране. Работающие и обучающиеся там люди, помимо, прочего, ощущают свою ПРИЧАСТНОСТЬ к интеллектуальной элите страны. И претендуют на особенное к себе отношение. Несколько лет назад я была удивлена, узнав, что в среде психологов даже существует термин "университетский снобизм".
Вот только несколько наиболее запомнившихся из практики цитат:
- Это неприлично, когда мне, профессору, приходится сидеть у кабинета врача рядом с какой-то уборщицей...
- Это как-то неприлично, что профессора вынуждены пользоваться тем же входом в поликлинику, что и другие люди...
- Вы хотите сказать, что назначили мне, профессору, такое же лечение, как обычным людям???...
Вот уж, действительно, "у сноба, интеллект которого очень развит, недостаточно развита чувственность. Или развита, но он не знает, как реализовывать свой потенциал. Нет навыка проявления сопереживания, сострадания и любви к другим людям... Поэтому он стремится наполнить свою нехватку через снобизм, подчеркивание своего мнимого превосходства над другими."
Отличная статья! Очень помогла дополнить психологический портрет некоторых знакомых, родных и близких, а, значит, и лучше понимать их ))
«…(когда) зрительный человек испытывает негативные внутренние состояния… он стремится наполнить свою нехватку через снобизм, подчеркивание своего мнимого превосходства над другими»
Читаю, киваю головой – да-да, неприятно, когда они… А я?? Нет-нет, я же никогда себе не позволяю пренебрежительно высказываться и демонстрировать чего-то там…
НЕТ? Но я так ДУМАЮ!! Фи, я бы ЭТО никогда не надела… как можно ТАКОЕ читать?!.. что за недалекие интересы… и т.д., и т.п.
Вот такая ржавчина, разъедающая изнутри((
Марина, спасибо, что помогли ее обнаружить, осознать, а, следовательно, и вывести!