Успеть бы к маме. Навеяно «Телеграммой» К. Паустовского
Когда мы видим, что старики в нашем обществе живут плохо, мы автоматически примеряем это на себя. И с ужасом думаем о пенсии – как выжить, когда ты никому не нужен? Складывается тупиковый для развития общества образ мысли и действий: зачем вкладываться в общество, которому ты потом будешь не нужен, нагрести бы для себя. А где нет меня – хоть потоп.
Она ждала тебя с тех пор, как ты ушёл.
Кормила памятью собаку-старость.
Она молилась, чтобы ты нашёл
Дорогу к дому, где она осталась…
Андрей Лысиков (Дельфин)
Суета большого города. Уйма дел. Ни минуты свободной. А если и находится момент передышки, то его хочется потратить на что-то позитивное. Скользишь по ленте новостей в соцсетях, поедая глазами шутки дня, фото котят, первого снега, обедов друзей и тут вдруг:
Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела… Последний раз она приезжала три года назад.
А я когда в последний раз была у мамы? Что там у нее снова болит – выветрилось из головы. Родители не помещаются в наших жизнях, затянутых ремнем нехватки времени.
Мы живем в кожную фазу развития человечества. Бежим, стремимся к успеху, карабкаемся по карьерной лестнице, копим на машину-квартиру-отпуск, минимизируем трату времени технологиями.
Контакт с человеком определяем его потенциальной ценностью в качестве «своего», если понадобится. Зато с теми, кто априори свой, – родителями – иногда вообще перестаем разговаривать. Не догадываясь, что в сохранении связи с ними, выражаясь по-кожному, есть колоссальная выгода для души.
Забота о родителях – тест на человеческое
Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя. Подержать твои руки.
Почитание родителей, говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, – это человеческая необходимость. Но часто мы скатываемся обратно в дикую саванну даже в современных мегаполисах. Туда, где действуют только природные законы связи: от родителей к детям, то есть животный инстинкт. А вот связь от детей к родителям, то есть человеческая надстройка, наращенная годами развития культуры, часто не выдерживает напряжения.
Мы и без нее, как нам кажется, справляемся. Не звоним, не приезжаем, не переживаем, не заботимся – заняты зарабатыванием на Роллс-Ройс. Но на душе время от времени скребет так, что даже статуя Гоголя будто сверлит укоризной во взгляде за пренебрежение к маминому письму.
А может, дело и не в занятости. А это такая наша принципиальная позиция. Ничем мы им не обязаны! Орали на меня, заставляли, унижали! Ноги моей в этом доме больше не будет. Я ничего от них нормального за свою жизнь не получил, и они не дождутся.
От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.
Согласно нашему набору векторов мы по-разному связаны с родителями. Обладатели анального вектора в идеале способны испытывать глубокое чувство благодарности, если бы не груз обид. Обладатели кожного – чувство долга, если бы не нехватка времени и средств для собственных планов. Зрительники – эмоционально привязаны к близким, если, конечно, эта связь не прервана, а поток любви не направлен только в свою сторону.
Сейчас барахлят все виды этих связей из-за нашего непонимания самих себя. Только изредка кожное чувство долга перед родителями все-таки заставляет нас отправить денежный перевод. Но в этих бумажках мама хочет ощутить заботу, которую не переслать самыми продвинутыми технологиями.
Отдельность вместо единства
Человек – социальная форма жизни. Наши достижения и открытия появились только благодаря взаимодействию друг с другом. Не сохраняя целостность общности, мы утрачиваем в себе человечность. А как мы можем создать целостность, если рвем самые естественные связи? Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: когда мы заботимся о стариках, мы сохраняем наше будущее, наше общество, человеческий вид в целом.
Животный закон – это сохранение своей жизни, своего кусочка плоти. Человеческий закон – сохранение социальной формы жизни в связи с другими людьми.
