Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Социальная дилемма. Интернет — глобальный супермаркет или новое будущее человечества?

Как получить прививку от манипуляций в интернете? Как перестать потреблять бессмысленную жвачку из фото завтраков и нарядов знаменитостей, забавных котиков, видео псевдознатоков истории и политики, как не попасться на крючок, что земля плоская, а от COVID-19 помогает специальный порошок?

There are only two industries that call their customers ‘users’:
illegal drugs and software.

Edward Tufte

Он изучал IT в Стэнфордской лаборатории убедительных технологий и работал в Google, и вопрос: «Знаем ли мы, что мы делаем с людьми?» — не давал ему покоя. Однажды, придя на работу, специалист по этике дизайна Тристан Харрис отправил коллегам презентацию под названием «Призыв меньше отвлекать пользователей и уважать их внимание».

«Совесть Кремниевой долины» — Харрис обратился к коллегам с вопросом, осознают ли они колоссальную ответственность, ведь от решений кучки дизайнеров из трех компаний «Google», «Apple» и «Facebook» зависит, на что направляют свое внимание миллионы людей во всем мире.

«Социальная дилемма» — один из самых популярных и обсуждаемых документальных фильмов на Netflix за последний год — поднимает острые вопросы о том, как технологии влияют на наше восприятие реальности. Этот разговор начистоту с бывшими сотрудниками крупнейших мировых интернет-корпораций неспроста показывают детям и обсуждают в Forbes.

Интернет давно стал самостоятельной добавочной реальностью, которая развивается с поразительной скоростью и незримо воздействует на жизнь каждого отдельного человека, компаний, стран и на развитие глобального мира в целом.

Хотели как лучше

Google, Instagram, Facebook, Twitter, Pinterest… Что это? Добро, которое дает неограниченные возможности общаться, учиться, находить потерянных родственников, объединяться по интересам, закрывать сборы тяжелобольным детям? Или зло, которое отнимает наше время от семьи, учебы, продуктивной работы, заставляя вновь и вновь обновлять ленту, часами бессмысленно бродить по незнакомым аккаунтам и заказывать все то, что «случайно» увиделось?

У создателей социальных сетей изначально не было цели превратить их в глобальный супермаркет. IT-гении, звуковики, вообще находятся вне материального контекста. Их ведет прорывная идея — сделать то, что еще никому не приходило в голову.

«Ты запускаешь эти штуки, они начинают жить. И их применение сильно отличается от того, что ты ожидал».

Почему из любой позитивной гуманистической задумки получается такой «франкенштейн»? Технологии обслуживают коллективный запрос общества. А общество хочет потреблять. Своим неосознанным, а значит, бесконтрольным желанием получать мы сами превратили социальные сети в глобальную рыночную площадку, где главный товар — это наше внимание.

Социальная Дилемма фото

Каждый удовлетворяет в интернете свои нехватки. Те, кому сложно усидеть на месте, постоянно обновляя ленту, ощущают ритм активной жизни, движения, новизны. Не сорвешься в путешествие, не сбежишь в спортзал в разгар рабочего дня — так хоть глянуть в перерыве, как стремительно течет все вокруг. Приверженцы концепции «век живи — век учись» в постах авторитетных для них лиц находят неиссякаемый образовательный ресурс. Наблюдать, как кому-то сделали предложение, кто-то уволился, кто-то впервые станцевал бачату, кто-то встретил рассвет на Мальдивах, кто-то переехал, кто-то взгрустнул за кофе — для чувственных натур сториз становятся ежедневным сериалом, где видно такую разную жизнь, где впускают в кухни, в окна, в мысли. Сопереживаешь, раздражаешься, восхищаешься, сердишься, радуешься вместе с теми, на кого подписан. И кажется, на душе уже не так одиноко. И тоже хочется поделиться красотой. И как волнительно предвкушать, будет ли лайк от того, кто интересен! А любовь все не идет по проводам.

