Новые стандарты образования
Ни для кого не является секретом, что школа во многих случаях превратилась в скучное времяпровождение и стала далека от реальной жизни. Вывод напрашивается один: реформировать! Как? Другой вопрос.
О проблемах в образовании сегодня не говорит лишь ленивый. Каждому под силу закинуть камень в огород российского образования. Обвинить учителей в некомпетентности, учеников в «отупении», общество в безнравственности, средства массовой информации в стремлении показывать все самое плохое и шокирующее публику.
Говорить, дискутировать, отстаивать до потери сознания свое мнение, искать виноватых, переливать из пустого в порожнее — вот что мы научились делать с блеском. Между тем это не решает накопившихся проблем, а лишь усугубляет их. Робкие попытки реформирования оставшейся в наследство системы советского образования с треском проваливаются.
Статистика с каждым годом свидетельствует об этом. Растет детская преступность, снижается качество образования. К примеру, по результатам Programme For International Student Assessment за 2009 год из 65 стран-участниц по показателю математической грамотности наши школьники занимают 38-е место, по естественно-научной — 39-е, по читательской — 43-е. США, Китай, Япония и практически вся Европа впереди нас, а позади такие страны, как Колумбия, Чили, Таиланд.
Ни для кого не является секретом, что школа во многих случаях превратилась в скучное времяпровождение и стала далека от реальной жизни. Вывод напрашивается один: реформировать! Изменения назрели и перезрели. Руководство страны приказало действовать. Сказано — сделано. Как? Другой вопрос.
С 2005 года лучшие умы в нашем образовании (что подтверждается всевозможными научными степенями, педагогическими наградами, званиями) начали работу над созданием новых стандартов в образовании. Стандартов «второго поколения». Сокращенно ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов).
Принципиальным отличием считается то, что стандарт основан на идее общественного договора и широко обсуждался обществом. Он учитывает интересы социального заказа от государства, общества и семьи. В нем нет содержания образования, не прописаны конкретные критерии знаний, лишь заявлены основные принципы, цели образования и желаемый результат.
В 2011 году на утвержденные стандарты перешла начальная школа. В 2012 планируется перевести основную школу, а к 2020 году обучаться по новым стандартам будут все старшеклассники.
Наиболее жесткие споры разгорелись вокруг обсуждения ФГОСа для старших классов. На них остановимся более подробно.
Цели образования в старшей школе обозначены благие: «Формирование российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации». Определены и критерии выпускника: «Любящий свой край и свое Отечество; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни; ориентирующийся в мире профессий».
Правда красиво написано? Складно. Конечно, хочется видеть всех старшеклассников именно такими. Почему же педагоги так возмущаются и всячески отбрыкиваются от введения нового стандарта?
Портрет выпускника школы никак не подкрепляется содержанием образования, реальными условиями обучения, необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами.
Преподаватели резонно задают вопросы, которые повисают в воздухе без ответа, а именно:
-
Как повысить качество обучения, если согласно новым стандартам вместо единой программы школа должна будет обеспечить возможность выбора учащимися своего профиля обучения?
-
Теперь в любой образовательной программе будет две части — обязательная и сформированная по выбору школы: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный профиль. Где взять нужных специалистов?
-
Готовы ли дети сознательно выбирать нужные им предметы? И что им делать, если они в последний момент надумают поступать не в гуманитарный, а технический вуз, при этом не изучали ни физику, ни химию (они становятся факультативными предметами)?
-
Как можно объединять литературу и русский язык в один предмет и ограничиться обязательным прочтением 100 книг?
-
У всех ли детей родители готовы доплачивать за дополнительное изучение предметов сверх 37 часов в неделю, которое гарантирует государство?
-
Если за десять лет ЕГЭ не зарекомендовал себя с лучшей стороны, то почему в новых стандартах вводится еще один обязательный ЕГЭ по иностранному языку?
-
Что делать с индивидуальным проектом, введенным с начальной школы?
Новая система оплаты труда педагогов должна обеспечивать качество ФГОС. Школы переводят на самоокупаемость. Внедряют принципы бизнеса. Государство будет делать заказ образовательному учреждению и перечислять средства в зависимости от количества детей. Завлекайте, как хотите. Работайте с родителями, формируйте высокий рейтинг образовательного учреждения.
Новая система финансирования школ, начисление зарплаты педагогам в теории выглядит замечательно. Учитывается эффективность работы каждого учителя, качество школьных знаний. Кто хорошо работает, тот больше получает. Рейтинг школы влияет на ее бюджет. Родители и их дети голосуют руками и ногами. Считается, где их больше, там и лучшее качество обучения.
Школы-аутсайдеры закрыть, их учащихся перевести в лучшее учреждение. За счет этого повысить бюджет хороших школ и, соответственно, зарплату педагогам. Не вышло. По отзывам учителей, там, где новая система зарплат уже вступила в силу, никакого роста мотивации к работе не наблюдается. Школьный общий бюджет остался прежним. Кроме того, как не оплачивали, так и не оплачивают индивидуальную работу с учеником и подготовку к олимпиадам, конкурсам.
