Советское кино в годы войны. Часть 2. Когда искусство помогает выжить
Разве можно оценить роль кожно-зрительных женщин – актрис, певиц, танцовщиц во время Великой Отечественной войны? Они не выносили бойцов с поля боя, как их кожно-зрительные подруги – сестры милосердия, не ползли по снегам и болотам, торопясь в условиях напряженного боя починить обрыв линии, как девушки-связистки.
У них было свое предназначение. Они врачевали психику. Лечили высокими чувствами, которыми было пронизано все их творчество.
Часть 1. Когда искусство укрепляет дух
Основы героизма советского народа заложены в его природном менталитете, проявляющемся пассионарной идеей восстановления всеобщей справедливости. Что может быть выше и значимее уретральной миссии, если не раздача по нехваткам нуждающимся, пусть даже ценой собственной жизни.
Из Системно-векторной психологии Юрия Бурлана известно, что суть культуры – вызывать чувственные переживания: милосердие и любовь. Искусство советского кинематографа, как важная составляющая культуры, было призвано нести народу высокий нравственный посыл, помогая ему выжить в «немилосердной той войне».
Бойцы, находившиеся в двух шагах от смерти, необычайно эмоционально реагировали на фильмы, сопереживали героям, готовые, как они, до последней капли крови защищать свою страну и народ.
Во время войны была заново оценена великая сила искусства. Самолеты и танки называли именами известных русских писателей, с именами любимых актрис шли в атаку, а фронтовая дружба сохранялась на всю оставшуюся жизнь.
Ветераны Великой Отечественной войны вспоминали, что на войне самым любимым фильмом была картина режиссера Леонида Лукова «Два бойца». История двух солдат, которые не бросают друг друга в самые трудные минуты жизни, стала символом мужской дружбы на войне.
Для большинства кинокартин о войне были написаны песни, которые известны и любимы до сих пор. Так, неотъемлемой частью фильма «Два бойца» стали песни «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса, а песня «Шаланды полные кефали» стала хитом на все времена и музыкальным символом Одессы.
«Уйти в искусство, как в убежище»
Сергей Эйзенштейн
В условиях тяжелейшей войны от всего советского народа требовались мужество и героизм ради победы, ради сохранения народа, поэтому неприемлемыми становились художественные произведения, хотя бы отдаленно намекающие на упаднические или пессимистические настроения в сценарии или картине.
Вот почему в круг задач Сталина по сохранению государства входила и опека культуры. Через книги, спектакли и кино сознанием советского человека впитывалось и закреплялось героико-патриотическое настроение, основанное на уретральных ценностях и подвигах героев Земли Русской.
Советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн еще до войны стал известен далеко за пределами СССР. Он вошел в мировое искусство, как новатор, отказавшийся от традиционных способов работы над фильмом и нашедший новый кинематографический прием: снимать художественное произведение методами документалистики. Особая ценность творчества и мастерства Сергея Михайловича состояли в том, что он первым создал в кино образ народа.
Эйзенштейн очень точно понял коллективистскую психологию русского человека, его способность сливаться в единый кулак, когда Родине угрожала опасность. Никому из режиссеров до него не доводилось так эффектно и убедительно снимать массовые сцены, в которых очень точно передан уретрально-мышечный менталитет целого народа.
Первая серия его фильма «Иван Грозный» вышла на экраны в 1944 году, когда приближалась долгожданная Победа. Зрителю, который смотрит картину на линии фронта или в тылу, нет необходимости разбираться в исторических тонкостях и понимать интриги бояр, действующих против России в XVI веке. Фильм не случайно был одобрен Сталиным, хотя исторические факты напрямую не перекликались с событиями 1941-1945 годов.
Важно то, что Иван IV из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» устами Бориса Черкасова говорит о едином, целостном царстве. Режиссер на примере Руси времен Ивана IV сдержанными, скупыми художественными средствами показывает опасность утраты государства и лишения суверенности целого народа.
«Если кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет»
Большинство довоенных произведений в стихах, песнях и фильмах прославляли Красную Армию и Воздушный Флот. В моду входили профессии летчиков и военных. Мужчины с кожным вектором нашли в СССР именно того периода свою наивысшую степень реализации. Подтянутые, стройные, дисциплинированные кожные или кожно-звуковые юноши, впечатленные образами киногероев, безукоризненно сыгранных Николаем Крючковым, Николаем Черкасовым, Евгением Самойловым, шли в мореходные, военные и летные училища. Через несколько лет они будут сражаться с врагом в небе над Сталинградом и Севастополем, погибать, не сдаваясь врагу, на Балтике и Черном море, на безымянной высоте, в катакомбах Брестской крепости.
Все они, не вернувшиеся с войны, молодые и те, кто постарше, как «Отче наш» повторяли за главным героем фильма Эйзенштейна «Александр Невский»: «Если кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет».
Эта фраза, как и образ самого русского князя-победителя, успели глубоко внедриться в сознание и стали примером национальной гордости и ответственности за страну одновременно. Снятый режиссером в 1938 году фильм «Александр Невский» имел огромный успех. Вторую жизнь он обрел в 1941 году. Его показывали и в тылу, и на фронте, чтобы поднять боевой дух народа.
Молитва о любви
С самого начала войны советские люди жили ожиданием Победы над фашизмом и встречи с дорогими и любимыми. Солдаты и офицеры оставили дома семьи, матерей, жен, подруг, поэтому каждый фильм о тружениках тыла, о тех, кто их ждал, был не менее важен, чем документальное кино и спецвыпуски новостей.