Настоящего удовольствия нет. Листая, лайкая, делая репосты, мы не прилагаем никаких усилий, не тратим никаких физических, умственных, эмоциональных ресурсов. Просто «жуем» ленту. И хочется еще, еще и еще. Тем более что искусственные алгоритмы становятся все умнее в том, чтобы определить и показать в нужный момент именно то, что нам нравится. Скролл — награда. Все, что нужно для того, чтобы увеличить нашу зависимость от чего-либо, — это связать наше действие с каким-то вознаграждением. На этом неутолимом желании получения наслаждения и строятся все бизнес-модели Facebook, Snapchat, Twitter, Instagram, YouTube.

Главная проблема человечества, по мнению Тристана Харриса, заключается в том, что «мы испытываем палеолитические эмоции, живем в средневековых институциях и владеем богоподобными технологиями». В чем технологии сейчас впереди людей?

Теория заговора или слепота к собственному бессознательному?

Джефф Сейберт, один из разработчиков Twitter, говорит: «...все, что вы делаете онлайн, отслеживается, измеряется, высчитывается. Каждое ваше действие тщательно анализируется и записывается. На какой именно картинке вы остановились и как долго вы на нее смотрели». Все это для того, чтобы сделать платформу максимально привлекательной для вас, чтобы вы возвращались и проводили как можно больше времени перед экраном. Только так компания сможет заработать на рекламе.

Герои фильма «Социальной дилеммы» говорят об опасности того, что социальные сети лишают людей свободного выбора. Кажется, что выбираешь ты, но тебе предоставлены только те варианты, которые выгодны кому-то другому. Сидел бы на занятии, слушал внимательно новую тему — но тут уведомление об отметке на фото в Facebook. И пальцы уже на гаджете, и мысли уже с Ребеккой, которая выложила пост… Один комментарий, второй, и снова плывет лента, и незаметно в сознание просачивается острая необходимость геля для укладки волос и новых кроссов. Вдруг с Ребеккой что-то получится…

Это наши желания и предпочтения обучают искусственные алгоритмы, что именно нам показать и чем завлечь. Глобальный рынок строится на наших неудовлетворенных бессознательных желаниях. Хочется просто поделиться своими мыслями, переживаниями, сомнениями, мечтами. Хочется, чтобы кому-то было до них дело. Хочется чувствовать бабочек в животе от разговора обо всем на свете с по-настоящему близким человеком. С тем, кто не обсмеет и не осудит, выслушает и разделит эмоции. Удается все реже. Жажду по искренним чувствам мы пытаемся утолить внешней атрибутикой. И технологии стремительно самообучаются нам в этом помогать.

Еще сложнее тем, кто не стремится к связям с другими людьми — в себе бы разобраться. Бесконечный внутренний поиск ответа на вопрос, кто я, ведет каждую ночь по сотням открытых вкладок. Иногда в песне, чьем-то посте или комментарии встречается та же безысходность и пустота, что с детства до боли знакома. Интернет легко объединяет не только на базе общих интересов, но и отсутствия интереса к обыденной жизни. Ночные обитатели сети отрываются от примитивной толпы, воплощаются в виртуальных героев, где есть иллюзия контроля над происходящим, осознанного выбора следующего шага. С рассветом монитор гаснет, тоска — нет.

Изголодавшиеся по удовлетворению своих «хочу», мы становимся марионетками в руках собственного бессознательного. Не владея инструментами познания самих себя, создаем технологии и попадаем в свою же ловушку.

«Они знают, когда вам одиноко, какой у вас невроз, как часто и как долго вы смотрите на фото бывшего. Никто и никогда не знал о нас столько».

Технологии, опираясь на наше же поведение в сети, строят модели, которые предсказывают наши действия. Побеждает тот, у кого модель точнее.

Пока мы сами о себе ничего не знаем, нами может манипулировать кто угодно, включая интернет-корпорации.