Обновления кадров, вопреки ожиданиям, тоже не произошло. Пенсионеры-учителя не уходят, так как с пенсией и зарплата наконец-то становится нормальной. Для молодых педагогов нет места, да и стимулов работать маловато. Нет оплачиваемого института наставничества, в педагогическом вузе мало практики.
Вдобавок ко всему возникает парадокс: чем лучше работают педагоги в школе, тем меньше они получают. На всех премиальной части не хватает. Понятно, что без увеличения фонда оплаты труда любые игры с системой мотивации толка не дадут. Возникает вопрос, как увеличить зарплату педагогам без увеличения расходов из бюджета?
Все опять сводят к помощи родителей. Тут кто во что горазд. Готовы бороться за медаль? За хорошие отметки? За отличные знания? Хотите, чтобы ребенок учился в достойных, комфортных условиях? Вкладываемся, товарищи родители, вкладываемся!
Кроме того, педагоги признаются, что результаты качества обучения при аттестации учитывают показатели ЕГЭ, хороших результатов сдачи данного экзамена ждут и родители учеников, поэтому весь процесс обучения старшеклассников сводится по большому счету к натаскиванию на его сдачу.
О воспитании пишутся отчеты, красиво говорят речи, но на деле им мало кто занимается. Не до того. Учитель стал урокодателем, а не воспитателем. За что платят, что учитывают, так и работаем. Воз с эффективной системой оплаты и стимулирующей аттестационной лестницей и ныне остается неподвижным.
Попробуем взглянуть на реформирование системы образования в России через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Причина того, что «реформы гибнут на корню», в том, что мы пытаемся влезть в чужую одежду и подогнать ее под себя. Никак не получается, вернее, выходит очень плохо.
Если в ментальности западноевропейских народов господствуют ценности развитого кожного вектора — законопослушность, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, разумная бережливость, инженерное мышление, то в российском ментальном пространстве кожная мера не развита. Мы имеем дело с темной стороной этого вектора — завистью, стремлением сэкономить по-мелкому, урвать все, что плохо лежит, полным неуважением к законам: «Закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло».
В стремлении позаимствовать западный опыт, западные кожные стандарты обучения мы не понимаем, что это невозможно в условиях общей архетипичности российского кожного вектора. Поэтому и процветает во всех сферах жизни общества, в том числе и образовании, воровство и взяточничество. Никакой ЕГЭ не спасет от взяток, и в вузы по-прежнему будут поступать те, кто смог за это заплатить.
Кроме того, мы забываем, что советская система образования была лучшей в мире и ковала золотые кадры, которые с перестройкой растеклись по всему миру. В условиях уретрального менталитета и уретральной социальной формации (СССР) каждый школьник мог не только бесплатно отучиться в школе, поступить в лучший вуз страны, но и закончить его без финансовой помощи родителей, получив при этом широчайший набор знаний по самым разным дисциплинам.
Нужно понимать, что предлагаемые сегодня стандарты образования изначально не действующие. Никогда на базе архетипичной кожи не будет здоровой конкуренции, а это значит, что такая система приведет к еще большему засилью взяточничества и махинаций внутри системы, одновременно уничтожив «неконкурентоспособные», но лучшие ее элементы.
Новые реформы не создают равные условия и равные возможности для старта каждого ребенка, не открывают дверь в мир новых перспектив. Увы, нет. Мы только создаем почву для еще большего расслоения общества — по принципу доступа к нормальному образованию. И хороним «золотых» учителей, представителей анального вектора, не сумевших адаптироваться к современным реалиям и не научившихся зарабатывать себе на хлеб «привлечением учеников».
Продолжение следует.
Корректор: Наталья Коновалова
Дорогие мои! Какой бы ни был у нас распрекрасный менталитет, одним менталитетом ничего не добиться. Приходится подстраиваться под соц. заказ, иначе никуда. Золотые, как вы пишете, Ольга, педагоги дело хорошее, но школа (жизнь!) требует сейчас других качеств, других людей. Прошлого не будет. Хотим мы или нет, противно нам или нет, но мы (будем) вынуждены себя продавать на рыночном ландшафте. Все. Дети тем более. Этому их и надо учить, а не тому, как он мнооооого будет знать, а потом придёт работать, а там ступор. Надо давать ребёнку уверенность в своих силах, адаптивность, а не Горе от ума, как нам давали.
Горе от ума мы реализовывали в выгороженных искусственно созданных условиях соц. реализма. Это не надо никому сейчас в глобальном мире. ФГОС пытается сдвинуть с мёртвой анальной пятой точки нашу систему образования, а мы критикуем и критикуем, и буксуем, и не хотим. Проект - прекрасное начинание, человек должен видеть плод СВОЕГО труда, а не то, что дядя в книжке написал сто лет назад, а потом, о ужас, в жизни всё иначе.
Другое дело, что на местах делается бог знает что, так на местах и надо менять, а не во ФГОСЕ. Приписки, конечно, легче организовать, чем начать работать по-новому, это проторенная веками российская дорога. Сидят ретрограды на местах, у них в головах учебник по предмету, понятие о сумме пенсии и 50+ дней летнего отпуска. За эту скудость они имеют НЕОГРАНИЧЕННУЮ ВЛАСТЬ. Они больше нигде этого не получат и никогда. Сидеть будут насмерть. Всё. Вправо-влево расстрел. Вот где край, а не во ФГОСе.
