Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Владимир Высоцкий. Горячее сердце русского менталитета

Сегодня ему могло бы исполниться 75. Он мог бы еще петь, писать стихи, жить... Судьбе было угодно сократить жизнь Поэта почти вдвое. Такие сжатые сроки бывают отпущены людям, проживающим будто не одну, а несколько жизней сразу.

 

Ветер дует в мою бога душу,

рвет и треплет, и подгоняет,

чтобы быстрей, быстрей.

В. Высоцкий «Парус»

Сегодня ему могло бы исполниться 75. Он мог бы еще петь, писать стихи, жить... Судьбе было угодно сократить жизнь Поэта почти вдвое. Такие сжатые сроки бывают отпущены людям, проживающим будто не одну, а несколько жизней сразу. Не случайно на вопрос «Чего тебе недостает» Владимир Высоцкий ответил односложно: «Времени». Жизненная энергия невероятной концентрации, казалось, только и ждала прорасти этим удивительно сильным телом, спрессовав его физическое существование до коротких, чудовищно насыщенных сорока двух лет.

vysotsky 1

Высоцкий всегда спешил. Даже родился, как он считал, непозволительно поздно: «Знать бы мне, кто так долго мурыжил, /Отыгрался бы на подлеце!» Взрослеть Владимиру Высоцкому пришлось уже после войны, которой посвящены лучшие его песни. В последней видеозаписи Поэта от 22 января 1980 года, ставшей впоследствии фильмом «Монолог», Высоцкий несколько раз пытается петь одну из самых пронзительных своих песен о войне «Мы вращаем землю»: «Я ступни свои сзади оставил,/Мимоходом по мертвым скорбя,/ Шар земной я вращаю локтями /От себя, от себя!»

Песня срывается, не идет, путаются слова. На глазах Высоцкого слезы. Но он собирается и выдает куплет за куплетом историю Великой Войны как она есть. Всю боль, весь ужас, всю невероятную отдачу народа-победителя в двенадцати строфах сжатого, как пружина, поэтического текста. Многие ветераны, не зная возраста Высоцкого, были уверены, что он из их поколения, поколения воевавших. Так описать войну мог только тот, кто там был.

Я — «Як»-истребитель…

«В своих песнях я всегда говорю «я» не от ячества, так мне легче», — признавался Высоцкий. Легче, потому что это ответственность — писать от первого лица, потому что так легче растащить на составляющие нити «канат, натянутый, как нерв» — жизнь из нескольких жизней одновременно. Легче, потому что «я» Владимира Высоцкого находится в абсолютном внутреннем соответствии русскому народу, русскому менталитету. На лекциях Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» такой менталитет называется уретрально-мышечным, такое психическое определяется уретральным вектором вождя стаи.

vysotsky 2

Высоцкого часто спрашивали, не летал ли он на истребителе, не плавал ли на подводной лодке, не сидел ли в тюрьме. Люди не могли представить себе, что такие песни могут быть плодом фантазии автора. Они и не были фантазиями, они шли из глубин психического, от самого сердца, отдающего себя людям без остатка. Он пел то, что хотели услышать, отдавал по нехваткам. Уретральная мера — единственная отдающая из всей восьмимерной матрицы психического, именно поэтому она так притягательна для всех остальных мер, мер получения. На уровне человека это выражается в невероятном обаянии и силе воздействия на людей. Таким обаянием и мощью, несомненно, обладал Высоцкий.

Быть может, запись слышали из окон…

Первая запись пения Высоцкого была сделана случайно. В кругу близких друзей в квартире актеров Светланы Светличной и Владимира Ивашова летом 1967 года гитара шла по кругу. Пели все. Пел и Высоцкий. Кто-то из друзей не удержался и нажал на магнитофоне кнопку записи. Пленки пошли «гулять» по Москве, потом по всей стране, их переписывали, давали послушать, даже подделывали. Вскоре весь Советский Союз пел Высоцкого, даже не зная, как он выглядит и сколько ему лет. То ли бывший зэк, то ли летчик, то ли подводник, в общем, свой парень Володя Высоцкий поет отличные песни.