Любовь – это эмоция, которая побеждает животный страх, не давая ему расколоть коллективное психическое народа, воюющего за свое освобождение.
Стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году, стало самым известным произведением Великой Отечественной войны и сделало имя поэта, романиста, драматурга, киносценариста и военного корреспондента Константина Симонова бессмертным.
«Жди меня» – стихотворение-письмо было посвящено советской актрисе Валентине Серовой. Еще неопубликованное, оно уже переписывалось от руки, став для каждого солдата заклинанием, молитвой к любимой.
Публикация стихотворения «Жди меня» на первой странице газеты «Правда» могла означать только одно – острую в нем потребность. Оно уже было прочитано самим автором на радио и имело такую силу воздействия, что центральная и сугубо политическая газета публикует его на первой полосе, куда обычно идут самые главные новости страны.
Простой, но душевный текст «Жди меня» очень точно отвечал мироощущению людей. Такое стихотворение должно было появиться, и если бы его не написал Константин Михайлович Симонов, его написал бы кто-то другой. Оно наполняло нехватку, которая образовалась у бойцов на фронте, у тех, кто ждал их в тылу. Это была нехватка любви во всех ее проявлениях, которая способна спасти и сохранить. Это была потребность в эмоциональных связях, разорванных войной.
На эту нехватку незамедлительно отреагировало кино. Еще продолжали сниматься военные киноролики и кинохроника, поднимавшие патриотизм и рассказывавшие о героизме советских людей, как стихотворение «Жди меня» дало новый всплеск идей.
На утверждение пошел поток сценариев о любви. И вскоре появились лучшие ленты этого периода «Жди меня» (1943), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и многие другие.
Разве можно оценить роль кожно-зрительных женщин – актрис, певиц, танцовщиц во время Великой Отечественной войны? Они не выносили бойцов с поля боя, как их кожно-зрительные подруги – сестры милосердия, не ползли по снегам и болотам, торопясь в условиях напряженного боя починить обрыв линии, как девушки-связистки.
У них было свое предназначение. Они врачевали психику. Лечили высокими чувствами, которыми было пронизано все их творчество.
Даже с экрана они вдохновляли воинов перед битвой, приводя их в состояние благородной ярости, с которой те потом шли на врага, отдавая свои жизни за наше будущее. Они же после боя снимали психологические страдания, успокаивали и умиротворяли.
Даже экранный, придуманный сценаристами образ верной жены и подруги, которая надеется и ждет, согревали суровые мужские сердца в холодных окопах и землянках, заставляли подниматься в атаку не только с криками «За родину, за Сталина!», но и с именами дорогих и любимых.
«Еще шла война, а мы снимали фильмы о Победе», – вспоминал режиссер картины «В шесть часов вечера после войны» Иван Пырьев.
Искренности актерской игры и режиссерскому замыслу зрители настолько верили, что после показа фильма на передовой один солдат написал Марине Ладыниной, исполнительнице главной роли в фильме «В шесть часов вечера после войны»: «Теперь и помереть можно, пусть в кино, а все-таки увидел конец войны…»
«Час мужества пробил на наших часах…»
А. Ахматова
Великая Отечественная война стала часом мужества для всего советского народа. Русский уретральный менталитет определил приоритет общественного над частным во всей многомиллионной и многонациональной стране. С первого дня войны каждый на своем месте приближал Победу – боец на фронте, женщины, дети, старики в тылу.
Рабочий день длился 11-12 часов, заводы и фабрики работали без остановки, одна смена шла за другой, отпуска были отменены. Фронтовик мог попасть домой, навестить родных только в случае ранения и лечения в госпитале.
Чтобы выжить и не сломаться под таким психологическим напряжением, людям требовалась разрядка. Именно в этот час громко зазвучали голоса кожно-зрительных Муз. Творчество и, в первую очередь, кино, как наиболее доступное из всех видов искусства, стало терапией для советского народа.
Кинопрокат был организован на всей территории СССР, кроме оккупированных районов. Фильмы привозили на передвижках на фронт и показывали бойцам.
Уже были Сталинград и Курская дуга, но еще только предстояли бои за Прагу и Берлин, а бойцы с фронта после просмотра советских фильмов в письмах-треугольниках назначали своим девушкам свидание «в шесть часов вечера после войны».
На оккупированных территориях Украины, Белоруссии и части России немцы вели активную антисоветскую пропагандистскую деятельность, снимая и демонстрируя фильмы с русскими актерами на русском языке.
Даже если жителей занятых фашистами городов и деревень сгоняли на просмотры принудительно, немецкая кинохроника и художественные фильмы все равно не имели успеха. Ни хорошо сыгранные роли, ни красочные кадры о сытой и чистенькой жизни в Германии, в которую вербовали на работу местную молодежь, ни антисоветское кино, показывавшее ужасы коллективизации и НКВД, не убеждали зрителей.
Они просто «не попадали» в психическую нехватку советского человека, поэтому не цепляли ни своей тематикой, ни содержанием, ни отличной игрой переметнувшихся к немцам актеров.
Фашизм стремился разрушить русскую цивилизацию, ее менталитет и ее культуру, а в результате разрушил себя. Потому что в культуре не может быть ненависти к человеку, стремления к тотальному искоренению народов ради превосходства одной расы над другой. Культура создана, чтобы всеми способами сохранять человеческую жизнь. Химера больного звука никогда не станет преобладающей идеологией в мире, рано или поздно ее ждет поражение. Тем более ей никогда не совладать со здоровым русским уретральным духом, живущим по принципу милосердия и справедливости для всех.