Совершенствование программ послевузовского профессионального образования провизоров с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана
В настоящее время системно-векторная психология используется как инструмент анализа не только в психологии, но и в других областях, сопряженных с человеческой деятельностью, знаний, в том числе в медицине и педагогике
В сборнике научных трудов Международной научно-практической конференции «Научные исследования»: Вопросы педагогики, филологии, психологии, философии, истории, юриспруденции, экономики, экологии», прошедшей в г.Москва, напечатана работа, в которой впервые рассматриваются вопросы фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии на этапе последипломного образования провизоров с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана и на основе результатов контент-анализа федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Фармация» второго и третьего поколений.
ISBN 978-5-4465-0330-8
Представляем Вашему вниманию полный текст:
Совершенствование программ послевузовского профессионального образования провизоров с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Введение. Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья граждан на основе повышения качества медицинской и фармацевтической помощи. Со стороны высших учебных заведений этот факт предполагает необходимость непрерывного совершенствования деятельности по достижению и сохранению надлежащего уровня профессиональной подготовки высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров.
С целью актуализации и улучшения качества послевузовского профессионального образования работников здравоохранения по специальности «Фармация» нами проведен анализ их текущих образовательных потребностей.
Необходимость тех или иных знаний, умений и навыков для специалистов продиктована потребностью не только каждого человека, обратившегося к ним за конкретной фармацевтической помощью, но и общества в целом. Представляется интересным выявить те актуальные требования, которые отвечают действительной необходимости присутствия с общественной точки зрения на сегодняшний день у провизора определенных профессиональных компетенций. Для достижения поставленной цели объект исследования рассматривался с позиции современного психологического знания о человеке — системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
В настоящее время системно-векторная психология используется как инструмент анализа не только в психологии, но и в других областях, сопряженных с человеческой деятельностью, знаний, в том числе в медицине и педагогике [2, 4, 5, 7].
В основе представлений о психике человека с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана лежит рассмотрение ее в качестве восьмимерной дифференцированной структуры. Такая возможность дифференциации позволяет раскрыть и объяснить существующие закономерности как индивидуального, так и коллективного поведения человека, как в конкретный момент времени, так и на всем протяжении развития человечества. Таким образом весь период существования общества разделен системно-векторной психологией на четыре фазы с четко определенными целями и механизмами достижения этих целей.
Системе ценностей современной фазы развития общества соответствует тенденция к стандартизации, глобализации происходящих процессов в различных областях деятельности человека и интеграции их между собой, возросшее внимание к удовлетворению потребностей (качеству жизни) людей. Характерный опережающий практику рост информационной обеспеченности диктует необходимость поиска инструментов быстрого принятия на ее основе решений, целесообразных в соотношении затрачиваемых ресурсов (времени, денежных средств и проч.) и полученного эффекта, выгоды.
В переложении обозначенного на область здоровья человека мы должны отметить рост продолжительности жизни и ее качества за счет расширения возможностей и повышения результативности диагностических, лечебных, профилактических мероприятий, возросших возможностей фармакотерапии заболеваний. Достижение здравоохранением такого результата стало возможным за счет постепенного ухода от превалирования традиционной практики принятия решений, основанной на личном опыте врача или фармацевта, к формированию и активному использованию методик стандартизированного отбора исключительно тех медицинских вмешательств, которые доказали свою эффективность и безопасность на популяционном уровне в отношении больного с конкретным диагнозом.
Методической основой такого выбора является фармакоэпидемиология - результат синтеза клинической фармакологии, как науки о клинических эффектах применения лекарственных средств (ЛС), и эпидемиологии, содержащей методики оценки состояния здоровья больших групп людей.
Для установления возможности практической реализации такого подхода к лечению, исходя из бюджета здравоохранения, т.е. соотнесения полученного эффекта от лечения с понесенными системой затратами используется клинико-экономическая (фармакоэкоэкономическая) оценка медицинских вмешательств (лекарственной терапии).
