Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Война глазами ребенка немецкого офицера. Фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

Главный герой картины — восьмилетний немецкий мальчик по имени Бруно. Поскольку всю картину мы видим глазами ребенка, то мы понимаем, что мальчик не знает всей правды о происходящем. Чтобы глубже понять посыл автора книги Джона Бойна, по которой был снят фильм «Мальчик в полосатой пижаме», и ярче воспринять характеры героев, посмотрим картину через призму знаний тренинга «Системно-векторная психология»...

История — это часть нашей жизни, а война — это часть нашей истории. Каждый год 22 июня в день начала Великой Отечественной войны и 9 мая в День Победы мы невольно мысленно возвращаемся к ужасным событиям тех лет.

Как правило, на телеэкраны каждый год выходят свежие экранизации и новые фильмы о войне. Их много, они о разном и в то же время об одном. Об одном горе на всех. Они о боли и любви, жестокости и нежности, несправедливости и возмездии, дружбе и предательстве. И говоря о войне, мы зачастую думаем, что это дело взрослых. Однако страдать приходится всем, и детям в том числе.

Наивные, с верой только в хорошее дети войны столкнулись с абсолютно другой действительностью. Лишенным детства, слабым и беззащитным, им пришлось быстро повзрослеть.

Потребность в защите и безопасности в условиях войны возрастает в сотни раз. Особую крепость и преданность приобретает дружба. Искреннее желание прийти на помощь товарищу выручает многих детей в военное время. Тесная эмоциональная связь между друзьями становится гарантом ощущения безопасности и выживания в жестокий военный период. Ребенок не видит преград для дружбы, если она от всей души. Национальность и материальный статус не имеют для него значения. Такая история детской дружбы в военное время, искренней и трагичной, показана в фильме «Мальчик в полосатой пижаме».

«В жизни солдата редко бывает выбор. Для него важнее всего — долг»

Главный герой картины — восьмилетний немецкий мальчик по имени Бруно. Он живет со своими родителями и старшей сестрой Гретель в большом берлинском доме. Бруно вполне счастлив, учится в школе, играет с друзьями в самолетики, часто видится с бабушкой и дедушкой. Однажды его отец Ральф сообщает семье о скором переезде. Важная работа отца, а именно новая позиция коменданта концентрационного лагеря, вынуждает их перебраться в глухое место далеко от привычной и счастливой жизни в столице.

Самые первые кадры фильма даже не намекают зрителю на войну в Германии. А ведь на дворе 1944 год, самый разгар Второй мировой войны. Режиссер Марк Херман намеренно показывает внешнее спокойствие и непринужденность военного Берлина, чтобы в дальнейшем мы увидели резкий контраст между жизнью немцев и заключенных концлагеря.

«Высказывать свои мысли вслух может быть опасно»

Поскольку всю картину мы видим глазами ребенка, то мы понимаем, что мальчик не знает всей правды о происходящем. Концлагерь он принимает за ферму и уверен, что «люди в полосатой пижаме» занимаются земледелием и отдыхают на свежем воздухе. Еще мы видим, что даже не все взрослые жители Германии того времени в полной мере осознавали всю жестокость и беспощадность нацистской политики. Грамотно снятые фильмы о жизни евреев в лагере лживо описывали благоустроенную и веселую жизнь заключенных.

Создание политических мифов всегда использовалось в истории для сдерживания недовольства граждан. Так, мама Бруно, мечтательная, тонкая женщина, погруженная в основном в заботы об уюте и красоте в доме, была шокирована, узнав, что в огромных печах концлагеря жгут не мусор, а тела убитых евреев. Разочаровавшись в правильности действий и убеждений супруга, возненавидев место, куда им пришлось переехать, она начинает выпивать, чтобы хоть на миг заглушить чувство вины и неприятия к фашизму, убежать от ужаса происходящего, сделать вид, что ее это не касается.

Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» картинка

Чтобы глубже понять посыл автора книги Джона Бойна, по которой был снят фильм «Мальчик в полосатой пижаме», и ярче воспринять характеры героев, посмотрим картину через призму знаний тренинга «Системно-векторная психология».

«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»

Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.

Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.

Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.

Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.

Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя. Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек. Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.

Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.

Война глазами ребенка картинка

«Детство наполнено звуками, запахами, видами до тех пор, пока не возникнет темный час осмысления»

Аккуратно сложив свою одежду у ограды, сделав неглубокий подкоп, он облачается в старую, неприятную «пижаму». В один момент Бруно становится одним из узников. Попадая за ограду, он начинает понимать, что концентрационный лагерь в реальности очень отличается от тех кадров, которые он видел на кинопленке своего отца. Здесь голод, нищета, болезни, страдания, боль и смерть. Ему хочется вернуться домой, убежать из этого кошмара, но изменить ничего нельзя. С ужасом зритель понимает, что мальчик даже не подозревает о своей участи. В этот момент в картине нет слов, только газовая камера и крепко сжатые ручки двух друзей, которые вот-вот исчезнут для всех остальных навсегда.

Пропажу мальчика обнаруживают не сразу. Отряд немецких солдат находит тропинку, которая неделями соединяла Бруно с его товарищем. Лежащие рядом с колючей проволокой сложенные вещи открывают глаза на все произошедшее. Но исправить уже ничего нельзя.

Невозможно отгородиться от мира высоким забором и охраной, дежурной улыбкой, книгой, иллюзиями. Невозможно сказать: «я не смотрю новости, потому что это слишком тяжело», «мне все равно, что было на той войне, сейчас другое время», «это ваша жизнь, а это моя, и меня ничего не касается», «меня не волнует политика». Внешний мир с его радостями, с его проблемами все равно настигнет, ворвется в нашу жизнь.

Так, как это произошло с комендантом Ральфом. Он проектировал газовые камеры для уничтожения евреев и потерял в одной из них своего любимого сына. Невозможно построить счастливую жизнь в отдельно взятом шикарном доме, отделенном забором от страданий других людей.

Так, как это произошло с Эльзой, которая пряталась от неприглядной стороны жизни сначала в заботах о красивом интерьере, затем в алкоголе, потом в молчаливом непротивлении нацизму и работе мужа. Она начала терять сына гораздо раньше того злополучного дня. Ее плохие состояния зеркально отражались на ребенке, поэтому он искал ощущение безопасности через общение с добрым и беззащитным Шмуэлем. Не уберегли, не защитили ее маленького Бруно охрана и запреты.

Невозможно сохранить и сделать счастливой жизнь отдельно взятого, своего ребенка, уничтожая или оставаясь безучастным к судьбе других детей. Ведь живем мы не в одиночку. Такова действительность. Иначе останется перед нами, как перед героями фильма, пустой коридор, «полосатая пижама» на крючке и железная дверь в газовую камеру, в которой задохнулось наше общее на всех будущее.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Наталья Телешева, учитель иностранных языков
Редактор: Ольга Крутчинская
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 132523 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132523 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Майя Левчук 26 сентября 2024 в 10:09

Благодарю. Статья тронула сердце — до слез. Общее будущее, общие дети… Не знаю, хватит ли сил посмотреть фильм, но много слышала о нем и хотела. Благодарю, что познакомили с сюжетом и разобрали фильм по СВП.