«Училка» – фильм о настоящем учителе и непотерянном поколении. Часть 2
Однако действительно ли есть ненависть у Аллы Николаевны к детям? Нет. Своей целью она не ставит запугать, отомстить за свое унижение. Она хочет заставить задуматься о важных вещах в жизни – кем они станут без умения жить среди людей, без хорошего образования.
Детей надо научить жить в обществе
С детьми надо говорить. И если элементарные знания о том, как жить в обществе, детям не дают родители, это должен сделать учитель. Пистолет, безусловно, не лучший способ заставить себя слушать, но что получилось, то получилось.
Однако действительно ли есть ненависть у Аллы Николаевны к детям? Нет. Своей целью она не ставит запугать, отомстить за свое унижение. Она хочет заставить задуматься о важных вещах в жизни – кем они станут без умения жить среди людей, без хорошего образования.
«Вы должны понять, что в мире нет ничего важнее человеческих отношений».
«…В жизни человека существует не только мелкий личный план…»
«Какие задачи вы можете решать, если вы неучи, если вы несформированные личности, с вашей нравственной отсталостью?..»
Сначала мы видим, как неприязнь рвется из ребят. Неприязнь не только к учителю и окружающему миру, но и к своим же одноклассникам. За те два часа, что пистолет переходит из одних рук в другие, они очень много узнают друг о друге. Об амбициях, ценностях, эгоизме. Они угрожают то ненавистной училке, то классу. В такой ситуации уже все равно, кого ненавидеть.
Поворотным моментом становится вмешательство Иры, подруги Бойцова, обладательницы зрительного вектора. В ее лице говорит культура: «Это же так страшно – не знать, что такое любовь!» Культуру, как способ преодоления неприязни в обществе, создала зрительная мера. Обладатель зрительного вектора – самый эмоциональный человек, для которого человеческая жизнь, любовь и сострадание являются важнейшими ценностями. Культура в течение тысячелетий помогала нам выжить, не поубивать друг друга из неприязни, возникшей вместе с человеком.
Ребята преступили черту, почти потеряли человеческий облик, утратили ощущение ценности человеческой жизни. Ира напомнила им о том, что делает нас человеком культурным – о любви, о сострадании. После этого у них просыпается сострадание к Алле Николаевне. Они вместе читают стихотворение, начинают слушать учителя, отвечать урок, поддерживать друг друга и преподавателя.
Это надо видеть – каким счастьем светятся глаза Аллы Николаевны, когда ученики отвечают у доски. «Вы умные, талантливые. Вы все-таки думающие… Я сегодня впервые увидела, что из вас могла бы получиться хорошая команда».
Почему сработало?
Труднее всего преодолеть эгоцентризм Артему по кличке Жаба. Он обладатель зрительного и звукового векторов, дающих человеку самый большой интеллект. Он очень умный, думающий мальчик, но яркий индивидуалист, эгоцентрист, презирающий не только слабую учительницу, но и своих одноклассников. Никто ему не указ.
«А вам на фига все это надо? – говорит он учительнице. – Какая вам собачья разница, знаем мы историю или нет? Это наша жизнь, и мы сами вправе выбирать, что нам нужно». Ребят он называет «беспринципными недоносками, трусами».
Как нельзя кстати здесь приходятся слова Аллы Николаевны о русском мире: «В нашем мире, русском, можно презирать человека по заслугам или просто так, чтобы казаться выше его. Но у нас нельзя презирать общество. Наш мир этого не прощает. Это гордыня».
Как точно мудрый учитель определяет особенность русского коллективистского и общинного менталитета, в котором общественное всегда ставится выше личного. Ее слова попадают точно в сердце, потому что именно так ощущает себя каждый русский человек. И вот уже на вопрос-угрозу Артема «Кто за училку?» встает весь класс: «Я за училку!»
Штурм класса бойцами спецназа прервал битву Аллы Николаевны с эгоцентризмом Жабы. Учительницу увозят на скорой с сердечным приступом.
И все же Алла Николаевна успевает раскрыть потенциал учеников за счет того, что показывает им ценности, важные для любого русского человека. Она убедительно доказывает, что успешность человека в жизни зависит от того, насколько он вписан в общество, насколько он может приносить пользу другим людям.
Срабатывает не насилие, а вдумчивый разговор с детьми на темы, которые очень важны для них. Вероятно, никто никогда не уделял им столько внимания, не говорил с ними, как со взрослыми, не пытался показать, что же в жизни самое важное.
Запомни этот день
Отряд спецназа вызывает директор школы после того, как компьютерному гению Бирюкову удается на мгновение включить камеру в кабинете истории. На экране монитора они видят человека с пистолетом, после чего изображение пропадает. Может быть, класс захвачен террористами?
Полковник Кадышев прибывает по вызову в школу, где когда-то учился сам. Он с большим уважением относится к своей учительнице Алле Николаевне, потому что именно она сумела ему привить правильные ценности. «Из хулиганов получаются хорошие полковники», – говорит она. И это во многом ее заслуга.
Шиловский чем-то похож на Кадышева – такой же отпетый хулиган, негласный лидер класса. Полковнику есть что передать ему:
– Запомни этот день. Может, пригодится в жизни.
– В смысле?
– Лидер, если, конечно, он лидер, должен думать обо всех и о каждом в отдельности. Быть ответственным перед обществом и за общество, а не использовать его в своих интересах… Училка сегодня вам всем второй шанс дала, потому что она в ответе за всех.
И снова эти слова отсылают нас к уретральным ценностям. Природный вождь – человек с уретральным вектором, который ставит жизнь стаи выше своей собственной. Он всегда берет ответственность за свою стаю и всегда готов к самопожертвованию ради нее. Он ведет тех, кто идет за ним, в будущее. Обладатель уретрального вектора таков от рождения. Ментально же все русские люди такие.