Как не стать жертвой манипуляций в интернете?

Не оставлять следов в интернете, удалить все аккаунты в социальных сетях, запретить детям гаджеты, чтоб лишить их возможности встроиться в современное общество?

Интернет должен быть регулируем, должен законодательно подчиняться этическим нормам. И многие из тех, кто дает интервью в фильме «Социальная дилемма» активно работают над этим. Тристан Харрис и Рэнди Фернандо создали Center of Humane Technologies и считают, что, объединившись, мы можем сонастроить технологии с интересами человечества, а не отдельных компаний.

Интернет — глобальный супермаркет фото

Но даже если будут законы, чтобы дать нам возможность выбирать, а не «дергаться» в сети, как безвольные куклы, поддаваясь бесконечным уведомлениям и другим «завлекалочкам», наша внутренняя неудовлетворенность найдет новый способ обратить любое позитивное начинание в опасность для человеческого вида. Когда не удается отыскать свой источник удовольствия от жизни, мы снимаем напряжение и пытаемся выгадать за счет других. Если кто-то имеет то, что хотим мы, он ощущается врагом.

Раньше неприязнь ополчала одного человека против другого, одно племя против другого. В ход шли кулаки и копья. Сейчас — все то же самое. Только оружием стала дезинформация. Согласно исследованиям Массачусетского технологического института, fake news в Twitter распространяются в шесть раз быстрее реальных. Каким будет мир, где главным индикатором правды является количество лайков?

Когда цель — это просто время пользователя онлайн, интернет-корпорациям нет дела до достоверности предоставляемой ими информации. Center of Humane Tech и его последователи добиваются того, чтобы интернет-платформы были финансово ответственны за те внешние эффекты, которые они оказывают на общество. Но пока до воплощения этого в реальность в достаточном объеме далеко, фильтр от дезинформации — это полностью ответственность самого человека.

Как получить прививку от манипуляций в интернете? Как перестать потреблять бессмысленную жвачку из фото завтраков и нарядов знаменитостей, забавных котиков, видео псевдознатоков истории и политики, как не попасться на крючок, что земля плоская, а от COVID-19 помогает специальный порошок?

Интернет — глобальный супермаркет или новое будущее человечества фото

Находятся миллионы людей, которые ведутся на умело преподнесенные фейки. Система образования не обеспечивает общество прививкой от ошибочной интерпретации явлений. Мы хотим шокирующих новостей — мы их получаем.

У Google есть разные варианты ответа на запрос о глобальном потеплении. В зависимости от того, из какой точки мира человек интересуется темой, в результатах поиска он получит либо мнение о том, что изменения климата — это глобальная катастрофа, либо подтверждение, что это мистификация. Технологии подстраиваются под наши интересы, взгляды нашей референтной группы и выдают ответы, которые мы готовы переварить.

«Если у каждого есть свои факты, то нет необходимости идти на компромисс или объединяться. Нам нужно общее понимание реальности».

У нас как будто все меньше контроля над самими собой и своими убеждениями. Под ударом — каждый в отдельности, социальные группы, страны, общество в целом. При этом нет какого-то отдельного злодея, которые придумал и воплощает в реальность все эти разрушительные процессы.

Нерегулируемые законом интернет-технологии дестабилизируют и так нестабильное. Невозможно запретить своему бессознательному хотеть наполнения. Возможно достоверно узнать, чего оно на самом деле требует.

Всеобъемлющее системное понимание правды, независимое от навязанного социальными сетями контекста, позволит безошибочно трактовать события в мире, быть справедливым во взаимоотношениях с людьми, решать собственные внутренние дилеммы.

Автор публикации: Татьяна Кузьмина
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128224 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

22 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128224 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
22 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128224человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Дина Лиясова 27 марта 2021 в 20:03

Благодаря системным знаниям легче отличать нормальную информацию от фейков. И на самом деле хочется выйти из всех соц.сетей...но я оставила самые полезные )))