Ирина, прошлого не будет. Это так. Но пусть продают те, кто для этого рожден. А те, кому предназначено природой учить, будут иметь такие возможности.
Учить всех продавать себя? Учить всех и рыбок, и птичек , и кошечек плавать? Нет, каждому свое. И системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит нам об этом. Например, кожный менеджер в школе при анальных учителях, он качественно организует образовательный процесс, рекламу, а анальные учителя качественно и добросовестно учат детей, воспитывают их...
Реформы нужны в образовании, как и контроль за качеством предоставляемых образовательных услуг, но ни ЕГЭ ни ФГОС не работают на деле, как бы красиво там все не было написано. Зачем столько сил, денег тратить на пустышку?
Что там вы видите ценного, полезного, действенного? Изменили ли они к лучшему российскую систему образования?
Не могу сказать, что ЕГЭ не работает, найти недостатки можно везде, но на деле это и есть стандартизированный подход, он комплементарен кожной фазе. Да, нервирует, понятно, я тоже бешусь, но куда деваться, Ольга? Я была и организатором, и экспертом ЕГЭ. Дураков везде хватает, но работать можно в этой системе. Тот, кто действительно хорошо подготовлен, хорошо и сдаёт. ЕГЭ - это равные шансы для всех, однозначно. Ну, а лазейки наш народ везде ищет и всегда, куда без этого. С этим борется система ЕГЭ, но это в менталитете, увы.
Чтобы судить об изменениях к лучшему в системе образования, нужно вырастить новое поколение учителей - людей, которые знают не только учебник по своему предмету, но и где можно в жизни и за почём приложить эти знания. Прикладные знания нужны сейчас, человек должен быть реализованным в жизни, это я и подразумеваю под словами "продать себя", самый анальный специалист должен знать, сколько он стоит на рынке и не впадать в прострации от "не додали". Нужно, чтобы умный ребёнок, отличник, в жизни не становился неадаптантом за три копейки. Для этого учителя должны быть такими специалистами, чтобы кроме школы их брали бы ещё в двадцати местах, но они по зову сердца выбрали школу. Как-то так)
Питание, внеклассные занятия, ремонт, дисциплина - это малая часть проблем, которые решает руководство школы. Директор с развитым кожным вектором, как правило, больше молодые относительно директрисы, собирают деньги с родителей и делают и ремонт, и форму, и зарплату приличную.
Те же, кто постарше и начинал ещё в Советское время сопротивляются нововведениям и школы от этого выглядят не очень привлекательными внешне. Да и педагоги в них давно в большинстве на пенсии.
И дети всё чаще говорят всякие стишки про школу, услышишь - не порадуешься.
Молодые, старые педагоги... Дело не в возрасте, а в людях. Иные б молодые лучше бы школу стороной обходили, чем на первом родительском собрании заявлять: "Любить ваших детей я не обязана"...
Как же принципы педагогические, тот же Ян Каменский говорил: "Сначала любить, потом учить".
Некоторые пожилые педагоги такую фору еще дают молодым, обучают, помогают, направляют. Я своего директора московской гимназии никак не могу назвать "устаревшим элементом" , хоть она и на пенсии, столько идей, столько энергии, она живет школой, детьми...
а у нас как всегда перегибают палку, не смотрят на людей, а формально выполняют указания сверху.
Хорошо, что родители активные попались отстояли директора...
Так что все в наших руках, родительских, только надо действовать, а не попустительствовать глупости.
Пытаются натянуть на корову седло! Я полгода выслушивала мнение анальных руководителей образовательных учреждениях о стандартах. Больше работала с НПО, СПО И ВПО (там у всех волосы дыбом), но и со школьными пришлось столкнуться. Совершенно верно в статье показан момент о том, что нам бессмысленно так яро пытаться перенять западный опыт. У нас менталитет другой! У нас люди другие!
А учителей хороших с каждым годом все меньше... У меня брат в 11 классе, сестра в 3. И страшно представить, что ждет младшую. А старший попадет в мясорубку переделок среднего и высшего проф.образования.
сколько я учусь в школе и учу - постоянно идут реформы, противоречащие друг другу, непродуманные...
Как и во всех сферах нашего общества главенствует архетипичная кожа...
Из учителей, которым доверяем души наших детей, хотим сделать изворотливых маркетологов. О какой эффективности обучения в этом случае может идти речь? Спасибо за статью - её бы дать почитать тем, кто нашими школами занимается
Есть принятый госбюджет, где расходы государства на образование сокращаются. По всем реформам выходит, что
Не надо нашему государству умных и образованных людей...
А обществу надо и тут надо объединять усилия и родителей и педагогов
состояние образования в России требует тщательного анализа
для того, чтобы реформы, несомненно требуемые временем, прошли оптимальным образом,
эта статья - хорошее начало,
системно-векторная психология - реальный шанс что-то изменить
так анализируют, целыми департаментами анализируют, только воз и ныне там.