Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Стоп, родитель! В мою жизнь без стука не входить

Еще вчера вы были уверены, что сыну не грозит стать игроманом, он серьезен и сосредоточен только на науках. Уже сегодня вы наблюдаете, что сын «ушел в себя» и играет в компьютерные игры всю ночь напролёт. Ребенок все меньше в вас нуждается, контролировать его поведение становится все сложнее. Возникает страх, из-за которого вы начинаете оказывать давление, и это вызывает еще большее отчуждение между вами...

Ваш маленький ребенок вырос, ему 14, 15 или 16 лет. Теперь в его комнату без стука не войдешь. Когда ему не нравится то, что вы говорите, он может смело высказать свое мнение, и это зачастую резкие и неожиданные слова. Вас это шокирует, обижает. Такого он никогда себе не позволял! А теперь все чаще у сына или у дочки проявляется бунтарское поведение, совершаются странные поступки.

Еще вчера к вам прижималась ласковая доченька, и вы с ней доверительно беседовали. Она отличница, целыми днями сидела за уроками. Уже сегодня дочь предпочла отдыху в кругу семьи многодневную поездку с одноклассниками. А с вами она бывает все реже. Она изменилась буквально на глазах и об учебе думает все меньше.

Еще вчера вы были уверены, что сыну не грозит стать игроманом, он серьезен и сосредоточен только на науках. Уже сегодня вы наблюдаете, что сын «ушел в себя» и играет в компьютерные игры всю ночь напролёт.

Ребенок все меньше в вас нуждается, контролировать его поведение становится все сложнее. Возникает страх, из-за которого вы начинаете оказывать давление, и это вызывает еще большее отчуждение между вами.

Рассмотрим с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, как найти и не потерять контакт с ребенком в этом возрасте. Как с ним себя вести.

Это страшное слово «пубертат»

Для сохранения себя и развития своих природных свойств ребенку нужно ощущение защищенности и безопасности. И гарантирует ему это, как правило, мама.

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, получать ощущение защищенности и безопасности от мамы ребенку безусловно необходимо до шести лет. Далее необходимость в этом понемногу уменьшается – вплоть до 15-16 лет. Ребенок постепенно расстается с потребностью получать защиту от мамы.

Дети, отрываясь от мамы, готовятся ко взрослой жизни. Мальчики приобретают желание самостоятельно сохранять себя. Для этого они самоорганизуются в единую систему защищенности и безопасности, в которой происходит их ранжирование, распределение по ролям в обществе. Так мальчики впервые пробуют себя в соответствии со своими способностями и качествами.

В 14-16 лет девочка начинает проявлять себя в роли женщины – у нее возникает желание к поиску мужчины. Так она испытывает свою женскую привлекательность на мальчиках, от которых в будущем будет зависеть ее защищенность и безопасность.

Как общаться со взрослым ребенком?

Трудности этого периода связаны с тем, что у ребенка еще нет особенных навыков самостоятельности и зрелости. А он уже пытается использовать свои свойства в социуме, начинает брать ответственность за свою жизнь на себя. Но делает это неумело, в утрированной, а иногда и в агрессивной форме. Поэтому его поступки могут показаться странными, а поведение непонятным. Именно в этот период времени чаще всего возникает разлад в отношениях между родителями и детьми.

Любое родительское сопротивление этим пробам своих сил – это лишь безуспешная попытка вернуть ребенка в прежнее положение, когда родители понимали свое чадо, то есть обратно в детство, которое безвозвратно уходит. Происходит эффект пружины – чем сильнее ее сжать, тем быстрей и резче она возвращается в исходное положение. Этот механизм запускается природой, и мы не в силах его отменить. Своими действиями мы можем вызвать только негативные чувства у взрослеющих детей.

Тем не менее, подросшим детям все еще требуется грамотное и созидающее направление от взрослого. И чтобы понять, как это сделать, нам необходимо разобраться в особенностях ребенка.

Ему нужен особый подход

Тот объем развития природных свойств, который ребенок вобрал в себя до 15-16 лет, все, что сложилось у подростка к этому возрасту, теперь начинает им проверяться и использоваться как на генеральной репетиции перед взрослой жизнью. Проявление разных полюсов своих природных качеств позволяет ему выразить себя во всем диапазоне своих свойств, ощутить реакцию окружения на действия и выбрать взрослый сценарий своей жизни.