Всенародная слава сопутствовала Высоцкому всю жизнь. Как-то Московский театр на Таганке приехал на гастроли в Набережные Челны, на КамАЗ. Артисты шли по улице к дому, где должны были жить. Окна домов были распахнуты, и из каждого окна звучали песни Высоцкого. «Так и шел он по городу, как Спартак», — вспоминает Юрий Любимов. Тем не менее официально вышли только четыре маленькие пластинки Высоцкого. Не принято было тогда, чтобы автор музыки, слов и исполнитель был одним и тем же лицом. «Непрофессионально», — был вердикт бюрократов от культуры.

vysotsky 3

Как во смутной волости, лютой злой губернии…

Для записи на фирме «Мелодия» требовалось разрешение «Росконцерта», а для него — разрешение Министерства культуры. Такого разрешения партийные функционеры не давали. Запрещали Высоцкого даже те, кто с удовольствием слушал его. Более того, в прессе стали появляться пасквили на Поэта, где высмеивались его песни, правда, отчего-то слова приводились из песен чужих. Период застоя был характерен удушающей атмосферой для творческих людей, 60-е годы с «оттепелью» и «духом свободы» канули в лету.

В 1973 году Владимир Высоцкий обращался с письмом к секретарю ЦК КПСС, министру культуры СССР Демичеву: «Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет. Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителем, отобрать песни для концерта, согласовать программу». Письмо осталось без ответа. Все это повергло Высоцкого в отчаяние.

Кто со мной? С кем идти?

Казалось бы, с чего унывать всенародному любимцу с женой-француженкой и единственной на всю Москву машиной мерседес? Материальные блага не были главным для Высоцкого, хотя шиковать, «пижонить» он любил. Гораздо важнее для Поэта было постоянное ощущение своей необходимости слушателям, зрителям, народу. Творческий потенциал его был огромен, энергия неисчерпаема, самоотдача казалась бесконечной. Отыграв спектакль, отгуляв с друзьями, ночью Высоцкий садился «общаться с тишиной» — писал стихи, прозу. Если стихи еще имели шанс быть услышанными в виде песен, проза писалась заведомо в стол. И это в самой читающей стране мира!

Сейчас мы с любовью вспоминаем те немногие фильмы, где снялся актер Владимир Высоцкий, но НЕ снялся он более чем в тридцати фильмах! Его песни НЕ прозвучали более чем в двух десятках фильмов и спектаклей! Что это было в каждом отдельном случае, решение режиссера или запрет сверху, сказать сложно. Главное, Высоцкий получал отказ на свое творчество, отказ на отдачу себя в стране, где его песни неслись из каждого окна, из каждого двора. Он страстно желал живого общения со своими слушателями, своей стаей, частью которой он себя ощущал, но не получал этого в полной мере.

Всем нам блага подай, да и много ли требовал благ я?

Все, чего достиг Высоцкий, он достиг не благодаря, а вопреки обстоятельствам жизни. Первое и единственное стихотворение Поэта было напечатано только в 1975 году. Более при жизни Высоцкого не печатали. В 1978 году, скорее, от отчаяния, он участвует в создании скандального альманаха «Метрополь», официально признанного антисоветским. Писать стихи и не видеть напечатанных строк — невыносимое испытание для поэта.

vysotsky 4

Высоцкий никогда не был антисоветчиком, диссидентом, он был патриотом в самом лучшем смысле этого слова, иначе и быть не могло: только вместе со страной и ее народом, только воспаряя душой и русским словом над толпой своих слушателей, мог он существовать. Его мощь требовала иного масштаба творчества, чем камерное пение в кругу близких. Увы, этой мечте не суждено было сбыться.

Уретральный вектор вождя и звуковой вектор духовного поиска «резали душу» Высоцкого напополам. Он пребывал то в состоянии полного счастья самоотдачи (по-уретральному), то в бесконечном депрессивном звуковом падении. «И снизу лед, и сверху — маюсь между./Пробить ли верх иль пробуравить низ?» Если счастьем творческой отдачи и любовью можно наполниться, получить наслаждение от этой отдачи, то у бесконечного звука можно лишь отвоевывать временные передышки, бросая в него, как в колодец, несколько поэтических строк.

