Воспитание детей раннего возраста: распространенные ошибки и их причины
Приблизительно в два года в сознании ребенка происходят огромные изменения – он начинает осознавать себя отдельной личностью. Для гармонии ему уже недостаточно есть, пить, спать, дышать. Все более явно проявляются нехватки психологического плана, соответственно его векторам. А потому воспитание двухлетнего ребенка в корне отличается от методик более раннего развития...
В возрасте двух лет поведение детей радикально меняется. Несмотря на опеку и заботу родителей, ребенок начинает капризничать, появляются вспышки гнева, случаются истерики. Остро проявляется негативизм – малыш отказывается делать то, что велят и в большинстве случаев поступает по-своему. Среди новых слов появляются «нет», «не хочу», «не буду»… В общем, родители крайне удивлены, к тому же все их попытки повлиять на ребенка зачастую заканчиваются результатом не в их пользу. Что же происходит с ребенком на самом деле и в чем заключается правильное воспитание детей раннего возраста?
Воспитание ребенка с рождения – «пока он поперек лавки лежит» — на первых порах сводится к простейшим мероприятиям. Как только в семье появляется новорожденный, родители должны обеспечить удовлетворение его главных потребностей – есть, пить, спать, дышать. Это физические критерии, которые родители осознают и потому начинают проявлять заботу, опеку, внимание. Удовлетворение этих потребностей дает новорожденному малышу ощущение гармонии – он спокоен, хорошо кушает, достаточно спит.
Приблизительно в два года в сознании ребенка происходят огромные изменения – он начинает осознавать себя отдельной личностью. Для гармонии ему уже недостаточно есть, пить, спать, дышать. Все более явно проявляются нехватки психологического плана, соответственно его векторам. А потому воспитание двухлетнего ребенка в корне отличается от методик более раннего развития.
Двухлетнему ребенку многое необходимо делать самому – в его подсознании четко формируется определенные желания, которые требуют удовлетворения. С другой стороны, малыш осознает, что он для родителей – центр Вселенной, ведь стоит ему заплакать, как те тут же бросаются к нему! Но теперь, кроме физических потребностей, ребенку важно удовлетворять и психологические. А объяснить, что для этого надо, он не может. Не могут понять его и родители, а потому и принимают «взывания» к помощи как капризы.
Воспитание двухлетнего ребенка определяется формированием его характера. Родители, как правило, перестают с ним нянчиться и принимаются за воспитание, используя свои методы. Ребенок, конечно, начинает отстаивать свои права, но в большинстве случаев подчиняется и начинает жить так, как учат родители. Хорошо это или плохо? Если родителям удается увидеть врожденные свойства ребенка и способствовать их гармоничному развитию – это прекрасно, но если они пытаются привить чужое – ребенок получит травму на всю жизнь, а его личные качества, оставшись неразвитыми, могут в будущем проявить себя драматически.
Воспитание маленьких детей: через капризы к характеру
В двухлетнем возрасте ребенок начинает понимать, что уже не он руководит родителями, а они им. Роли меняются, но потребность в понимании ребенка только возрастает.
Часто родители говорят: «Научился ходить, стал говорить – дальше всё просто». На самом деле именно сейчас важно наблюдать за ребенком, чтобы увидеть проявление врожденных качеств и способствовать их развитию, ведь именно от их развитости зависит будущий жизненный сценарий ребенка.
Если капризы сопровождаются периодами бурного плача, который переходит в веселье и наоборот, то ребенок обладает зрительным вектором. Это чрезвычайно эмоциональный малыш, у которого огромная потребность в любви. Только зрительники привязываются к своим игрушкам – спят с ними и постоянно носят с собой. Эмоциональность – главный признак зрительного вектора. Для такого ребенка крайне необходимо внимание, любовь. В процессе воспитания зрительных детей двух лет важно научить их проявлять сострадание – это будет снимать эмоциональное напряжение и сведет к минимуму эмоциональные колебания.
Склонность к обидам характерна для ребенка с анальным вектором. Такой малыш часто «дуется», упорно отказывается выполнять пожелания родителей. В раннем возрасте обида у такого ребенка формируется в большинстве случаев на мать - он очень привязан именно к матери. Когда ей необходимо отлучиться – он неизменно обижается. Такой каприз очень опасен – малыш начинает осознавать, что ему недодают любви и подсознательно формирует чувство ущербности, которое в дальнейшем можно провоцировать на месть. Это очень важный момент в воспитании детей раннего возраста.
Часто родители испытывают шок, когда обнаруживают, что ребенок стащил чужие вещи. Уговоры, убеждения, угрозы, как правило, пользы не приносят. При этом никаких причин, которые бы стимулировали ребенка к воровству, нет – он ни в чем не нуждается. Это свидетельство наличия кожного вектора, видовой ролью которого предусмотрено создание и сохранение запасов. Однако покражи могут свидетельствовать о стрессовом состоянии вектора. Маленькому кожнику для правильного развития важны режим и дисциплина. Ни в коем случае нельзя применять к кожнику физические наказания – они будут только подталкивать его к воровству.
Таким образом, ответственность за развитие двухлетнего ребенка целиком несут родители. Поэтому очень важно вовремя распознать в ребенке его природные свойства, чтобы воспитывая, не травмировать психику малыша. Ребенок рождается со своим набором качеств и владея системным знанием можно определить их уже с момента рождения ребенка, а в дальнейшем – грамотно подойти к процессу воспитанию малыша и способствовать его гармоничному развитию.
В статье мы показали проявление лишь некоторых векторов. Чтобы уметь определять остальные, а также понять их взаимодействие друг с другом, желательно прослушать лекции по Системно-векторной психологии, которые проходят в он-лайн режиме и дают возможность тут же задавать вопросы и получать важные советы.