Большее включает в себя меньшее. Так и здесь: мы стремимся сохранить свое тело, как и все живое, но для людей этого мало. Для полноценной наполненной жизни нужны адекватные связи с другими людьми. Ненависть и укоры, разумеется, таковыми не являются.
Начать строить связи можно с малого, с близкого – с мамы и папы. Но нас захлестывают обиды и рационализации, через которые мы переступить не можем без понимания устройства психики и общих законов развития вида.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, поддерживая родителей, давая им материальный и психологический комфорт, мы выполняем неписаный закон человеческой природы. Можно, конечно, упереться рогом и продолжать утверждать, что мы им ничем не обязаны. Но обязанность эта даже не столько по отношению к родителям, сколько по отношению ко всему человеческому виду, без благополучия которого наше личное «все ок» уж очень хрупко.
С тех пор как человек хлопнул дверью родительского дома, с тех пор как решил, что никогда ни слова не скажет ненавистному отцу, внутри почему-то поселилась невыносимая тяжесть. Сбросить груз с души и наладить отношения с родителями возможно.
Коллективное ощущение безопасности и защищенности
Отсутствие человеческих связей от детей к родителям ведет не только к разрушению внутри одной семьи, внутри одного человека, это провоцирует нарушение закона сохранения вида. Цепочка проста. Мы не живем в одиночку в чаще леса (за редким исключением), мы предпочитаем кучковаться в городах, в государстве. По одному не выживешь – это поняли еще древние, а нам вдруг стало невдомек.
Общество строится на коллективном ощущении безопасности и защищенности, говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. От того, есть ли это ощущение, зависят и возможности общества развиваться. Когда нас волнует, только чтобы нам «озлобленное окружение» не откусило палец, мы не можем думать о чем-то большом, глобальном, социально значимом. Только свой палец беспокоит.
Когда мы видим, что старики в нашем обществе живут плохо, мы автоматически примеряем это на себя. И с ужасом думаем о пенсии – как выжить, когда ты никому не нужен? Складывается тупиковый для развития общества образ мысли и действий: зачем вкладываться в общество, которому ты потом будешь не нужен, нагрести бы для себя. А где нет меня – хоть потоп. Но потоп распада общества выборочным быть не может. И если случится, волной снесет и всех хорошо устроившихся.
Почитание родителей, их алиментация и поддержка – это закон сохранения человеческого вида. Это залог эволюции человеческой психики. Инволюции в развитии вида быть не может. Могут быть задержки, которые приносят колоссальное страдание как виду в целом, так и упорствующему в частности. Как итог мы не можем состояться в обществе, если при живых родителях у нас нет с ними связи.
Если нет ощущения коллективной защищенности и безопасности, общество дышит на ладан, а потом погибает. Когда старые и слабые не имеют защиты, возникает дыра в общественной системе безопасности.
Когда общество наблюдает алиментированную старость – ощущает психологический комфорт и уверенность. Только тогда мы обретаем способность совершать какие-то действия не только, чтобы себе на старость заработать, а для того, чтобы что-то сдвинуть в лучшую сторону для общего блага.
Забота о родителях – гарантия психического комфорта
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть.
Неважно, насколько нас недолюбили, неважно, как обижали, унижали и недопонимали. Нельзя позволить себе опоздать «на сотни нужных слов, на взглядов тысячи, на миллион мгновений».
Справиться с комком обид и патологической нехваткой времени для родителей, найти точки душевного соприкосновения, ощутить всю глубину благодарности за их вам подарок в виде жизни поможет тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Чтобы успеть к маме, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг прямо сейчас по ссылке.
Выделю одну строку из статьи: Если нет ощущения коллективной защищенности и безопасности, общество дышит на ладан, а потом погибает.
Статья действительно потрясающая! Тема была и остается животрепещущей. Об этом надо много говорить, писать, а главное осознавать. Огромное спасибо автору за такое трогательное и глубокое преподнесение важных и насущных проблем общества.
Большое спасибо за такую пронзительную статью!
Очень тронуло. Читала и плакала.
Спасибо большое за важную и очень своевременную статью!