Поотпустило в звуке — и снова сильнейшее желание жизни и любви овладевает человеком: ненадолго он снова в счастье с друзьями, пирами и прекрасными женщинами до следующего провала в депрессию и пустоту ненаполняемой звуковой черной дыры.

Об этих страшных черных провалах вспоминает Марина Влади: «Моя жизнь вместе с Высоцким походила на смесь из восторгов и отчаяния, когда мрак постоянно приходит на смену свету и наоборот. В те годы я была двужильной и смогла все вынести». 12 лет он был храним этой удивительной женщиной-колдуньей, но и ее человеческие силы в конце концов исчерпались.

Дом хрустальный на горе для нее…

Они встретились в 1967 году. Он подавал надежды, она актриса мирового уровня. Ее Колдунья с распущенными волосами и платьем на голое тело стала, как теперь говорят, «иконой стиля», ее физиологическая женственность разила наповал. Вокруг Марины роились московские дон-жуаны с деньгами и положением в обществе, да и до этого Влади была избалована вниманием непоследних мужчин у себя на родине, во Франции, ей было из кого выбирать. Но она выбрала его — некрасивого, невысокого, небогатого русского парня, в котором нечто большее перечеркивало все эти «не».

vysotsky 5

«Я была потрясена!» — вспоминает Марина. Получается, он действительно был «богат, как Царь морской», — богат душой, талантом, одарен невероятной мощью темперамента. Из-за Высоцкого Марина фактически бросила успешную карьеру в кино, полностью разделив все тяготы жизни поэта в России, вытаскивала его из депрессий и запоев, выбивала ему возможность выехать в Париж, устраивала там его концерты, пыталась лечить от наркотиков. Жизнь с Мариной не была семьей в общепринятом смысле слова. Они вели жизнь скитальцев, переезжая с места на место, путешествуя и наслаждаясь друг другом. Для счастья им не нужен был больше никто, вместе они составляли единое целое. Если бы не его все более глубокие провалы в звуковые пустоты…

Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Эти тревожные строки из песни-настроения «Парус», единственной песни Высоцкого, совершенно лишенной сюжета, наверное, яснее всего отражают падение в состояние полнейшего бессилия, невыносимого для такого человека, как Высоцкий. Он мог подчинить своей воле толпу, мог заставить рыдать и смеяться многомиллионную стаю своих поклонников, без труда очаровывал прекраснейших женщин, но сдвинуть с мертвой точки проржавевшую государственную машину партократии было выше его человеческих сил.

Сольные концерты в Париже, Мексике, странах Восточной Европы не могли наполнить нехватку живого общения со своими слушателями на Родине. Ему необходимо было видеть глаза людей, ощущать биение их сердец, чувствовать их пустоты, чтобы здесь и сейчас кидать в эти пустоты свои пронзительные стихи, отдавая себя по нехваткам каждому. «Я восполню вашу жажду», — говорит Высоцкий в «Монологе». Он восполнил ее.

Те, кто выжил в катаклизме, пребывали в пессимизме…

В самое глухое лихолетье 1990-х и после песни Высоцкого не давали людям пропасть, удерживали на поверхности, вселяли надежду. Глубокие звуковые смыслы, передаваемые простым и точным оральным словом, доходили и доходят до каждого сердца. В стихах Высоцкого — ни одного неверного слова, ни одной надуманной эмоции или недоработанной строфы. Каждое слово — стопроцентное попадание в смысл, каждый смысл — точнейшее выражение словом.

vysotsky 6

Песни Высоцкого до сих пор затрагивают души самых разных людей. В фильме «Белые ночи» Михаил Барышников танцует Высоцкого. Он воспринял своей развитой кожей и смог вынести наружу смыслы песни «Кони привередливые». Не птицу-тройку показал он в танце, не кошачью кожную пластику, великий танцовщик показал прорыв, звуковой прорыв сквозь тело. Это танец боли, муки, танец невозможности постижения смыслов и невозможности отказа от их постижения. А в жизни Михаил Барышников — прекрасно реализованный в коже артист балета как он есть. Все. Так донести мог только Высоцкий.