Таким образом, необходимость знания и использования в практической деятельности фармакоэпидемиологических и фармакоэкономических подходов, являясь объективной закономерной необходимостью с позиции системно-векторной психологии, выступает гарантией получения эффективной, безопасной и экономически целесообразной терапии каждому обратившемуся за медицинской или фармацевтической помощью. В свою очередь, с точки зрения специалиста — это его способность совершить самостоятельный профессиональный выбор в существующем многообразии информации, в случае провизора — информации по постоянно растущему ассортименту ЛС.
Для того, чтобы принять решение о необходимости дополнительного включения вопросов, посвященных фармакоэкономике и фармакоэпидемиологии, в тематику программ послевузовского профессионального образования по специальности «Фармация», нам необходимо выяснить, владеют ли выпускники фармацевтических факультетов понятийным аппаратом и методиками обозначенных анализов, сопряженных с инструментами поиска специализированной информации о лекарственных препаратах (ЛП).
Для реализации поставленной цели и ответа на обозначенный вопрос проведен контент-анализ нормативных документов, регламентирующих современные требования к высшему фармацевтическому образованию. В настоящее время студенты ВУЗов получают подготовку в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по соответствующей специальности. Нами проанализирован состав ФГОС ВПО второго и третьего поколений по направлению подготовки «Фармация» [1, 3].
Последний ФГОС ВПО 060301 «Фармация» вступил в действие с сентября 2011 г. Структура основных образовательных программ (ООП) этого ФГОС в своем составе не предусматривает отдельных фармакоэкономической и фармакоэпидемиологической дисциплин. Однако в качестве требований к результатам освоения ООП подготовки специалистов стандартом предусмотрен ряд профессиональных компетенций (ПК), которые прямо или косвенно соотносятся с необходимостью получения в ВУЗе знаний в области фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии. Это такие ПК, как:
- «способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1)»;
- «способность и готовность к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7)»;
- «способность и готовность к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации (ПК-9)»;
- «способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации ЛС, оптимизации существующих ЛП на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28)»;
- «способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛС, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаний и противопоказаний к применению, возможности замены одного препарата другим и их рациональном приеме (ПК-43)»;
- «способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44)»;
- «способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)»;
- «способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49)» и проч. [3].
Более того, для будущих выпускников, обучающихся по ФГОС ВПО третьего поколения, в обозначенные компетенции заложена необходимость знать:
- «особенности социального страхования и социального обеспечения, основы организации страховой медицины в РФ»,
- «основы организации лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных ЛС за полную стоимость, граждан, имеющих право на социальную помощь» и проч., а также уметь:
- «определять группы ЛС для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных ЛС»,
- «прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации» и проч. [3].
Несмотря на отсутствие в программе ВПО фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии в качестве самостоятельных дисциплин, заявленный набор знаний и умений сегодняшних обучающихся, зачисленных с 2011 г., и последующих их профессиональных компетенций дает основание надеяться, что уже эти фармацевтические специалисты в своей ежедневной профессиональной практике будут принимать своевременные решения исключительно, исходя из их эффективности, безопасности и экономической целесообразности для каждого конкретного человека.
Отсутствие в предшествующем ФГОС обозначенной тематики в требованиях к обязательному минимуму содержания ООП подготовки провизоров [1] уменьшает эффективность работы таких специалистов, лишая возможности быстро и осознано ориентироваться в информационном поле, т.е. ставит их в менее конкурентоспособную позицию уже сегодня и тем более в будущем
Отсутствие необходимых знаний в области фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии подтверждают результаты проведенного нами анкетирования поступивших в 2013 г. в клиническую интернатуру по специальностям «Управление и экономика фармации» и «Фармацевтическая технология». В испытании приняли участие выпускники фармацевтических факультетов восьми ВУЗов центрального федерального округа. Респондентам были предложены 25 терминов, широко на сегодняшний день применяемых в изложении результатов клинических и клинико-экономических исследований. От испытуемых требовалось указать, знакомы ли им эти термины или нет.
