Социализация звукового ребенка: между развить и навредить
Принимая решение перевести ребенка на домашнее воспитание, а впоследствии и обучение, родители лишают его важнейшего процесса – первичной социализации. В детских коллективах, наряду с воспитанием и обучением, происходит первое ранжирование, формируется ранняя социальная структура, где каждый занимает свое место соответственно видовой роли. Способность существовать в коллективе, жить среди своих ровесников формируется начиная с трех лет, и чем раньше это произойдет, тем легче ребенку впоследствии.
Ребенок болезненно переносит шум
Первый день в садике…
– Мама, они все время кричат! Я туда больше не пойду. У меня уши болят.
– Зайчик, ну, так и ты с ними покричи, это же весело.
Взгляд, полный изумления и где-то даже недоверия.
– Нет, мне это не весело.
С каждым днем, проведенным в садике, ребенок все больше замыкается в себе. Вместо того чтобы заводить новых друзей, он сидит в уголке один. Не идет на контакт, отказывается от коллективных игр и занятий. Он с удовольствием готов остаться один дома, только бы не идти в сад. Причем после нескольких дней, проведенных дома, наблюдается заметное улучшение. Малыш лучше себя чувствует, с удовольствием идет на прогулку, играет, контактирует с детьми.
Что происходит с ребенком? С чем связана такая реакция на шум? Как помочь ребенку в стрессовой ситуации? Возможно, он еще маленький для сада и ему лучше оставаться дома?
А если это своего рода манипуляция родительской любовью? Если он хочет просто, чтоб его баловали, жалели и шли у него на поводу? Может, не все так плохо в коллективе, как кажется?
Или вдруг у ребенка проблема с коммуникацией? Возможно, это первые ласточки, и стоит вовремя обратиться к специалистам, чтобы подкорректировать поведение?
Ответы на эти вопросы кроются в особенностях детской психики, а именно – свойствах звукового вектора.
Когда ландшафт давит на ухо
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет подобное поведение ребенка отсутствием навыка адаптировать звуковой стресс. Однако, этот навык можно и нужно развивать. Главное в этом вопросе – подойти к делу системно и найти точный баланс между «развить» и «навредить».
Слуховой сенсор ребенка со звуковым вектором является сверхчувствительным инструментом, для которого громкий шум или крики могут являться слишком сильным раздражителем, вызывающим стрессовую реакцию.
Почему этого не происходит у взрослых?
Потому что взрослый звуковик уже научился адаптироваться к шуму, хотя пребывание в сверхшумной среде для звуковика в сбалансированных состояниях никогда не станет приятным.
Ребенок же только начинает свой путь развития звукового вектора, и, конечно же, проявляет себя напрямую – в случае большой звуковой нагрузки он «уходит» из болезненной среды погружением в себя.
Конечно, в стрессовой ситуации маленький звуковичок не способен активно идти на контакт, завязывать дружбу или выполнять какие-либо задания. К тому же такой ребенок в силу своих психологических особенностей не сразу реагирует на обращенную к нему речь, а при шумовой нагрузке построить коммуникативный мостик получится с еще большим трудом.
Свойства звукового вектора проявляются интровертированным поведением ребенка, он постоянно находится в своем мире, продолжая внутренний диалог, перебирая цепочку своих мыслей. По этой причине нередко создается ошибочное впечатление некой заторможенности, отставания от остальных, более активных и шустрых детей.
Для того чтобы отреагировать на обращенную к ребенку речь, ответить на вопрос, звуковику необходимо выйти из собственных мыслей и создать коммуникативную связь, перенести фокус внимания изнутри вовне, на что может уйти несколько секунд. С этим же связана привычка маленького звуковика постоянно переспрашивать: «А?», «Что?», несмотря на то, что слышит он лучше всех.
Кроме того, именно звуковому ребенку совсем необязательно смотреть в глаза или вообще в сторону говорящего с ним человека, чтобы слышать и понимать его. Такое правило поведения прививается ему со временем в процессе культурного воспитания.
Тихий, безэмоциональный звуковик на фоне активных разговорчивых зрительных деток кажется странным, даже отрешенным. А все попытки развеселить его, расшевелить или заинтересовать игрой приводят к еще большему отчуждению.
Бывают случаи, когда именно звуковым деткам ошибочно навешиваются ярлыки вроде «отставание в развитии» или «аутичное поведение», вплоть до постановки диагноза аутизм и его интенсивного лечения. О подобных инцидентах говорят многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих отзывах.
