Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Воспитание чувств ребенка в эпоху клипового мышления

Можно ли научить ребенка испытывать такие сложные и объемные чувства, как любовь, сострадание и сопереживание, если сегодня легкие удовольствия доступны как никогда? Захочет ли ребенок строить эмоциональные связи с другими людьми, которые требуют вложения душевных сил, если можно подружиться с умной электронной игрушкой?

Жизнь все больше перемещается за экраны гаджетов. Работа – за компьютером, досуг – перед телевизором, дорога – в смартфоне. Беспрерывный поток информации, быстрая смена картинок, резкое переключение темы материала. Мы привыкаем думать отрывками, запоминать лишь основное, не вникая вглубь проблемы или события.

Эпоха глобализации и стандартизации, информационная эра, век технологий и сверхскоростей. Наше клиповое мышление – это своего рода способ адаптации к новым условиям существования. Сегодня мы живем среди огромных потоков информации, работаем с массивами данных, которые не успеваем обрабатывать. И в этих же условиях растим наших детей, овладевающих многими девайсами чуть ли не с младенчества.

Отсутствие родительского контроля над пребыванием ребенка в Сети, жесткой фильтрации информации, в которую погружен ребенок, значительно затрудняет развитие чувственной составляющей растущей личности. Будучи постоянно погруженным в «игрушки», ребенок не приучается контактировать с людьми, строить с ними эмоциональные связи. Это беспокоит многих родителей, которые безуспешно пытаются вернуть ребенка в реальный мир, адаптировать его к жизни, в то время как момент, когда это можно было сделать, уже упущен.

Можно ли научить ребенка испытывать такие сложные и объемные чувства, как любовь, сострадание и сопереживание, если сегодня легкие удовольствия доступны как никогда? Захочет ли ребенок строить эмоциональные связи с другими людьми, которые требуют вложения душевных сил, если можно подружиться с умной электронной игрушкой? Попробуем разобраться с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Безразличие – черта поколения

Еще лет 30 назад поход в кино считался грандиозным событием, а просмотр мультфильма – редкой удачей или наградой за хорошее поведение. Сейчас перед ребенком стоит другая проблема – выбрать, какой мультик он еще не видел, в какую игру еще не играл, как он еще не веселился.

Значительная часть времени, которая прежде была занята общением со сверстниками, чтением книг и активными играми, вытесняется виртуальными занятиями, не требующими никаких навыков коммуникации или создания эмоциональной связи с другими людьми.

Как научиться любить

Доступность практически любых развлечений, в том числе, и самых пикантных, и далеко не высокого качества, огромное количество юмористических передач, мультфильмов, роликов и выступлений, высмеивающих недостатки или конфузы другого человека, значительно обесценивает переживаемые нами чувства, выхолащивает эмоциональную сферу, оставляя после себя пустоту и неспособность к сопереживанию, особенно в детской психике.

В погоне за легким и примитивным удовольствием мы сами зачастую переходим все границы. Так, семья попала в автокатастрофу из-за того, что мама, сидя за рулем, выкладывала в соцсети фото своего ребенка в автокресле. Также самое удачное и впечатляющее селфи может оказаться последним в жизни отчаянного селфера.

Всматриваясь в смартфоны, мы все чаще проходим мимо, не замечая упавшего старика или плачущего ребенка. Равнодушие взрослых оборачивается агрессией и жестокостью подрастающего поколения. Безразличие матери превращается в абсолютную черствость дочери.

Да уж, борьба с искушением всегда была нелегкой. Близость, доступность и простота технологических и виртуальных развлечений затягивает нас в лень, инертность и пассивность чуть ли не каждый день.

Но! Секрет в том, что это в большей мере касается взрослых. Детям справиться с подобными зависимостями до определенного возраста гораздо легче – пока они не сформированы, им стоит лишь вовремя привить навык получать удовольствие от общения с людьми.

Новые дети – новые методы

Наше новое, странное и удивительное поколение Z, рожденное после 2000 года, отличается от своих родителей, в первую очередь, силой своих желаний. Для них становится приоритетом полноценная, мощная и целостная реализация врожденных психологических свойств, каким бы набором векторов ни наделила их природа.

Воспитание поколения со столь высоким потенциалом – одновременно сложный, ответственный и очень увлекательный процесс. Здесь крайне важную роль играет психологическая грамотность родителей, которая дает глубокое понимание внутреннего мира ребенка, его глубинных желаний, острых потребностей и условий для оптимального развития талантов.