В результате по итогам анкетирования выявлено, что в 41% случаев предъявления интерну термина ответы были отрицательными. Процент «знания» терминов находился в диапазоне от 14% до, в единичном случае, 90% (термин «фармакоэкономика»), т.е. ни один из предложенных терминов не являлся знакомым 100% опрошенных специалистов с ВПО. Такие распространенные термины, как «ATC/DDD система», «когорта», «компаратор», «суррогатная конечная точка», «Кокрановское сотрудничество» оказались незнакомы максимальному объему аудитории (от 72% до 86% отрицательных ответов).
Безусловно, незнание основных терминов говорит о невозможности воспринимать информацию в соответствующем содержании и тем более критически оценивать ее с точки зрения понимания особенностей методики проведения анализа. Выявленная потребность у обучающихся в знании терминологии была подтверждена также в исследовании компетенций в области фармакоэпидемиологии, проведенном сотрудниками Пермской государственной фармацевтической академии [6].
Полученные результаты анализа текущих образовательных потребностей легли в основу мероприятий по совершенствованию подготовки квалифицированных кадров по специальности «Фармация» на факультете последипомного образования (ФПО) Курского государственного медицинского университета. Сотрудниками кафедры фармации ФПО разработан и включен в «Основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования провизоров (интернатура)» электив «Современные проблемы фармакоэкономики и рациональной фармакотерапии», рассматривающий вопросы фармакоэкономического и фармакоэпидемиологического анализов использования ЛС.
Элективный курс реализован в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы интернатуры в рамках проведения факультативных дисциплин.
Вывод. Посредством системно-векторной психологии Юрия Бурлана обоснована необходимость существования у современного провизора профессиональных компетенций в области фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии. На основе результатов контент-анализа ФГОС ВПО по специальности «Фармация» 2003 и 2011 гг. выявлена значительная разница в объеме требуемых знаний и умений по обозначенной тематике. Для сокращения различий в подготовке специалистов разных выпусков и актуализации послевузовского профессионального образования фармацевтических работников сформирован и используется в учебном процессе элективный курс, посвященный основам фармакоэкономического и фармакоэпидемиологического анализов.
Список литературы:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040500 - "Фармация". Квалификация - провизор. Регистрационный № 134 мед/сп [Электронный ресурс]: утв. Министерством образования РФ 10.03.2000 г. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
- Довгань Т.А., Очирова О.Б. Применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана в криминалистике на примере расследования насильственных преступлений сексуального характера // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XI международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2012. C. 98–103.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) специалист) «специалист») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.11 г. № 38 в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.05.2011 № 1975. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Очирова В.Б. Инновационное исследование проблем детства в системно-векторной психологии Юрия Бурлана // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего: периодическое научное издание. Пенза: изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2013. Вып. № 08 (12). С. 119-125.
- Чебaевская О.В. Проявление менталитета народа в грамматике его языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (22). Ч. II. С. 199-206.
- Яковлев И.Б., Солонинина А.В., Фельдблюм И.В. О месте фармакоэпидемиологии в компетенциях провизора // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. URL: www.science-education.ru/109-9247(дата обращения: 13.12.2013).
- GulyaevaА.,Ochirova V. Yuri Burlan's System Vector Psychology in the practice of personal authenticity acquirement by psychotherapeutic methods // The collection of materials of SCIEURO: the recent trends in science and technology management (09-10 May 2013). London:BerfortsInformationPressLtd, 2013. P. 355-358.
результативности диагностических, лечебных, профилактических мероприятий, возросших возможностей фармакотерапии заболеваний- хорошее слово РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ, именно то, чего остро не хватает во всех этих мероприятиях без системных знаний. Отличный почин Курского государственного медицинского университета!