Все дети разные, и особенно ярко природные качества человека, в соответствии с его векторами, начинают проявляться в подростковом возрасте.

Всего есть восемь векторов. Различают нижние вектора, определяющие наше либидо, и верхние, которыми регулируется интеллектуально-познавательная сфера человека. Так, среди нижних векторов различают, в том числе, анальный и кожный вектора.

image description

Современные Ромео и Джульетта

Характерными качествами кожного вектора являются логическое мышление, врожденные свойства для развития дисциплинированности. Это обладатели гибкой психики, они подвижны, любят все делать быстро, причем несколько дел одновременно. В то же время они склонны к самоограничению, экономят время и пространство.

Так, ребенок с кожным вектором в пубертате может экспериментировать по всей широте качеств этого вектора: от отсутствия самоконтроля и систематических опозданий до щепетильного исполнения установленного порядка. Если он всегда приходил домой в одно и то же время, которое было установлено родителями, то в 15 лет может прийти домой в 12 ночи. К тому же на вопросы о том, где он был, отвечать не будет. Или вовсе ответит, что не родительского ума это дело.

Приятными для родителей сторонами анального вектора у ребенка являются послушность, покладистость, исполнительность. К тому же такой ребенок обладает аналитическим складом ума, предпочитает делать все дела не торопясь, последовательно и качественно. В пубертате же ребенок с анальным вектором может временно превратиться в свою противоположность – грубить родителям, критиковать их.

Рассмотрим с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана также особенности проявления верхних векторов. Зрительного вектора у девочки-подростка и звукового – у мальчика.

Джульетта

Моя любовь напрасных слов не ищет —
Она и так безмерно разрослась.

В. Шекспир («Ромео и Джульетта»)

Влюбленность для девочки в этом периоде – естественное природное стремление. Однако есть девочки и мальчики, у которых первая любовь может проявить себя особенно пылко. Добрую, открытую, милую девочку не узнать. То она крутится возле зеркала, то плачет, обнявшись с плюшевым мишкой, то взволнованно пишет сообщения по телефону…

Особую эмоциональность с большим диапазоном проявления чувств и эмоций задает зрительный вектор. Зрительники могут летать от любви и искриться от радости, а могут в считанные секунды впасть в истерику из-за малейшей неприятности. Это любители культуры, искусства, ценители красоты. У них отлично развито воображение, они мечтательны и романтичны, чувственны и ранимы. И, конечно, влюбчивы.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, основная роль зрительников в нашем обществе – создание эмоциональных связей между людьми.

Все мысли и действия влюбленной девочки устремлены к мальчику. Только одно желание главенствует и определяет ее действия – любить и быть любимой. В этот период времени девочка может увлечься диетами, экспериментами в макияже, яркой вызывающей одеждой.

Настроение юной Джульетты может резко меняться. Она может грустить, а через минуту уже смеяться. Любовь для нее – смысл жизни, самое сильное чувство, единственное и неповторимое. «Это первый и последний раз в жизни», – так думает девочка, впервые ощутив глубокую симпатию к мальчику.

Взрослым могут показаться надуманными и несерьезными чувства дочери, и, из-за неприятия родителями поведения маленькой влюбленной, не исключены ссоры и конфликты. Как бы ни было это печально для родителей, любовь к мальчику важнее всего в этот период. И, как мы уже разобрали, это естественный процесс, который заложен в психической природе человека.

Участие взрослых здесь возможно лишь в той мере, в которой допустит дочь. И вот здесь, зная все нюансы зрительного вектора, можно поспособствовать проявлению ее лучших качеств. Для установления контакта с дочерью можно поучаствовать в ее интересах. Например, вместе сходить на консультацию к визажисту или стилисту. А после этого, возможно, удастся сходить на совместный просмотр мелодрамы или на мастер-класс с творческим уклоном. Это поможет укрепить контакт и наполнить эмоциональную потребность девочки.

Ромео

Мне надобно такое вещество,
Чтобы через миг давало полный отдых
От жизни и с такой же быстротой
Освобождало тело от дыханья…

В. Шекспир («Ромео и Джульетта»)

Этот мальчик с детства читал фантастику, задавал сногсшибательные вопросы о жизни и смерти, о Вселенной и Боге. Все удивлялись ему: «Какой серьезный, умный мальчик. Наверное, будет ученым!».