И это становится особенно глубоко понятным на занятиях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, где предельно четко и ясно разбираются глубинные смыслы того, что сделал Владимир Высоцкий для нашего народа. Записаться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке.

Высоцкий не успел повоевать, да и тюрьма счастливым образом его миновала, за исключением тюрьмы тела, из которой рвался звук, разрывая плоть, чтобы в конце концов это тело уничтожить. «На разрыв аорты поет»,— говорили про него. А как еще вбить ментальную матрицу России в душу слушателя? Отдавая в зал по истинным нехваткам каждого. На!.. Встряхнись и почувствуй в себе уретрально-мышечный менталитет отдающего, а не загаженную вечными обидами «русскую душу». Высоцкий, своими песнями восполняя в психическом бессознательном народа общие ментальные ценности, давал эталон, какими мы должны быть. Скрепляя канатами нервов и хрипящим голосом, сохранял от распада нашу целостность как стаи. «Меня так просто не возьмешь!»

Нас не возьмут, Владимир Семенович! Будем живы.

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131327 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131327 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131327человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 21
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Татьяна Федорова 27 ноября 2017 в 06:11

Конечно, это ОН-Владимир Высоцкий, который своими песнями давал эталон, какими мы должны быть! Сохранял от распада нашу СТРАНУ и ее целостность как СВОЕЙ стаи. Сейчас идет оговор России, организованный США, информационная жесткая война, направленная на раскол нашей великой страны. Поэтому очень важно всем россиянам сплотиться, объединиться не дать врагам сеять семена разрушения Родины внутри, среди нас с вами, особенно среди молодежи. Чтобы мы могли повторить слова В. Высоцкого: « Нас так просто не возьмёшь!». Иначе мы предадим память твоих, моих и всех наших предков, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины и всех нас.

Юрий Аленко 11 мая 2014 в 12:05

Да уж... Кто нынче помнит про министра культуры Демичева, не нашедшего времени, чтобы ответить на обращение Владимира Высоцкого? Владимир Высоцкий - вот он, а Демичева как не было вовсе.

Знаете, Ирина, я, как только пришел 80-й год, решил переписать с магнитофона песни Высоцкого так, как я их видел. Но начав писать (набирая на пишущей машинке с рукописного текста), вынужден был все бросить, ради того, чтоб начать сызнова:

Я понял, что многие его песни нужно записывать лесенкой!

Вот гляньте:

"Хорошо, что за ревом не слышалось
                                                        звука,
Что с позором своим был один на один.
Я замешкался возле открытого
                                                      люка,
И забыл пристегнуть карабин!..."

Ведь веса перенести на новую строку не хватает, но лесенка просто просится на бумагу! Потому что здесь:
- резанувший по ушам рев мотора во время открытия дверцы;
- дернувший порыв воздуха. И так во многом!

Я посылал продукт своего труда Игорю Иртеньеву. Ответа не получил.

То же и с песней про Землю, которую вертели назад. Предлагаю присутствующим поработать над темой. Песни обретают рельеф, если их записывать правильно.

Можно вообще писать стихи блоком текста, тогда они перестанут быть стихами. Правда, есть такие стихотворения, которые буквально с молоком матери впитаны, и не пропадут.

Спасибо, Ирина! Признаться, тема для меня больная, и я не стал читать всю статью, чтоб душу не рвать. Вот не мог я поверить, что он умер, не мог и все! Долго не мог, почти год. Это же тот самый праздник, который всегда с нами.

Михаил Никиfороv 07 марта 2014 в 07:03

Очень жаль, что вернулись времена, когда так трудно было творить Высоцкому. Так хочется чтобы современная молодежь изучала наследие великого Поэта. Спасибо за статью.

Александр Голубинцев 25 июля 2013 в 23:07

браво Ирина!!! мощный очерк о жизни поэта!