Когда жалость – не любовь
Несколько дней, проведенных в домашних условиях, снимают с ребенка стрессовую нагрузку, он получает возможность побыть в тишине, уединиться, нет потребности выходить из своей ракушки, он снова попадает в зону комфорта. Таким образом, малыш утверждается в мысли, что коллектив – это источник болезненных ощущений, в сравнении с домашними условиями.
Принимая решение перевести ребенка на домашнее воспитание, а впоследствии и обучение, родители лишают его важнейшего процесса – первичной социализации. В детских коллективах, наряду с воспитанием и обучением, происходит первое ранжирование, формируется ранняя социальная структура, где каждый занимает свое место соответственно видовой роли. Способность существовать в коллективе, жить среди своих ровесников формируется начиная с трех лет, и чем раньше это произойдет, тем легче ребенку впоследствии.
В процессе воспитания звуковика сложно переоценить саму способность выходить наружу, проявлять себя вовне, контактировать с другими детьми. Ведь это становится основой, базовым механизмом для последующей реализации себя в обществе в течение всей жизни.
Напротив, домашнее воспитание и обучение убеждают маленького звуковика в мнимой исключительности, гениальности, еще больше возвышают его над другими, смещая фокус проявления психологических свойств с отдачи на потребление. Такой подход вызывает большие трудности в дальнейшей, уже взрослой, реализации звуковых свойств в социуме, а значит, лишает возможности получить наслаждение от жизни и своей деятельности.
Как жить в шумном мире с камертоном в ухе
Малыш, идущий в детский сад, находится в самом начале своего пути развития, его потенциал практически безграничен, а учится он быстро и много.
Системное мышление, которое формируется в процессе прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяет взглянуть на воспитание ребенка с учетом его уникальных психологических свойств и создать оптимальные для конкретного малыша условия развития звукового вектора.
Главным условием для развития любого ребенка является стойкое чувство защищенности и безопасности, которое дает мать.
Задача родителей – системно развивать звуковой вектор, социализировать ребенка в среде сверстников, только тогда он сможет влиться в общество и реализовать себя. Системное мышление родителей уже само по себе дает повышение уровня доверия звуковичка, ощущение, что его понимают, стимулирует его выход наружу из ракушки. Поддержать его увлечения, сформировать соответствующую библиотеку, атмосферу тишины, возможность уединения, звуковые кружки (плавание, музыка, астрономия), друзья-звуковики, поддерживать любые попытки реализации вовне – все это способствует гармоничному развитию звуковых свойств и значительно облегчает ребенку адаптацию в детском коллективе.
Чем большее наполнение звукового вектора ребенок получает дома, тем быстрее и легче формируется навык адаптации к шумным условиям детского сада. Воспитание здоровых звуковиков формирует здоровое общество, жалость не всегда идет на пользу ребенку, изоляция не идет на пользу никогда.
Безусловно, стоит реально оценить условия в саду или школе, поговорить с учителями/воспитателями, объяснить важность звуковой нагрузки на ребенка и чувствительность его слуха. К примеру, есть школы, в которых на перемене гремит музыка, чтобы дети, по их мнению, расслаблялись и делали зарядку. Такой вариант неприемлем для звуковых детей.
Каждый ребенок уникален, каждый маленький человек – это уже личность, ведь все психологические качества являются врожденными, и развить их можно только лишь до окончания пубертата.
Понимание необходимо любому ребенку, а звуковикам оно необходимо особенно. Да, им больно в шумном саду среди орущих детей. НО! При системном воспитании они способны научиться адаптироваться и нормально переносить шум. Им жить в шумном мире, и этот навык можно и нужно развить. Развивая звук, ребенку будет легче и легче, даже сам будет не прочь поорать за компанию.
Приходите на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и начните свои системные открытия детской души.
Регистрация по ссылке.
Очень чуткий и глубокий взгляд на ребёнка-звуковика, спасибо! Одно важное уточнение: в переполненных детских садах (30 человек в группе) звуковичку делать нечего, это факт. 8 часов в адском шуме - невыносимо для психики ребёнка, который любит читать, мастерить, слушать классическую музыку и рисовать под неё. Домашнее воспитание, игры с друзьями во дворе и посещение кружков и секций, где 10-15 детей - оптимальный вариант.
Диана, спасибо за статью! Вы спасаете моего маленького звуковичка!!