Вот он подрос. Вы замечаете, что он стал более замкнут, погружен в себя. Не снимает наушники ни днем, ни ночью. А порой игры и интернет захватывают его до глубокой ночи так, что ребенок с трудом поднимается с постели утром, чтобы идти в школу.

Ваш мальчик – обладатель мощного, абстрактного интеллекта, у него в потенциале блестящие интеллектуальные способности. По определению системно-векторной психологии Юрия Бурлана, эти качества присущи звуковому вектору. Звуковику заданы от природы способности к музыке, точным наукам, философии, иностранным языкам.

Он постоянно погружён в себя, в свои размышления. Блуждает ли он в интернете, «живет» ли в новой игре или пробует дурманящие средства – все это он делает с одной целью, которую часто не может вербализовать: найти смысл жизни, ответить на вопросы «Кто я? Откуда пришел и куда иду?». В его голове постоянно возникают вопросы, на которые он не находит ответа.

В подростковом периоде, в момент созревания на первый план выходят проблемы адаптации среди ровесников. Ребенка-звуковика настигают те же желания, что и всех других мальчиков – он тоже ведом природой. Он будет доказывать девочкам свою состоятельность и определять свое место в обществе.

image description

Только вот зачастую звуковик не социализован. Природное стремление к одиночеству и тишине затрудняет для него общение в коллективе. Поэтому у него может не получиться естественно встроиться во взрослеющее сообщество. Он начинает искать другую область, где умеет лучше проявлять себя, где ему легче и привычнее.

Подросток-звуковик начинает увлекаться компьютерными играми с себе подобными, идет на рок-концерт, пробует наркотики… Он пытается так реализовать свои природные желания. Однако не находит в этом смысла. И на этом фоне подросток все чаще может казаться отрешенным, отсутствующим.

Состояния звукового вектора могут быть разными: от депрессии до полного счастья от ощущения смысла жизни, раскрытия самого себя, своего предназначения и духовных связей с другими людьми. Звуковая депрессия проявляется, когда подросток не справляется с вечным поиском ответов на вопросы мироздания.

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, самое комфортное состояние звуковика – это ночная тишина, чтобы никто не отвлекал от сосредоточения на себе самом. В зависимости от состояния возможен и другой вариант – тяжелый рок, оглушительная музыка. Такая нагрузка на уши – способ на краткое время уменьшить боль от страданий в своем неусыпном философском поиске.

Игромания, наркотики, тяжелая музыка – все это может вызвать кратковременную иллюзию наполненности жизни смыслом у звукового подростка. Потому бережное отношение к проявлениям его звукового вектора поможет создать комфортную обстановку для установления контакта. Важно не допускать грубого вторжения в его пространство, давать ему возможность побыть одному. Соблюдать тишину, терпеливо ждать его ответа на заданный вами вопрос.

Интересным совместным занятием с родителями для ребенка-звуковика может быть, например, поход на рок-концерт. А можно исполнить его давнюю мечту и, если даже эта просьба была когда-то давно в его детстве вами не услышана, купить ему музыкальный инструмент и найти преподавателя для занятий музыкой. Так вы покажете ему, что понимаете его. И это поможет ему лучше вписаться в компанию ровесников.

Монтекки и Капулетти в наши дни. Участие родителей в жизни подростка

Сдержите горестные восклицанья,
Пока не разъяснили этих тайн.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Для подрастающих детей взросление – это сложный период. Задача взрослых – терпеливо быть рядом и в нужный момент протянуть руку помощи.

Чтобы принимать реальное участие в жизни подростка и помогать ему, нужно заслужить его доверие. Доверительные отношения с детьми выстраиваются на протяжении всего их детства. Но даже если в какой-то момент утрачен контакт, его можно возобновить.

Когда мы, родители, узнаем психические особенности ребенка, настраиваемся на его потребности, нам уже не приходит в голову отвергать его природу. Как только будет найден контакт с ребенком, так и родительское участие и помощь будут им приняты.

Если вы хотите больше узнать об особенностях проявления векторов в подростковом периоде, приходите на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Наталья Дрюнина, директор аудиторской компании
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128137 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128137 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128137человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
виктор королев 18 августа 2021 в 09:08

Спасибо большое за статью!