Особенности развития детской психики, принципы воспитания чувств и механизмы формирования культурных ограничений у современных детей отчетливо объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Воспитание чувств ребенка

В процессе взросления каждый ребенок проходит те стадии развития психики, которые проходило все человечество не одно тысячелетие. До окончания пубертата (до 12-16 лет) идет процесс психологического развития, после окончания – начинается реализация векторальных свойств, которая продолжается всю жизнь. Во взрослой жизни человек реализует себя на том уровне, до которого его свойства успели развиться в период детства.

Процесс развития может быть запущен только при сохраненном ощущении защищенности и безопасности, которое дает ребенку мать. Крайне важной является крепкая эмоциональная связь с мамой. Только тогда можно двигаться дальше и говорить о каком бы то ни было психологическом развитии.

При условиях адекватного системного воспитания отлично работает метод пряника. Когда ребенок получает навык реализации своих свойств на более высоком уровне согласно своим векторам, он ощущает более сильное наполнение, а значит, и более мощное наслаждение от своих действий.

Эмоциональное переживание, связанное со взаимодействием с другим человеком, представляет собой реализацию гораздо более высокого уровня, нежели игрушка в телефоне.

Прочтенная родителями вслух с выражением книга, вызывающая сострадание к героям, оставляет гораздо более сильное впечатление на ребенка в раннем возрасте, нежели очередной мультик «ни о чем». Посаженное вместе с родителями дерево или сделанная кормушка для птиц смещает фокус интересов с мелькающих на экране картинок на живую природу. Приобщение к уходу за заболевшей бабушкой или помощь одинокой соседке формирует способность ощущать чувства другого человека, сострадать и делиться своей добротой с людьми. Каждая слезинка, пролитая за другого, становится новой ступенькой в развитии чувств ребенка.

Умение любить – это настоящее искусство, и оно состоит, в первую очередь, в способности любить людей, в умении ощущать и разделять чужую боль и ставить ее выше своей собственной. Возможность словом и делом помогать другому человеку справиться со страданиями – это и есть высшая степень развития чувств. Любовь до самопожертвования – пик развития зрительного вектора человеческой психики, несущего в себе наибольший эмоциональный потенциал.

Прививать культуру сопереживания, ценность сочувствия, воспитывать благосклонность к нуждающимся и слабым можно и нужно у любого ребенка, даже не имеющего зрительного вектора. Ведь высокие культурные ценности являются залогом успешной адаптации человека в обществе и отличным подспорьем для реализации любых психологических свойств на самом высоком уровне.

Как привить культуру ребенку

Живущие сердцем

Для детей, обладателей зрительного вектора, эмоциональное развитие становится крайне важным процессом становления психики до окончания пубертата, высший пилотаж в проявлении свойств которого является умение ощутить чувства и переживания другого человека и разделить их с ним, поставить себя на его место, почувствовать его боль, как свою.

Именно для развития зрительного малыша исключительно важным в детском возрасте является полное отсутствие пугающих моментов в его жизни. Будь то чтение страшных сказок, игры в темноте, жестокие мультики или игрушки, любые страшилки и угрозы в стиле «я тебя тут оставлю» или «сейчас дядя тебя заберет» и тому подобное.

Зрительный вектор, как и все другие, развивается от примитивного уровня в свою полную противоположность. От страха смерти, который нес в себе каждый докультурный, первобытный человек со зрительным вектором, до самоотверженной любви к людям.

Пугаясь, зрительный ребенок останавливается в своем развитии, а сопереживая другим, научается любить, выводя свои страхи наружу и избавляясь тем самым в будущем от любых фобий или паники как от психологического мусора. Любовь есть обратная сторона страха. Либо человек всего боится и ищет вновь и вновь подтверждение своих страхов, либо он приобретает способность любить, наполняющую его жизнь до краев самым мощным наслаждением и желанием созидать.

Современные дети с большой силой желаний моментально ощущают возможность более мощного удовольствия и хватаются за нее, не соглашаясь впредь на меньшее. Поэтому воспитать чувства у нового поколения несложно. Главное – понимать желания ребенка и предложить ему более вкусный пряник.

Эффективность системного воспитания детей можно оценить исключительно по устойчивым результатам практического применения знаний, полученных на тренинге. Ознакомиться с отзывами слушателей тренинга можно здесь.

Все секреты и особенности воспитания чувств у современных детей можно узнать на тренинге Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии по ссылке. Вход свободный.

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X