Закон или справедливость?
Конец фильма дополняет картину русской ментальности. Это не Запад, где ученики должны ответить по закону за то, что принесли в класс оружие. Это Россия, в которой решения принимаются не по закону человеческому, а по высшему закону справедливости и милосердия.
Ребята уже получили свой самый важный урок в жизни, многое осознали, на практике убедились, что есть добро, а что зло. Наказание мало что изменит в их жизни. Дети – наше будущее, и ради этого можно преступить человеческий закон – скрыть улику, пистолет, замять дело. Так и поступает полковник Кадышев.
Прав ли он? С точки зрения закона – нет, а с точки зрения будущего – да. В конце фильма мы видим плоды такого иррационального воспитания. Дети счастливы, они сдружились, ощущают себя командой, уважительно относятся ко взрослым. Исчезло непонимание, разделявшее учителей и учеников. Теперь они вместе и в труде, и на отдыхе. Алла Николаевна выжила после сердечного приступа и совсем непохожа на человека, задавленного обстоятельствами. Она тоже счастлива.
От войны к миру и пониманию
Фильм ставит много вопросов, но не на все дает ответы. Хеппи-энд кажется счастливым исключением из правила. Просто в кино талант учителя помог преодолеть отчуждение между детьми и взрослыми, помог ребятам повзрослеть, переоценить себя и друзей, сделать шаг навстречу друг другу.
Как же в реальной жизни сделать так, чтобы это отчуждение массово не возникало? Чтобы современная школа была не местом военных действий между учениками и учителями, а стала пространством получения глубоких знаний и воспитания Личности и Гражданина?
Это возможно и это не высокие слова. Есть практическая наука Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая может дать в этом направлении массовые результаты. Когда на место учителя придет человек, обладающий от рождения талантом воспитания детей, который системно понимает психологические причины всего происходящего в обществе и в каждом конкретном человеке, понимает детей как самого себя и может развить их врожденные таланты, дать ориентиры, тогда ситуация в школе кардинально изменится.
О том, что думают по этому поводу профессионалы, можно прочитать на портале системно-векторной психологии в разделе «Отзывы профессионалов».
Вот мнение кандидата педагогических наук Анны Вячеславовны Виневской, которая прошла тренинг Юрия Бурлана:
«Личностно-ориентированная педагогика и системно-деятельностный подход, провозглашенные в Федеральных государственных образовательных стандартах, могут быть использованы только в том случае, если педагог владеет знаниями системно-векторной психологии».
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке.
А по мне так - этот фильм о несостоятельности принуждения к учению, о несостоятельности старой модели обучения.
Это новое поколение, с возросшим эгоизмом, не все из детей там готовы "слухаться" старших.
Не слухаются они, да. Уродами вырастут - да! Начнут покусывать друг друга - задумаются и вспомнят учительницу - да. Вспомнят, что самое важное - отношения между людьми и т.д., когда поздно будет - да.
Только ведь они ж впервые живут, только ведь отношения-то впервые строятся в кожной фазе развития, с нуля ведь начинаем (кто не просек о чем речь - дуйте на тренинг). Жить поколению придется в новых условиях, не в тех, которые были столь предсказуемыми, как в прошлой фазе развития. Может стоит допустить, что новые модели назидания о разумном, добром и вечном просто не изобретены пока, не отработаны, не приняты на вооружение в конце концов?
Очень грустно, страшно грустно.
И все же неправда, нереально. Ошибочно. Не верю, что "уроды" понимают только язык насилия и прямых угроз. Вот звуковые эгоцентрики, которым "до тела нет дела", точно не понимают! Не на ту (красную) кнопку давите, товарищи! (Зачем его, ой, простите, Его, провоцировать?) Мало, чтоли, вам настоящих террористов? Шой-то вообще за кино такое??? Главлита на вас нету!
Вот один молодой учитель литературы из Москвы решил вопрос и без пистолета https://daily.afisha.ru/relationship/5495-territoriya-straha-monolog-uch...
Ну бывает, ошибочная мысль, смотрим дальше по сюжету...
Художники талантливые точно отражают, как повернется действительность, если ей скормить ту или иную ситуацию, как бы априори дорисовывая 8 слагаемых психики в одном классе, что может соответствовать действительности, а может и не соответствовать. Архетипичная кожа не может соответствовать уретре (даже архетипичной). Это ошибка. Подмененный смысл. Садитесь, 2 (кто опять не въехал - туда же, на тренинг). Не дошло сразу - еще по разу, материал трудный.
Нам показывают, что парень принес в школу оружие, и это "сошло ему с рук" - счастье-то какое! Ответственность не наступила, "отмазали"!
Да, что ж вы, граждане художники, детям показываете? С ума посходили в пылу сострадания учительнице? Стокгольмский синдром с 90-х не отпускает? А не пойти ли вам на... тренинг снимать свой синдром :D .
Парень 14+, значит по статье, будьте уверены, пойдет (подскажите, юристы, по какой). Тут смотря на кого нарвется. Не сегодня - так завтра, кто потерпит-помилосердничает, а кто и нет, дальше додумайте сами.
А как вы считаете, не попутали ли художники уретрального подростка-хулигана с архетипичным кожным вориком?
Вы-то сами ничего не попутали?
Согласна, что тут нужны новые методы. Не через насилие, а через вовлечение, через интерес. Для этого учителю надо пройти тренинг СВП )))
Еще когда смотрела фильм, поражалась тому, как точно угадывал режисер и сценарист повороты сюжета. Талантливый режисёр способен на чувственном уровне считать из бессознательного. Что мы и видим в этом фильме. Спасибо за системный разбор.