Ирина Каминская 1 07 марта 2014 в 00:03

Спасибо, Александр!

Дмитрий Шевчук 22 мая 2013 в 11:05

Читаю и слёзы на глазах...
спасибо за статью! она потрясающая!

Ирина Каминская 1 01 июля 2013 в 19:07

Такой уж он, наш Владимир Высоцкий.
Спасибо, что прочли, Дмитрий.

Swetlana Frontzek 10 февраля 2013 в 15:02

Высоцкий был нашим современником, очень понятным каждому. Поэтому и ком к горлу...

Ирина Каминская 1 10 февраля 2013 в 18:02

Да, Света, мы жили во времена Высоцкого...

Галина Некрасова 1 25 января 2013 в 20:01

Спасибо за статью, Ирина. Глубоко искренне и очень вдохновенно об удивительном человеке о котором, пожалуй, иначе писать невозможно. И читать без слёз невозможно, так же как и слышать песни Высоцкого о войне. Ещё раз - спасибо.

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 23:01

Спасибо за отзыв, Галина. Тема такая, что без слёз никак - ни написать, ни читать, видимо.

Наталья Аверина 25 января 2013 в 16:01

Сердце разрывалось, когда его не стало, будто ушел близкий человек. Он и был близким каждому, потому что писал так, словно знал подноготную души. Он ее ощущал, выносил наружу, точно воздействуя на психическое, на корни, которые нами всеми живут.
Спасибо, Ирина, за статью. Прошибла до слез...

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 17:01

Я помню тот день как сейчас. Нас, восьмиклассников, выслали из Москвы в Цимлянск на виноградники. Жара кромешная. мы все в купальниках, на плантациях, солнце палит. И тут приходит парень в чёрной водолазке. Ты чё? - Высоцкий умер. Мы заревели. Больше всего бесило, что мы не там, не в Москве, как будто от этого что-то могло измениться.

Swetlana Frontzek 25 января 2013 в 14:01

Даже когда Высоцкому исполнится 200 лет, о нем всегда будет что написать. Высоцкий-это глыба, такая же, как Пушкин, только стой разницей, что он был нашим современником, а значит нам ближе и понятней.

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 16:01

Всё так, Светлана. Прочитала твою статью, очень понравился подход и сравнение с бардовской песней, наконец-то я разобралась, в чём разница))

Наталья Баскакова 25 января 2013 в 13:01

мы выросли под песни Высоцкого
он рассказывал нам о нас
раздвигая границы, доходя до сути

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 14:01

Совершенно верно. Мы счастливые, успели увидеть его живым. Хорошо, что остались видеозаписи.

Луиза Древсхольт 25 января 2013 в 13:01

"....Высоцкого часто спрашивали, не летал ли он на истребителе, не плавал ли на подводной лодке, не сидел ли в тюрьме. Люди не могли представить себе, что такие песни могут быть плодом фантазии автора.."

Он успел, успел и летать и плавать и сидеть в тюрьме и любить и быть убитым - он успел и выбрал земную профессию артиста-актера, чтобы успеть... В нем природа соединила все лучшее из прошлого и передала следующим поколениям самым лучшим способом на переходе времен. Вместить бы его одного в душе, всего всего и можно понять всю суть знаний системно-векторной психологии, а можно и наоборот....

Спасибо так мало за эту статью, Ирина!

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 14:01

Спасибо за вдохновение)

Аня Кудрявцева 25 января 2013 в 12:01

Ах, Ирина, как же чудесно! Как чудесно все сказано и написано! И как я рада, что "доросла" до понимания смыслов творчества Высоцкого, до понимания его удивительной мощи и обаяния. Очень многое помогли понять тренинги по уретральному вектору. А остальное я ощущаю на уровне подкорки... Спасибо!

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 13:01

Спасибо за отзыв, Аня, тема такая огромная, что я боялась даже приступать. Описанное - малая толика. Высоцкий - целый мир, вселенная, которую изучать и изучать. А лучше просто слушать его песни. Там всё и сверх того.